.………………… 11 §1.2 Историко-культурологический анализ проблемы патриотического воспитания в России и за рубежом … <...> Идея воспитания патриотизма подрастающего поколения приобрела государственное значение. <...> Актуализация проблемы усиливается тем, что школа как один из социальных институтов имеет высокий потенциал для создания педагогических условий патриотического воспитания подрастающего поколения. <...> Исследование проблемы воспитания патриотизма с позиции историкопедагогического подхода осуществлено Н.К. Гончаровым, И.А. Каировым, Н.А. Константиновым, Н.П. Кузиным, Ф.Ф. Королевым, Е.Л. Медынским, Э.И. Моносзоном, З.И. Равкиным и др. <...> Внеурочная деятельность как фактор воспитания личности исследовалась М.Г. Бушканцем, О.С. Газманом, Б.М. Горенковым, А.Я. Журкиной, А.В. Мудриком, Л.А. Пермяковым, С.В. Сальцевой, Г.И. Щукиной и др. <...> Раскрытие проблемы патриотического воспитания в совокупности с гражданским, военно-патриотическим представлено в трудах Л.И. Боголюбова, В.И. Лутовинова, Н.В. Мазыкина, К.Г. Митрофанова и др. <...> Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. <...> Возраст характеризуется усвоением и воспроизводством социального опыта, в результате которого происходит становление патриотического сознания школьника, его патриотических отношений и мотивов патриотической деятельности. <...> Патриотизм, как формируемое в патриотическом воспитании комплексное и интегрированное личностное качество, включает в себя ряд компонентов: патриотическое сознание; патриотически ориентированное мировоззрение; национальное самосознание; патриотические знания; патриотические убеждения; патриотические установки; патриотические ценностные ориентации; патриотические позиции; патриотические идеалы; патриотические чувства; верность Отечеству; социально-позитивные отношения (к Родине, к истории, настоящему и будущему страны, народным традициям; к окружающей <...>
Теория_и_практика_патриотического_воспитания.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………........... 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания патриотизма школьников во
внеурочной деятельности…………………………………………………........ 11
§1.1 Патриотизм как социально-педагогический феномен….………………… 11
§1.2 Историко-культурологический анализ проблемы патриотического
воспитания в России и за рубежом …..…………………………………………. 27
§1.3 Характеристика патриотического воспитания школьников средствами
внеурочной деятельности ..……………………………………………………… 55
Глава 2. Организационно-методические аспекты воспитания патриотизма
школьников ..……………………………………………………………………… 75
§2.1 Содержание программы патриотического воспитания на ступени
начального и основного общего образования………………………………… 75
§2.2 Патриотическое воспитание младших школьников…………..…….......... 87
§2.3 Патриотическое воспитание подростков ………………………………… 99
§2.4 Диагностика сформированности компонентов патриотизма ……………. 121
Заключение……………………………………………………………………….. 141
Список литературы……………………………………………………………….. 145
2
Стр.2
Введение
Существенные социальные, экономические, культурные изменения,
произошедшие в России за последние годы, обусловили переосмысление места
и роли патриотизма в общественной жизни. Многообразие условий социума
делают патриотического воспитание весьма сложным и противоречивым
процессом, нуждающимся в тщательном изучении, исследовании и разработке
современных механизмов и технологий воспитательной работы, выборе новых
подходов к его осуществлению. Это детерминировано тем, что в школьном
возрасте ребенок восприимчив к усвоению ценностей окружающей среды,
ориентируется на утверждающиеся в общественном сознании эталоны
поведения. И здесь воспитательная составляющая образовательной политики
выходит на первый план.
Идея воспитания патриотизма подрастающего поколения приобрела
государственное значение. В «Национальной доктрине образования в
Российской Федерации» одной из основных задач определяется воспитание
патриотов России, способных к социализации в условиях патриотического
общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» является продолжением
программ, разработанных на 2001–2005 и 2006–2010 годы. Она сохраняет
непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического
сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Целью
патриотического воспитания в ней определено развитие в российском обществе
высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности,
становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами;
способными проявлять их в созидательном процессе в интересах Отечества;
укрепление государства, обеспечение его жизненно важных интересов и
устойчивого развития.
3
Стр.3