Микроцикл как элемент структуры втягивающего мезоцикла . <...> Структура объёмов выполнения отдельных элементов, связок и общего количества групповых элементов во втягивающем мезоцикле. <...> Структура тренировочного дня в базовом мезоцикле (общеподготовительном). <...> Микроцикл как элемент структуры базового мезоцикла (общеподготовительного) . <...> Показатели специальной нагрузки в базовом мезоцикле (общеподготовительном). <...> Структура объёмов выполнения отдельных элементов, связок и общего количества групповых элементов в базовом мезоцикле (общеподготовительном). <...> Структура тренировочного дня в базовом мезоцикле (специально-подготовительном) . <...> Микроцикл как элемент структуры базового мезоцикла (специально-подготовительного) . <...> Показатели специальной нагрузки в базовом мезоцикле (специально-подготовительном) . <...> Структура объёмов выполнения отдельных элементов, связок и общего количества групповых элементов в базовом мезоцикле (специально-подготовительном). <...> Структура тренировочного дня в контрольноподготовительном мезоцикле . <...> Показатели специальной нагрузки в контрольноподготовительном мезоцикле . <...> Структура объёмов выполнения отдельных элементов, связок и общего количества групповых элементов в контрольно-подготовительном мезоцикле . <...> Распределение средств тренировки и их соотношение, успех обучаемости в связи с функциональным состоянием спортсменок, качество тренировочной работы в подготовительном периоде тренировки – важный вопрос теории и технологии 5 подготовки акробаток в женских групповых упражнениях высокой квалификации. <...> Строго говоря, тренировочная нагрузка не существует сама по себе. <...> В подготовительном периоде, где закладывается база будущих спортивных достижений, условия для управления тренировочной работой акробатов усложняются. <...> На основании этого критерия принято выделять средства специальной (СФП) и общей физической подготовки (ОФП). <...> Участники групп выполняют следующие роли <...>
Управление_подготовкой_женских_акробатических_групп_высокой_квалификации.pdf
УДК 796.417
А 40
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, профессор А. В. Менхин,
доктор педагогических наук, профессор С. В. Малиновский.
Попов, Ю. А.
А 40
Управление подготовкой женских акробатических групп высокой
квалификации : учебное пособие / Ю. А. Попов,
С. В. Лубшева. – М. : Физическая культура, 2008. – 176 с.
ISBN 978-5-9746-0092-0
В учебном пособии впервые освещаются вопросы теории управления подготовкой
женских акробатических групп высокой квалификации, вскрываются закономерности
и факторы, влияющие на техническую подготовленность женских акробатических
групп в подготовительном периоде.
Раскрываются принципы оценки подготовки женских акробатических групп высокой
квалификации на разных этапах подготовительного периода; рассматриваются
различные формы применения объемов тренировочных нагрузок в различных периодах
подготовки как одного из наиболее эффективных методов технического совершенствования
высококвалифицированных спортсменок; описываются принципы организации и
управления тренировочным процессом в подготовительном периоде подготовки.
Учебное пособие «Управление подготовкой женских акробатических групп высокой
квалификации» адресовано специалистам в области спортивной акробатики, гимнастики,
научным работникам, студентам, тренерам и спортсменам высокой квалификации
для их практической деятельности.
Содержание работы соответствует Государственным образовательным стандартам
высшего профессионального образования по направлению 032100 «Физическая
культура» и специальности 032101 «Физическая культура и спорт».
Рекомендовано Федеральным агентством по физической культуре и спорту в качестве
учебного пособия для студентов и преподавателей высших и средних специальных
учебных заведений физической культуры.
УДК 796.417
ISBN 978-5-9746-0092-0
© Попов Ю. А., Лубшева С. В., 2008
© Издательство «Физическая культура», 2008
© Федеральное агентство по физической
культуре и спорту, 2008
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................................................................ 5
Глава I. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ............ 7
1.1. Изучение содержания и структуры подготовительного периода
как возможность научного управления тренировочным процессом ...... 7
1.1.1. Содержание подготовительного периода....................................... 9
1.1.2. Структура тренировочного процесса............................................ 11
1.2. Тренировочные нагрузки......................................................................... 18
1.3. Функциональные системы организма и спортивная деятельность..... 22
1.4. Особенности тренировки в подготовительном периоде ...................... 24
1.5. Планирование тренировочного процесса .............................................. 28
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
ЖЕНСКИХ АКРОБАТИЧЕСКИХ ГРУПП ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ........................................................ 30
2.1. Структура тренировочного процесса женских акробатических
групп высокой квалификации в подготовительном периоде............... 30
2.2. Особенности тренировки во втягивающем мезоцикле......................... 31
2.2.1. Структура тренировочного дня во втягивающем мезоцикле..... 31
2.2.2. Микроцикл как элемент структуры втягивающего мезоцикла ..... 44
2.2.3. Содержание и структура втягивающего мезоцикла.................... 48
2.2.4. Показатели специальной нагрузки во втягивающем мезоцикле..... 49
2.2.5. Структура объёмов выполнения отдельных элементов,
связок и общего количества групповых элементов
во втягивающем мезоцикле............................................................ 51
2.3. Особенности тренировки в базовом мезоцикле
(общеподготовительном) ........................................................................ 53
2.3.1. Структура тренировочного дня в базовом мезоцикле
(общеподготовительном)................................................................ 53
2.3.2. Микроцикл как элемент структуры базового мезоцикла
(общеподготовительного) .............................................................. 69
2.3.3. Содержание и структура базового мезоцикла
(общеподготовительного) .............................................................. 75
2.3.4. Показатели специальной нагрузки в базовом мезоцикле
(общеподготовительном)................................................................ 76
2.3.5. Структура объёмов выполнения отдельных элементов,
связок и общего количества групповых элементов
в базовом мезоцикле (общеподготовительном)........................... 78
2.4. Особенности тренировки в базовом мезоцикле
(специально-подготовительном)............................................................. 79
3
Стр.2
2.4.1.Структура тренировочного дня в базовом мезоцикле
(специально-подготовительном) ................................................... 79
2.4.2. Микроцикл как элемент структуры базового мезоцикла
(специально-подготовительного) .................................................. 98
2.4.3. Содержание и структура базового мезоцикла
(специально-подготовительного) ................................................ 105
2.4.4. Показатели специальной нагрузки в базовом мезоцикле
(специально-подготовительном) ................................................. 106
2.4.5. Структура объёмов выполнения отдельных элементов,
связок и общего количества групповых элементов
в базовом мезоцикле (специально-подготовительном)............. 108
2.5. Особенности тренировки в контрольно-подготовительном мезоцикле... 109
2.5.1. Структура тренировочного дня в контрольноподготовительном
мезоцикле ...................................................... 109
2.5.2. Микроцикл как элемент структуры контрольноподготовительного
мезоцикла..................................................... 121
2.5.3. Содержание и структура контрольно-подготовительного
мезоцикла....................................................................................... 125
2.5.4. Показатели специальной нагрузки в контрольноподготовительном
мезоцикле ...................................................... 127
2.5.5. Структура объёмов выполнения отдельных элементов,
связок и общего количества групповых элементов
в контрольно-подготовительном мезоцикле .............................. 128
2.6. Особенности тренировки в подготовительном периоде .................... 129
2.6.1. Структура тренировочного дня в подготовительном периоде...... 130
2.6.2. Микроцикл как элемент структуры подготовительного периода..... 136
2.6.3. Содержание и структура подготовительного периода.............. 138
2.6.4. Показатели специальной нагрузки в подготовительном периоде...... 139
2.6.5. Структура объёмов выполнения отдельных элементов,
связок и общего количества групповых элементов
в подготовительном периоде ....................................................... 140
Глава III. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И ФАКТОРНАЯ
СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЖЕНСКИХ
АКРОБАТИЧЕСКИХ ГРУПП ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ…...................................................... 143
3.1. Взаимосвязь показателей специальной подготовленности
женских акробатических групп высокой квалификации
в подготовительном периоде................................................................. 143
3.2. Факторная структура специальной подготовленности
женских акробатических групп высокой квалификации
в подготовительном периоде................................................................. 148
Практические рекомендации ................................................................................... 161
Библиографический список ..................................................................................... 162
4
ВВЕДЕНИЕ
Акробатика относится к категории сложнокоординационных видов
спорта, характеризующихся сложной полиструктурной формой
упражнений, большим объемом и интенсивностью физических нагрузок
с выполнением динамических и статических упражнений по
удержанию массы собственного тела и партнеров (групповая, парная
акробатика) [7].
Кто хоть раз видел выступление акробатов, у того в памяти навсегда
останется ощущение восторга от этого захватывающего зрелища,
в котором есть что-то от балета, что-то от цирка.
Акробатика включает в себя такие виды, как женские пары, мужские
и смешанные, а также женские тройки и мужские четверки.
Женские акробатические группы (тройки) соревнуются в нашей
стране с 1973 года и добились больших успехов. Этому способствовала
возрастающая конкуренция на мировом помосте с польскими, болгарскими
и китайскими спортсменками в сложности, композиционном
построении, хореографической и акробатической подготовке.
Чтобы сохранить лидирующие позиции, нам необходимо выйти
на международную арену с яркими соревновательными программами:
разработать шкалу поощрений разумного риска, стимулировать творчество,
поиск нетрадиционных решений пирамид и музыкальноакробатических
композиций, новизну, индивидуальный стиль спортивной
техники, повысить роль и расширить функциональные обязанности
каждого акробата группы, достичь абсолютного взаимодействия
между спортсменами даже при экстремальных сменах точек баланса,
наращивать сложность как за счет активной работы верхней,
так и всех других акробатов группы, включая нижних. Поиск и решение
этих задач происходит в подготовительном периоде тренировки.
Рост объемов тренировочной нагрузки за счет увеличения лимита
времени тренировки исчерпал себя. Распределение средств тренировки
и их соотношение, успех обучаемости в связи с функциональным
состоянием спортсменок, качество тренировочной работы в подготовительном
периоде тренировки – важный вопрос теории и технологии
5
Стр.3