1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ:
ТРЕНИНГ КОНСУЛЬТАНТА
Рабочая тетрадь для слушателей программы дополнительного
образовательного профессионального образования «Психологическое
консультирование: тренинг консультанта»
Красноярск
2013
Стр.1
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ:
ТРЕНИНГ КОНСУЛЬТАНТА
Рабочая тетрадь для слушателей программы дополнительного
профессионального образования «Психологическое консультирование:
тренинг консультанта»
Красноярск
2013
Стр.2
3
УДК 615.851 (075.8)
ББК Ю949.2 Я73
Психологическое консультирование: тренинг консультанта: рабочая
тетрадь для слушателей программы дополнительного образовательного
профессионального образования «Психологическое консультирование:
тренинг консультанта». - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 40 с.
Составитель: И.Е.Марина
Рабочая тетрадь для сопровождения программы дополнительного
профессионального образования «Психологическое консультирование:
тренинг консультанта» в рамках повышения квалификации психологов,
реализующих консультационное направление деятельности.
Представлен практический материал для тренинговой работы с
целью отработки умений и навыков психологического консультирования.
Рекомендуется психологам всех отраслей психологии, реализующих
консультационное направление деятельности.
Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским
советом СибГТУ.
Рецензент: канд. философ.
методический совет СибГТУ)
При оформлении титульного листа использовался рисунок с адреса:
http://www.topauthor.ruuploads201203266_229494ad97da4efb9dafd9d80d3387368e1.jpeg
©
ФГБОУ ВПО Сибирский государственный технологический
университет, 2013
наук Е.С. Медведева (научно
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1 Список утверждений к упражнению «Консультирование
— это..., консультирование — это не...»
2 Вопросы к упражнению «Люди, которые мне помогают»
3 Материал для упражнения «невербальные средства
общения»
4 Варианты «заклинаний» для упражнения «Оставь за
дверью трудности»
5 Бланк для упражнения «Окно Джохари»
6 Рекомендации к упражнению «Обратная связь»
7 Материал к упражнению «Как показать клиенту, что мы
его понимаем»
8 Материал к упражнению «Рефлексивное слушание»
9 Материал к упражнению «И что вы чувствуете?»
10 Примеры ситуаций к упражнению «Техники постановки
вопросов»
11 Материал к упражнению «Супервизия»
12 Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе
первой части тренинга
II СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1 Применение навыков, техник и стратегий в ходе
консультирования
2 Материал для упражнения «Что нужно клиенту?»
6
8
8
9
9
10
11
12
12
12
13
14
15
19
21
21
22
Стр.4
5
3 Материал для упражнения «Создание доверительной
атмосферы»
4 Материал для упражнения «Составление контракта»
5 Список вопросов для упражнения «Слушая и прерывая
фразы»
6 Образцы техник
7 Примеры к упражнению «Самораскрытие»
8 Образцы карточек к упражнению «Повторяющееся
слово»
9 Темы для упражнения «Фокус на мыслях клиента»
10 Темы для разыгрывания ситуации к упражнению
«Фокус на поведении»
11 Модель решения проблемы клиента к упражнению
«Фокус на поведении»
12 Примерные вопросы «подстройки к будущему» для
упражнения «Окончание сессии»
13 Карта тренинга для упражнения «Обобщение опыта»
14 Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе
второй части тренинга
Библиографический список
Приложение А (Обязательное) Контрольная работа
текущего контроля
Приложение Б (Обязательное) Контрольная работа
итогового контроля
23
24
24
25
27
29
29
30
30
31
32
33
34
35
37
Стр.5
6
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь «Психологическое консультирование: тренинг
консультанта» разработана в качестве сопроводительного материала
программы дополнительного профессионального образования с целью
развития умения и навыков консультирования.
Актуальность повышения квалификации
психологов
по
дополнительной профессиональной образовательной программе
«Психологическое консультирование: тренинг консультанта» обусловлена
необходимостью развивать навыки консультирования для реализации
практической деятельности психолога.
Психологическое консультирование – одно из основных
направлений деятельности в работе практикующего психолога. Обучение
психологическому консультированию – процесс постепенный, поэтому
материал, представленный в данном издании, рассчитан на тренинговые
занятия, предполагающие несколько встреч для отработки навыков
психологического консультирования.
Актуальность применения рабочей тетради «Психологическое
консультирование: тренинг консультанта» в рамках повышения
квалификации подкрепляется необходимостью совершенствования
профессиональных компетенций психологов, необходимых для реализации
консультативной направленности деятельности практикующего психолога.
Умения и навыки, отрабатываемые по предложенному практическому
материалу, могут быть использованы в рамках интегративного, личностноцентрированного,
когнитивно-бихевиорального и гештальтконсультирования.
Стр.6
7
Тренинг консультанта с целью тренировки навыков и умений,
необходимых для проведения профессионального психологического
консультирования, основан на материалах Е.К. Лютовой-Робертс [6].
Рабочая тетрадь «Психологическое консультирование: тренинг
консультанта» составлена как на основе интеграции теории научного
содержания, так и материалов практического применения и разбита на две
части.
Первая часть «Навыки и техники психологического
консультирования» охватывает следующие вопросы: умения, необходимые
в процессе психологического консультирования (умение слушать и
слышать, умение эффективно использовать невербальные средства
общения, умение наблюдать, умение давать и принимать обратную связь,
умение следовать за собеседником в процессе взаимодействия); техники
рефлексивного слушания, необходимые в процессе психологического
консультирования (эхо-техника, перефразирование, резюмирование);
техники постановки вопросов, необходимые в процессе психологического
консультирования (открытые и закрытые вопросы, вопросы
содержательного и эмоционального характера, эффективные и
неэффективные вопросы).
Вторая часть «Структура психологического консультирования»
охватывает следующие вопросы: стадии процесса консультирования
(составление контракта, создание доверительных отношений, сбор
информации; фокус на эмоциях, фокус на мыслях /уточнение проблемы -
новый взгляд на проблему/, фокус на поведении; окончание этапа /
процесса консультирования); навыки, техники и стратегии консультанта,
применимые на каждом из этапов процесса психологического
консультирования.
Стр.7
8
Данный материал разработан для отработки профессиональных
компетенций в рамках повышения квалификации психологов, связанных с
реализацией консультативной направленности деятельности
практикующего психолога, а также повышения психологической
компетентности будущей профессиональной деятельности студентов
средних и старших курсов специальности 030300 «Психология».
I
НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1 Список утверждений к упражнению «Консультирование — это...,
консультирование — это не...»
Внимательное слушание клиента консультантом
Безграничная дружба клиента с консультантом
Концентрация внимания консультанта на том, что волнует и
беспокоит клиента
Наблюдение консультанта за вербальным и невербальным
языком клиента
Направление клиента к другим специалистам, если
консультант не может справиться с проблемой клиента
Принятие и понимание клиента
Совет
Наставления и напутствия
Обучение клиента
Выявление недостатков клиента, с тем чтобы в дальнейшем
над ними работать
Особые взаимоотношения между клиентом и
консультантом, которые предполагают наличие
определенных границ
Внимание к клиенту
Полная, стопроцентная конфиденциальность
Умение консультанта постоянно испытывать те же самые
чувства, что испытывает его клиент
Стр.8
9
Искренность консультанта и его умение оставаться самим
собой
Предоставление клиенту возможности самому принимать
решения
Умение консультанта быть хорошим артистом, с тем чтобы
скрывать свои истинные чувства
Отношение к клиенту как к больному, которого надо
обязательно вылечить
Правосудие и направление клиента на «истинный» путь
Интервьюирование клиента, с тем чтобы выявить все его
текущие проблемы и узнать о нем как можно больше
Убеждение клиента поступать определенным образом
2 Вопросы к упражнению «Люди, которые мне помогают»
□ о том, к кому он обращается за помощью в трудные минуты;
□ кто эти люди, с которыми он может поделиться своими проблемами;
□
какими качествами они обладают;
□ насколько действенной бывает их помощь;
□ какие проблемы хотел бы научиться решать клиент после прохождения
тренинга.
3 Материал для упражнения «невербальные средства общения»
Выражение лица:
1. Постоянная веселая улыбка на лице.
2. Нахмуренные брови.
3. Взгляд сверху вниз.
4. Взгляд «глаза в глаза».
5. Взгляд в сторону.
6. «Бегающий» взгляд.
7. Пристальный взгляд в лицо собеседника.
8. Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника.
Стр.9
10
Позы сидя на стуле или в кресле:
1. Легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику.
2. Поза «нога на ногу».
3. Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено.
4. Корпус откинут назад, руки за головой.
5. Застывшая, неподвижная поза.
Жесты:
1. Руки скрещены на груди.
2. Руки расположены за спиной.
3. Жест «пирамида».
4. Жест «рука к лицу» (рука закрывает часть лица).
5. Консультант держит перед собой предмет двумя руками.
6. Неоднократное использование жеста «указующий перст».
Другие паттерны невербального поведения:
1. Консультант постоянно поглядывает на часы.
2. Консультант постоянно вздыхает.
3. Консультант постукивает пальцем или ладонью по колену.
4 Варианты «заклинаний» для упражнения «Оставь за дверью
трудности»
Оставь все проблемы за дверью, войди в аудиторию с желанием
работать
Забудь проблемы дня, будь здесь и сейчас
Уверенность. Профессионализм. Спокойствие
Я настроен на работу
Здесь, у этой двери, я оставляю все, что мешает мне работать. Входи
Я оставляю трудности при входе. Глубокий вдох.. И я готов к работе
Стр.10