ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2009 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СХЕМАХ-РИСУНКАХ: направление полета мяча игрока направление полета мяча соперника игрок (соперник) подход игрока к мячу перед выполнением удара возможное место попадания мяча в корт мишени пушки теннисные тренер место расположения игрока перед ударом соперника предполагаемая прямая линия, на которой необходимо занять оптимальную позицию на корте перед ударом соперника 5 овладение основными техническими приемами тенниса. <...> Подэтап начальной спортивной специализации формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку на этапе начальной подготовки и выполнивших приемные нормативы по физической, технической, психической и соревновательной подготовленностям. <...> Подэтап углубленной спортивной специализации формируется из здоровых спортсменов-разрядников, выполнивших контрольно-переводные нормативы по физической, технической и психологической подготовленностям, а также имеющие определенные показатели соревновательной деятельности: объема, разносторонности, стабильности и эффективности. <...> Существуют объективные факторы, обязывающие соблюдать определенные условия построения тренировки: внешние (экзогенные), к которым относится все, что касается величины тренировочного и соревновательного воздействия на спортсмена, условий тренировки и соревнований, режима дня и т.д.; внутренние (эндогенные), к котоГВЪ У‰Л˜ВТН‡ˇ ˜‡ТЪ¸ 10 рым относятся функциональные свойства спортсмена восстановительные и адаптационные. <...> Теннисист должен находиться в состоянии оптимальной готовности во время основных турниров, а не в подготовительном периоде, когда проводятся турниры, которые можно рассматривать как контрольно-подготовительные, и не в переходном, когда основные соревнования уже сыграны; структурой тренировки и структурой тренированности, под которой <...>
Теннис._Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_ДЮСШ_и_СДЮШОР_(этапы_спортивного_совершенствования_и_высшего_спортивного_мастерства).pdf
УДК 794
ББК 75.577
Т33
Авторысоставители:
Всеволодов И. В. – канд. пед. наук, профессор кафедры теории и мето
дики тенниса Российского государственного университета физической куль
туры, спорта и туризма (РГУФК);
Голенко В. А. – доктор пед. наук, заведующий кафедрой теории и методи
ки тенниса Российского государственного университета физической культу
ры, спорта и туризма (РГУФК), заслуженный работник физической культуры
Российской Федерации, заслуженный тренер России;
Горелов В. А. – старший тренер юношеских сборных команд России, за
служенный тренер России;
Жихарева О. И. – канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики
тенниса Российского государственного университета физической культу
ры, спорта и туризма (РГУФК);
Скородумова А. П. – доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры
теории и методики тенниса Российского государственного университета физи
ческой культуры, спорта и туризма (РГУФК), заслуженный работник физичес
кой культуры Российской Федерации, мастер спорта СССР, заслуженный тре
нер России.
Рецензенты:
Годик М. А. – доктор пед. наук, профессор, зам. директора спортивного
департамента РФС, заслуженный работник физической культуры;
Столов И. И. – канд. пед. наук, заслуженный тренер России по волей
болу, начальник отдела спортивных школ и училищ олимпийского резерва
Федерального агентства по физической культуре и спорту;
Фомин В. А. – директор СДЮШОР «Олимпиец».
Т33
Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детскоюно
шеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ
олимпийского резерва [Текст] / под общ. ред. проф. В. А. Голенко, проф.
А. П. Скородумовой. – М. : Советский спорт, 2009. – 137 с.
ISBN 9785971804154
Данная программа создана на основе многолетнего опыта специалистов, работавших в
ДЮСШ, ШВСМ, СДЮШОР «Олимпиец», спорткомитете СССР, сборных командах страны,
на кафедрах теории и методики физической культуры, теории и методики тенниса Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Создание программы вызвано потребностями спорта высших достижений и заботой о
здоровье подрастающего поколения страны. При подготовке данного документа авторы учи
тывали современные тенденции развития спортивной науки в мире и тенниса в частности.
Авторы, учитывая длительность периода обучения игре и совершенствования в ней, пред
лагают к использованию различные программы для трех периодов обучения теннису.
УДК 794
ББК 75.577
ISBN 9785971804154
© Коллектив авторов, 2009
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2009
Стр.2
136
34. Bryant J. Cratty Psychology in contemporary sport. New Jersy,
USA: Prentise-Hall, Englewood Cliffs, 1973. 224 p.
35. Brewer L. Professional tennis drills. New York: Charles Scribner
Sons, 1985. 170 p.
36. Crooke J. The pocket guide to tennis tactics. Holland: Clark
Limited, 1985. 101 p.
37. Douglas P. The handbook of tennis. London: Pelham Books, 1995.
288 p.
38. Gallwey W. Timothy. The inner game of tennis. New York:
Random House, 1974; 1997. 124 p.
39. Groppel J., Loehr E., Melvile S., Quinn A. Science of coaching tennis.
Leisure Press: Champaign, Illinois, 1989. 327 ð.
40. Halstrem B. Tranings modeller for tennis / Â. Halstrem, R. Larson,
G. Petterson. Sweden, 1979.
41. Kriese C. Total tennis training. USA: Master Press, 1988. 209 p.
42. Loehr Y. Net results. Training the tennis parent for competition.
The Stephen greene press. Lexington Massachusetts, 1989. 215 ð.
43. Navratilova M. Tennis my way. New York, 1983. 170 ð.
44. Ralston D., Tarshis B. Six weeks to a better level of tennis. New
York: B.I., 1977. 173 p.
45. Stranberg B., Jones R. Tennis. The Swedish way. In cooperation
with the Swedish tennis association, 1988. 83 p.
46. United States Tennis Association. Tennis tactics. Champaigh, IL,
Human Kinetics, 1996. 236 p.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативная часть ...................................................................... 4
2. Методическая часть ..................................................................... 8
2.1. Пояснительная записка ......................................................... 8
2.2. Планирование подготовки ................................................... 9
2.2.1. Основные положения планирования
подготовки теннисистов ........................................... 9
2.2.2. Возрастные особенности и их учет при
планировании тренировочного процесса ................ 14
2.2.3. Планирование тренировочного занятия .................. 19
2.2.4. Примерные планы тренировочных
занятий разной направленности ............................... 27
2.2.5. Примерный план тренировочной работы
в спортивном лагере ................................................... 32
2.2.6. Планы годичных макроциклов (ÌàÖ)
для различных этапов ïîäãîòîâêè............................ 33
2.3. Техническая подготовка ....................................................... 51
2.4. Технико-тактическая подготовка ........................................ 78
2.5. Физическая ïîäãîòîâêà......................................................... 84
2.6. Теоритеческая ïîäãîòîâêà.................................................... 109
2.7. Психологическая подготовка
и воспитательная ðàáîòà....................................................... 115
3. Контроль в учебно-тренировочном процессе ........................... 119
3.1. Виды контроля ....................................................................... 119
3.2. Таблицы оценки технической и физической
подготовленности теннисистов и теннисисток
разного возраста ................................................................... 125
4. Инструкторская и судейская практика ...................................... 130
5. Техника безопасности мест проведения занятий
и профилактика òðàâì..................................................................... 131
Литература ....................................................................................... 134
Стр.70