Свищев – профессор кафедры теории и методики борьбы и восточных единоборств РГУФК, докт. пед. наук С17 Самбо [текст] : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / С. Е. Табаков, С. В. Елисеев, А. В. Конаков. <...> ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2008 ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по самбо для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) подготовлена на основе Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР), утвержденного приказом Госкомспорта России № 390 от 28 июня 2001 г., Положения о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР), утвержденного Госкомспортом России и Минздравом России, регламентирующего работу спортивных школ с учетом многолетнего передового опыта подготовки квалифицированных спортсменов и данных научных исследований, а также Нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ № 96-ИТ от 25 января 1995 г. Разработка настоящей Программы осуществлена в соответствии с решением коллегии Госкомспорта России «О состоянии и мерах по развитию самбо в Российской Федерации» № 3/3 от 23 апреля 2003 г., на которой, учитывая социальную значимость в формировании личности гражданина и патриота, самбо было признано национальным и приоритетным видом спорта в России. <...> Впервые представлен материал по боевому самбо как по спортивной дисциплине в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией 2001–2005 гг. <...> Предварительная подготовка осуществляется в группах начальной подготовки; начальная специализация – в учебнотренировочных группах (1–2 года обучения); углубленные тренировки в избранном виде спорта – в учебно-тренировочных группах (3–4 года обучения); совершенствование спортивного <...>
Самбо._Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_ДЮСШ_и_СДЮШОР_(этапы_спортивного_совершенствования_и_высшего_спортивного_мастерства).pdf
УДК 796/799
ББК 75.715
С17
Программу разработали:
С. Е. Табаков – доцент кафедры теории и методики борьбы и восточных
единоборств РГУФК, канд. пед. наук, заслуженный тренер РСФСР
С. В. Елисеев – доцент кафедры теории и методики борьбы и восточных
единоборств РГУФК, канд. пед. наук, заслуженный тренер РСФСР
А. В. Конаков – преподаватель кафедры теории и методики
прикладных видов спорта РГУФК
В. А. Левченко – советник Российской Федерации 1-го класса,
судья всесоюзной категории по спорту
Рецензенты:
Б. А. Подливаев – профессор кафедры теории и методики борьбы
и восточных единоборств РГУФК, канд. пед. наук,
заслуженный тренер России
И. Д. Свищев – профессор кафедры теории и методики борьбы
и восточных единоборств РГУФК, докт. пед. наук
С17
Самбо [текст] : Примерная программа спортивной подготовки
для детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва /
С. Е. Табаков, С. В. Елисеев, А. В. Конаков.–М. : Советский
спорт, 2008. – 236 с.
ISBN 978-5-9718-0292-1
УДК 796/799
ББК 75.715
Компьютерная верстка С.Т. Ковалевой
Подписано в печать 12.12.2007.
Редактор В.А. Левченко
Художник Е.А. Ильин
Формат 60×90 1
. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл.печ.л. 14,75. Уч-изд.л. 12,4. Тираж 500 экз.
Изд. № 1283. С–4. Заказ №
/16
ОАО «Издательство “Советский спорт”».
105064, Москва, ул. Казакова, 18.
Тел. (495) 261-50-32
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ФГУП «Производственный комбинат ВИНИТИ».
140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403.
Тел. (495) 554-21-86
©Федеральное агентство по физической
культуре и спорту, 2008
©Табаков С. Е., Елисеев С. В.,
Конаков А. В., 2008
ISBN 978-5-9718-0292-1
©Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2008
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по самбо для детско-юношеских спортивных школ
(ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва (СДЮШОР) подготовлена на основе Типового плана-проспекта
учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР,
ШВСМ и УОР), утвержденного приказом Госкомспорта России № 390 от
28 июня 2001 г., Положения о детско-юношеской спортивной школе
(ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского
резерва (СДЮШОР), утвержденного Госкомспортом России и Минздравом
России, регламентирующего работу спортивных школ с учетом
многолетнего передового опыта подготовки квалифицированных спортсменов
и данных научных исследований, а также Нормативно-правовых
основ, регулирующих деятельность спортивных школ № 96-ИТ от 25 января
1995 г.
Разработка настоящей Программы осуществлена в соответствии с
решением коллегии Госкомспорта России «О состоянии и мерах по развитию
самбо в Российской Федерации» № 3/3 от 23 апреля 2003 г., на
которой, учитывая социальную значимость в формировании личности
гражданина и патриота, самбо было признано национальным и приоритетным
видом спорта в России.
Предыдущая учебная программа по борьбе самбо была издана в
1991 г. коллективом авторов под руководством профессора кафедры
борьбы ГЦОЛИФК Е.М. Чумакова. В ней были подробно изложены материалы
по всем видам подготовки самбиста. За более чем десятилетний
период произошли серьезные изменения в жизни общества и спортивной
науке.
Настоящая Программа сохранила преемственность подходов и принципов,
содержит необходимые данные, отвечающие современным требованиям
подготовки спортивного резерва, учебным программам по видам
спорта для учащихся ДЮСШ и СДЮШОР. Впервые представлен материал
по боевому самбо как по спортивной дисциплине в соответствии с Единой
всероссийской спортивной классификацией 2001–2005 гг.
Стр.2
—Ó‰Â
К
‡
М
Л
В
____________________________________________________________
237
2.4.3. Физическая подготовка самбиста ....................................... 64
2.4.4. Техническая подготовка самбиста ...................................... 97
2.4.5. Тактическая подготовка самбиста .................................... 116
2.4.6. Боевое самбо....................................................................... 136
2.5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА .......................................... 148
2.6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ............................... 153
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................ 3
I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ......................................................................... 5
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТИВНЫХ ШКОЛ................................................................... 5
1.2. РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ....................... 9
1.3. КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ
ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ ................................. 11
II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ..................... 22
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ .......... 22
2.1.1. Организация учебно-тренировочного процесса
в спортивных школах ......................................................... 22
2.1.2. Характеристика возрастных особенностей физического
развития детей и подростков ............................................. 26
2.1.3. Основы многолетней подготовки самбистов .................. 32
2.2. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ...................................................................... 37
2.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ............................................ 40
2.3.1. Система соревнований ...................................................... 40
2.3.2. Планирование годичных циклов
подготовки самбистов ........................................................ 42
2.4. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ............................................ 52
2.4.1. Система упражнений самбиста .......................................... 52
2.4.2. Вспомогательные упражнения самбиста .......................... 54
2.6.1. Воспитательная работа ...................................................... 153
2.6.2. Психологическая подготовка ............................................ 155
2.7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ................ 183
2.7.1. Педагогический контроль.................................................. 183
2.7.2. Врачебный контроль .......................................................... 195
2.8. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
И МЕРОПРИЯТИЯ ...................................................................... 199
2.9. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА................ 207
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 211
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................... 212
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................ 234
Стр.119