Б15 Бадминтон: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ [Текст] / А. П. Горячев; А. А. Ивашин; Московская городская федерация бадминтона. <...> Программа предназначена для подготовки бадминтонистов в группах спортивно-оздоровительных (СО), начальной подготовки (НП); учебно-тренировочных (УТ), спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), которые организуются в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. <...> Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на следующие этапы многолетней подготовки, режимы учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовкам. <...> Нормативная часть программы 7 щего года обучения производится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения нормативных показателей по общей, физической, специальной физической и спортивнотехнической подготовкам. <...> ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ Спортивная школа создается учредителем по собственной инициа тиве и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке. <...> Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления физической культурой. <...> Основными задачами подготовки на этапе НП являются: улучшение состояния здоровья и закаливание; устранение недостатков физического развития; привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям бадминтоном, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом, и в частности бадминтоном, и здоровому образу жизни; изучение техники выполнения основных ударов в бадминтоне (короткая, высокая подача, высокого, укороченного удара, смэша, ударов в передней зоне площадки), техники передвижения по площадке и совершенствование в ней; развитие у детей <...>
Бадминтон._Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_ДЮСШ_и_СДЮШОР_(этапы_спортивного_совершенствования_и_высшего_спортивного_мастерства).pdf
УДК 796/799
ББК 75.565
Б15
Авторы-составители:
А.П. Горячев – первый вице-президент Московской городской
федерации бадминтона, заслуженный работник физической
культуры и спорта Российской Федерации;
А.А. Ивашин – председатель тренерского совета Национальной
федерации бадминтона России, старший тренер отделения
бадминтона ШВСМ по игровым видам спорта «Измайлово»,
заслуженный тренер РФ.
Рецензенты:
В.И. Колосков – начальник отдела спортивных игр Центра
спортивной подготовки сборных команд России Минспорттуризма
России, член Совета Национальной федерации бадминтона
России, мастер спорта СССР;
Б.А. Яковлев – канд. пед. наук, доцент кафедры теории
и методики гольфа и тренажерных технологий РГУФКСиТ;
Т.В. Байдиченко – канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры
прикладных видов спорта и экстремальной деятельности
РГУФКСиТ.
Б15
Бадминтон: Примерная программа спортивной подготовки
для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ [Текст] / А. П. Горячев;
А. А. Ивашин; Московская городская федерация бадминтона.
– М. : Советский спорт, 2010. – 160 с.
ISBN 978-5-9718-0430-7
УДК 796/799
ББК 75.565
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ),
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва
(СДЮШОР), училищ олимпийского резерва (УОР) и школ
высшего спортивного мастерства (ШВСМ) разработана на основе
директивных и нормативных документов, регламентирующих
работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г.
№ 329-ФЗ и Типовым положением об образовательном учреждении
дополнительного образования детей (постановление Правительства
РФ от 07.03.95 № 233), нормативными документами
Министерства науки и образования РФ и Минспорттуризма
России.
Правовые вопросы данной программы регламентируются также
различными законами и нормативными актами, к которым относятся
отдельные положения Гражданского кодекса РФ (ГК), Закона
Российской Федерации «Об общественных организациях»
и др.
Программа предназначена для подготовки бадминтонистов
в группах спортивно-оздоровительных (СО), начальной подготовки
(НП); учебно-тренировочных (УТ), спортивного совершенствования
(СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ),
которые организуются в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Кроме
того, программа может быть использована для работы с бадминтонистами
в спортивных клубах, училищах олимпийского резерва
(УОР) и коллективах физической культуры.
ISBN 978-5-9718-0430-7
© Горячев А. П., Ивашин А. А., 2010
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2010
Программа по бадминтону реализует принципы государственной
политики в области физической культуры и спорта, декларированные
в ст. 3 Федерального закона «О физической культуре
и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ:
Стр.2
156
Литература
33. Современная система спортивной подготовки / под. ред.
Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М., 1995.
34. Талаче Ежи. Энциклопедия физических упражнений. – М.:
Физкультура и спорт, 1998.
35. Туманян Г.С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная
книга тренера. – М.: Советский спорт, 2006.
36. Уильмс М. Эргогенные средства в системе спортивной
подготовки. – Киев: Олимпийская литература, 1997.
37. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.,
1987.
38. Фролов С.Н., Платонов О.И., Чистова Н.А. Водное поло.
Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,
СДЮШОР и ШВСМ. – М.: Советский спорт, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
Объяснительная записка ....................................................................
I. Нормативная часть программы ................................................... 6
3
1.1. Цели и задачи деятельности спортивных школ ............... 6
1.2. Режим работы ............................................................................... 11
1.3. Контрольно-переводные нормативы для различных
этапов обучения ........................................................................... 14
II. Методическая часть программы ................................................ 25
2.1. Организационно методические указания ........................... 25
2.1.1. Организация учебно-тренировочного
процесса ................................................................................... 25
2.1.2. Основы многолетней тренировки
спортсменов ............................................................................ 26
2.1.3. Основные закономерности возрастного
развития и совершенствования физических
качеств на этапах многолетней тренировки ................ 29
Этап предварительной спортивной
подготовки .............................................................................. 29
Этап базовой подготовки
(начальной спортивной специализации) ..................... 30
Этап углубленной специализации .................................. 31
Особенности возрастного развития
девушек 12–16 лет ................................................................ 32
Особенности возрастного развития
юношей 13–17 лет ................................................................ 32
2.2. Планирование подготовки ....................................................... 33
2.2.1. Учебные планы ...................................................................... 33
2.2.2. Годичные планы подготовки ............................................ 35
Основные принципы планирования
подготовки .............................................................................. 35
2.3. Программный материал для практических
занятий ............................................................................................ 62
Стр.79
2.3.1. Группы начальной подготовки ........................................ 62
Общая физическая подготовка ........................................ 62
Специальная физическая подготовка ........................... 65
Техническая подготовка ..................................................... 68
Тактическая подготовка ..................................................... 70
2.3.2. Учебно-тренировочные группы ....................................... 70
Общая физическая подготовка ........................................ 70
Техническая подготовка ..................................................... 76
Тактическая подготовка ..................................................... 76
2.3.3. Группы спортивного совершенствования .................... 93
Общая физическая подготовка ........................................ 93
Специальные подготовительные упражнения ........... 95
Техническая подготовка ..................................................... 96
Тактическая подготовка ..................................................... 96
Специальная физическая подготовка ........................... 96
Зоны тренировочных нагрузок в бадминтоне
(краткая характеристика упражнений) ........................ 97
Примерное распределение учебного материала
в микроциклах тренировки для групп
спортивного совершенства ................................................ 102
Интегральная подготовка .................................................. 112
2.3.4. Группы высшего спортивного мастерства ................... 116
Развитие анаэробной и аэробной выносливости ....... 116
2.4. Теоретическая подготовка ....................................................... 122
2.5. Воспитательная работа и психологическая
подготовка ...................................................................................... 129
2.5.1. Воспитательная работа ....................................................... 129
2.5.2. Психологическая подготовка ........................................... 135
2.6. Восстановительные средства и мероприятия .................... 141
2.6.1. Технология восстановления бадминтонистов
высокого класса ..................................................................... 146
2.7. Врачебный контроль .................................................................. 151
2.8. Инструкторская и судейская практика ............................... 152
Литература ................................................................................................ 155
Учебное издание
Бадминтон
Примерная программа
Художник Е.А. Ильин
Корректор М.В. Решетова
Компьютерная верстка С.И. Штойко
Стр.80