Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика . <...> Личностно ориентированный подход в Сетевом обучении 107 Каткова А.В. <...> Проблемы и противоречия воспитания в современной школе . <...> Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников . <...> Personality-centered approach in the network education . <...> № 2 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ В ПЕДАГОГИКЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОГИКА А.В. <...> Боровских, Н.Х. Розов (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Статья посвящена исследованию некоторых проблем современной педагогической науки, в частности деятельностных принципов в педагогике, педагогической логики, трактовки эволюции целей, ценностей и содержания образования. <...> На основе психолого-педагогического анализа рассматриваются актуальные практические вопросы современного образования и предлагаются конкретные рекомендации для понимания, планирования и организации учебного процесса в средней и высшей школе. <...> Это, несомненно, являлось лишь веянием времени: если обстоятельно поразмышлять, то обнаружится, что тезисы “Образование служит подготовкой к научной деятельности” и “Цель образования — изучение теорий” не имеют убедительных подтверждений — ни социальных, ни психологических, ни исторических, ни экономических. <...> Социальные законы неотвратимо действуют независимо от уровня развития, профессионализма и способностей как учителей, так и учеников. <...> Тем более, что большинство из этих логик рассматривает человека уже как состоявшегося, взрослого, мыслящего и действующего, а педагогическая логика прежде всего ориентирована 2Например, жизнь неопровержимо свидетельствует: любой коллектив, собранный из “лучших”, законы социального поведения быстро и неотвратимо сепарируют на “лучших”, “худших” и “средних” (причем уровень “средних” членов этого сборного социума, конечно, будет выше, чем среднестатистический, но, вообще говоря, ниже, чем если <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№2_2011.pdf
Московского
университета
Вестник
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая
логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Педагогические размышления
Сухомлин В.А. Реформа высшей школы: анализ итогов . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Резник С.Д. Преподаватель вуза: проблемы и перспективы . . . . . . . . . . . . 149
Реалии педагогического образования
Александрова В.Г., Шишова М.И. Аксиологическая направленность компетентностного
подхода в гуманно-личностном образовательном пространстве
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Змеев В.А.Проблемы управления российской высшей школой в XVIII в. 164
Слово мэтра
Раушенбах Б.В. Математика и искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Чужая жизнь и берег дальний
Машкина О.А. Сотрудничество России, КНР и стран СНГ в сфере образования:
перспективы региональной интеграции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
События и годы
Шноль Д.Э. Сколько стоит углубленное изучение математики? . . . . . . . . 194
Кладезь идей и опыта
Непомнящий В.С. Прощай, Россия? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Книжная полка преподавателя
Пономарев Р.Е. Гуманитарное наследие в подготовке и деятельности педагога
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Голоса молодых
Давыдова Н.А. Личностно ориентированный подход в Сетевом обучении 107
Каткова А.В. Особенности профессионального самоопределения аддиктивных
подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Михайлова Е.А. Проблемы и противоречия воспитания в современной
школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Щедухина Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные
планы старшеклассников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
В перерывах между лекциями
Долгих Е.И. Студенческие браки: за и против . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 2 • 2011 • АПРЕЛЬ—ИЮНЬ
Выходит один раз в три месяца
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Borovskih A.V., Rozov N.H. Activity-related principles in pedagogy and teaching
logic . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Pedagogical Ideas
Sukhomlin V.A. Higher school reform: the analysis of results . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Reznik S.D. High school teacher: problems and prospects . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Reality of Pedagogical Education
Aleksandrova V.G., Shishova M.I. Axiological orientation of the competency approach
a humane and personal education space . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
To the 300th Anniversary from the Date of M.V. Lomonosov’s Birth
Zmeev V.A. Management problems of the Russian higher school in the XVIII
century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
The Word of Master
Raushenbakh B.V. Mathematics and Art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Foreign Life and Distant Land
Mashkina O.A. International cooperation between Russia, China and CIS: the
prospects of regional integration . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Events and Years
Shnol D.I. How much does an in-depth study of mathematics? . . . . . . . . . . . . . 194
Fountain of Ideas and Experience
Nepomniashy V.S. Goodbye Russia? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Teacher’s books
Ponomarev R.E. Humanitarian heritage in training and activities of the teacher 102
Voices of Youth
Davydova N.A. Personality-centered approach in the network education . . . . . . 107
Katkova A.V. Features of addiction teenagers professional self-determination . . 116
Mikhaylova E.A. Problems and contradictions of upbringing in modern school . 121
Scheduhina N.M. Hobby influence by school subjects on professional plans of
senior pupils . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1128
During the Intervals
Dolgih E.I. Student marriages: Pros and Cons . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
© Издательство Московского университета,
“Вестник Московского университета”, 2011
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 2
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ В ПЕДАГОГИКЕ
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
А.В. Боровских, Н.Х. Розов
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail:
fpo.mgu@mail.ru)
Статья посвящена исследованию некоторых проблем современной педагогической
науки, в частности деятельностных принципов в педагогике, педагогической
логики, трактовки эволюции целей, ценностей и содержания
образования. На основе психолого-педагогического анализа рассматриваются
актуальные практические вопросы современного образования и предлагаются
конкретные рекомендации для понимания, планирования и организации учебного
процесса в средней и высшей школе.
Ключевые слова: педагогика, психология, педагогическая логика, деятельность,
деятельностные принципы, образование, управление учебным процессом.
Проблема логики в педагогике. Под педагогической логикой обычно
понимается, с одной стороны, логика организации и осуществления
процесса обучения и воспитания, а с другой — логика аргументации,
обосновывающей ту или иную форму организации и способ осуществления
этого процесса. Хотя с точки зрения философии логика самого
процесса является первичной, мы начнем обсуждение с логики аргументации
— для того чтобы высветить суть проблемы.
В многочисленных педагогических сочинениях можно найти самые
разнообразные по своему основанию системы аргументации. Наиболее
широко распространена схоластически-компилятивная аргументация.
Она состоит в обильном цитировании различных (прошлых и современных)
авторитетов с последующей компиляцией из их высказываний
обоснования тех тезисов, которые необходимо подтвердить. Бессмысленность
и бесплодность такого рода эклектической аргументации
весьма ясно и прозрачно показана еще Л.С. Выготским [1].
Тем не менее именно схоластически-компилятивная аргументация
заполняет значительную часть сегодняшних педагогических сочинений
и, что особенно удручает, квалификационных работ1. Масштабное при1
Возьмите любой автореферат кандидатской диссертации по педагогическим наукам
— и вы найдете там идущее “сплошняком” перечисление порядка сотни (!) фамилий
авторов, публикации которых “составляют теоретико-методологическую основу диссер3
Стр.3