Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639871)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Психологическое консультирование: тренинг консультанта

0   0
Первый авторМарина Ирина Евгеньевна
Издательство[Б.и.]
Страниц40
ID288324
АннотацияРабочая тетрадь для сопровождения программы дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» в рамках повышения квалификации психологов, реализующих консультационное направление деятельности
УДК615.851 (075.8)
Марина, И.Е. Психологическое консультирование: тренинг консультанта / И.Е. Марина .— : [Б.и.], 2013 .— 40 с. — URL: https://rucont.ru/efd/288324 (дата обращения: 23.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ТРЕНИНГ КОНСУЛЬТАНТА Рабочая тетрадь для слушателей программы дополнительного образовательного профессионального образования «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» Красноярск 2013 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ТРЕНИНГ КОНСУЛЬТАНТА Рабочая тетрадь для слушателей программы дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» Красноярск 2013 3 УДК 615.851 (075.8) ББК Ю949.2 Я73 Психологическое консультирование: тренинг консультанта: рабочая тетрадь для слушателей программы дополнительного образовательного профессионального образования «Психологическое консультирование: тренинг консультанта». <...> Составитель: И.Е.Марина Рабочая тетрадь для сопровождения программы дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» в рамках повышения квалификации психологов, реализующих консультационное направление деятельности. <...> Представлен практический материал для тренинговой работы с целью отработки умений и навыков психологического консультирования. <...> Рекомендуется психологам всех отраслей психологии, реализующих консультационное направление деятельности. <...> Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СибГТУ. <...> Рецензент: канд. философ. методический совет СибГТУ) При оформлении титульного листа использовался рисунок с адреса: http://www.topauthor.ruuploads201203266_229494ad97da4efb9dafd9d80d3387368e1.jpeg © ФГБОУ ВПО Сибирский государственный технологический университет, 2013 наук Е.С. Медведева (научно 4 СОДЕРЖАНИЕ Введение I НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1 Список утверждений <...>
Психологическое_консультирование_тренинг_консультанта.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Психологическое_консультирование_тренинг_консультанта.pdf
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ТРЕНИНГ КОНСУЛЬТАНТА Рабочая тетрадь для слушателей программы дополнительного образовательного профессионального образования «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» Красноярск 2013
Стр.1
2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ТРЕНИНГ КОНСУЛЬТАНТА Рабочая тетрадь для слушателей программы дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» Красноярск 2013
Стр.2
3 УДК 615.851 (075.8) ББК Ю949.2 Я73 Психологическое консультирование: тренинг консультанта: рабочая тетрадь для слушателей программы дополнительного образовательного профессионального образования «Психологическое консультирование: тренинг консультанта». - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 40 с. Составитель: И.Е.Марина Рабочая тетрадь для сопровождения программы дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» в рамках повышения квалификации психологов, реализующих консультационное направление деятельности. Представлен практический материал для тренинговой работы с целью отработки умений и навыков психологического консультирования. Рекомендуется психологам всех отраслей психологии, реализующих консультационное направление деятельности. Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СибГТУ. Рецензент: канд. философ. методический совет СибГТУ) При оформлении титульного листа использовался рисунок с адреса: http://www.topauthor.ruuploads201203266_229494ad97da4efb9dafd9d80d3387368e1.jpeg © ФГБОУ ВПО Сибирский государственный технологический университет, 2013 наук Е.С. Медведева (научно
Стр.3
4 СОДЕРЖАНИЕ Введение I НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1 Список утверждений к упражнению «Консультирование — это..., консультирование — это не...» 2 Вопросы к упражнению «Люди, которые мне помогают» 3 Материал для упражнения «невербальные средства общения» 4 Варианты «заклинаний» для упражнения «Оставь за дверью трудности» 5 Бланк для упражнения «Окно Джохари» 6 Рекомендации к упражнению «Обратная связь» 7 Материал к упражнению «Как показать клиенту, что мы его понимаем» 8 Материал к упражнению «Рефлексивное слушание» 9 Материал к упражнению «И что вы чувствуете?» 10 Примеры ситуаций к упражнению «Техники постановки вопросов» 11 Материал к упражнению «Супервизия» 12 Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе первой части тренинга II СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1 Применение навыков, техник и стратегий в ходе консультирования 2 Материал для упражнения «Что нужно клиенту?» 6 8 8 9 9 10 11 12 12 12 13 14 15 19 21 21 22
Стр.4
5 3 Материал для упражнения «Создание доверительной атмосферы» 4 Материал для упражнения «Составление контракта» 5 Список вопросов для упражнения «Слушая и прерывая фразы» 6 Образцы техник 7 Примеры к упражнению «Самораскрытие» 8 Образцы карточек к упражнению «Повторяющееся слово» 9 Темы для упражнения «Фокус на мыслях клиента» 10 Темы для разыгрывания ситуации к упражнению «Фокус на поведении» 11 Модель решения проблемы клиента к упражнению «Фокус на поведении» 12 Примерные вопросы «подстройки к будущему» для упражнения «Окончание сессии» 13 Карта тренинга для упражнения «Обобщение опыта» 14 Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе второй части тренинга Библиографический список Приложение А (Обязательное) Контрольная работа текущего контроля Приложение Б (Обязательное) Контрольная работа итогового контроля 23 24 24 25 27 29 29 30 30 31 32 33 34 35 37
Стр.5
6 ВВЕДЕНИЕ Рабочая тетрадь «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» разработана в качестве сопроводительного материала программы дополнительного профессионального образования с целью развития умения и навыков консультирования. Актуальность повышения квалификации психологов по дополнительной профессиональной образовательной программе «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» обусловлена необходимостью развивать навыки консультирования для реализации практической деятельности психолога. Психологическое консультирование – одно из основных направлений деятельности в работе практикующего психолога. Обучение психологическому консультированию – процесс постепенный, поэтому материал, представленный в данном издании, рассчитан на тренинговые занятия, предполагающие несколько встреч для отработки навыков психологического консультирования. Актуальность применения рабочей тетради «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» в рамках повышения квалификации подкрепляется необходимостью совершенствования профессиональных компетенций психологов, необходимых для реализации консультативной направленности деятельности практикующего психолога. Умения и навыки, отрабатываемые по предложенному практическому материалу, могут быть использованы в рамках интегративного, личностноцентрированного, когнитивно-бихевиорального и гештальтконсультирования.
Стр.6
7 Тренинг консультанта с целью тренировки навыков и умений, необходимых для проведения профессионального психологического консультирования, основан на материалах Е.К. Лютовой-Робертс [6]. Рабочая тетрадь «Психологическое консультирование: тренинг консультанта» составлена как на основе интеграции теории научного содержания, так и материалов практического применения и разбита на две части. Первая часть «Навыки и техники психологического консультирования» охватывает следующие вопросы: умения, необходимые в процессе психологического консультирования (умение слушать и слышать, умение эффективно использовать невербальные средства общения, умение наблюдать, умение давать и принимать обратную связь, умение следовать за собеседником в процессе взаимодействия); техники рефлексивного слушания, необходимые в процессе психологического консультирования (эхо-техника, перефразирование, резюмирование); техники постановки вопросов, необходимые в процессе психологического консультирования (открытые и закрытые вопросы, вопросы содержательного и эмоционального характера, эффективные и неэффективные вопросы). Вторая часть «Структура психологического консультирования» охватывает следующие вопросы: стадии процесса консультирования (составление контракта, создание доверительных отношений, сбор информации; фокус на эмоциях, фокус на мыслях /уточнение проблемы - новый взгляд на проблему/, фокус на поведении; окончание этапа / процесса консультирования); навыки, техники и стратегии консультанта, применимые на каждом из этапов процесса психологического консультирования.
Стр.7
8 Данный материал разработан для отработки профессиональных компетенций в рамках повышения квалификации психологов, связанных с реализацией консультативной направленности деятельности практикующего психолога, а также повышения психологической компетентности будущей профессиональной деятельности студентов средних и старших курсов специальности 030300 «Психология». I НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1 Список утверждений к упражнению «Консультирование — это..., консультирование — это не...» Внимательное слушание клиента консультантом Безграничная дружба клиента с консультантом Концентрация внимания консультанта на том, что волнует и беспокоит клиента Наблюдение консультанта за вербальным и невербальным языком клиента Направление клиента к другим специалистам, если консультант не может справиться с проблемой клиента Принятие и понимание клиента Совет Наставления и напутствия Обучение клиента Выявление недостатков клиента, с тем чтобы в дальнейшем над ними работать Особые взаимоотношения между клиентом и консультантом, которые предполагают наличие определенных границ Внимание к клиенту Полная, стопроцентная конфиденциальность Умение консультанта постоянно испытывать те же самые чувства, что испытывает его клиент
Стр.8
9 Искренность консультанта и его умение оставаться самим собой Предоставление клиенту возможности самому принимать решения Умение консультанта быть хорошим артистом, с тем чтобы скрывать свои истинные чувства Отношение к клиенту как к больному, которого надо обязательно вылечить Правосудие и направление клиента на «истинный» путь Интервьюирование клиента, с тем чтобы выявить все его текущие проблемы и узнать о нем как можно больше Убеждение клиента поступать определенным образом 2 Вопросы к упражнению «Люди, которые мне помогают» □ о том, к кому он обращается за помощью в трудные минуты; □ кто эти люди, с которыми он может поделиться своими проблемами; □ какими качествами они обладают; □ насколько действенной бывает их помощь; □ какие проблемы хотел бы научиться решать клиент после прохождения тренинга. 3 Материал для упражнения «невербальные средства общения» Выражение лица: 1. Постоянная веселая улыбка на лице. 2. Нахмуренные брови. 3. Взгляд сверху вниз. 4. Взгляд «глаза в глаза». 5. Взгляд в сторону. 6. «Бегающий» взгляд. 7. Пристальный взгляд в лицо собеседника. 8. Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника.
Стр.9
10 Позы сидя на стуле или в кресле: 1. Легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику. 2. Поза «нога на ногу». 3. Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено. 4. Корпус откинут назад, руки за головой. 5. Застывшая, неподвижная поза. Жесты: 1. Руки скрещены на груди. 2. Руки расположены за спиной. 3. Жест «пирамида». 4. Жест «рука к лицу» (рука закрывает часть лица). 5. Консультант держит перед собой предмет двумя руками. 6. Неоднократное использование жеста «указующий перст». Другие паттерны невербального поведения: 1. Консультант постоянно поглядывает на часы. 2. Консультант постоянно вздыхает. 3. Консультант постукивает пальцем или ладонью по колену. 4 Варианты «заклинаний» для упражнения «Оставь за дверью трудности» Оставь все проблемы за дверью, войди в аудиторию с желанием работать Забудь проблемы дня, будь здесь и сейчас Уверенность. Профессионализм. Спокойствие Я настроен на работу Здесь, у этой двери, я оставляю все, что мешает мне работать. Входи Я оставляю трудности при входе. Глубокий вдох.. И я готов к работе
Стр.10