Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Спортивная метрология (250,00 руб.)

0   0
Первый авторКоренберг В. Б.
ИздательствоМ.: Физическая культура
Страниц368
ID286739
АннотацияСодержание дисциплины «Спортивная метрология» – общие теоретические основы контроля в физическом воспитании и спорте. Учебник ориентирован на студентов, будущих практических работников физического воспитания и спорта (а не на исследователей в этих областях). Автор старался избежать «перекоса» тематики в какую-либо сторону (измерения, метрологическое обеспечение измерительной и информационной аппаратуры, статистика). Исходя из того, что контроль нужно осуществлять с глубоким пониманием существа вопроса, в учебнике освещены кинезиологические подходы. Объем материала учебника значителен, поэтому преподаватель может опустить те или иные разделы по своему усмотрению и выбрать те, которые считает необходимыми. В качестве пособия к учебнику может служить выпущенный ранее словарь-справочник «Спортивная метрология» (М.: Советский спорт, 2004).
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 – Физическая культура и спорт
ISBN978-5-9746-0086-9
УДК796.01:006(075.8)
ББК75.1
Коренберг, В.Б. Спортивная метрология : учебник / В.Б. Коренберг .— Москва : Физическая культура, 2008 .— 368 с. — ISBN 978-5-9746-0086-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/286739 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Б. КОРЕНБЕРГ СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 – Физическая культура и спорт Москва 2008 Издательство «Физическая культура» УДК 796(07)3.4(07) К 66 Рецензенты: кандидат педагогических наук, профессор А. Н. Фураев, доктор педагогических наук, профессор С. В. Голомазов. <...> Техническая подготовленность и контроль над ней . <...> Спортивные двигательные ошибки (СДО) и их преодоление . <...> Двигательная подготовка как управляемый процесс Физическое воспитание и спортивная подготовка – процессы управления двигательными возможностями занимающихся. <...> Это физическая (функциональная), техническая, тактическая, психологическая, теоретическая подготовленность и соответственно подготовка. <...> Это информация обратной связи, без которой невозможно управлять сколько-нибудь сложным процессом, функциями системы. <...> Двигательная информация обратной связи – это информация о ходе и результатах (внешних и внутренних) двигательной активности субъекта (здесь субъект активности – человек или группа людей), реально получаемая им по ходу осуществления активности. <...> Заметим: информация обратной связи может поступать без усилий на то субъекта, пассивно, но может и активно «добываться» им, т. е. благодаря приложению им определенных усилий и специальным действиям, совершаемым им с этой целью. <...> Инструментальный и неинструментальный контроль Деление контроля на инструментальный и неинструментальный в некоторой степени условно: 1) не всегда можно провести четкую границу между инструментальными и неинструментальными измерениями; 2) чаще всего в контроле неразрывно переплетаются инструментальные и неинструментальные методы и подходы; 3) завершение контроля – педагогически осмысленные выводы, без которых контроль теряет смысл, – осуществляются <...>
Спортивная_метрология.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Спортивная_метрология.pdf
УДК 796(07)3.4(07) К 66 Рецензенты: кандидат педагогических наук, профессор А. Н. Фураев, доктор педагогических наук, профессор С. В. Голомазов. Коренберг, В. Б. К 66 Спортивная метрология : учебник / В. Б. Коренберг. – М. : Физическая культура, 2008. – 368 с. ISBN 978-5-9746-0086-9 Содержание дисциплины «Спортивная метрология» – общие теоретические основы контроля в физическом воспитании и спорте. Учебник ориентирован на студентов, будущих практических работников физического воспитания и спорта (а не на исследователей в этих областях). Автор старался избежать «перекоса» тематики в какую-либо сторону (измерения, метрологическое обеспечение измерительной и информационной аппаратуры, статистика). Исходя из того, что контроль нужно осуществлять с глубоким пониманием существа вопроса, в учебнике освещены кинезиологические подходы. Объем материала учебника значителен, поэтому преподаватель может опустить те или иные разделы по своему усмотрению и выбрать те, которые считает необходимыми. В качестве пособия к учебнику может служить выпущенный ранее словарь-справочник «Спортивная метрология» (М.: Советский спорт, 2004). УДК 796(07)3.4(07) ISBN 978-5-9746-0086-9 © Издательство «Физическая культура», 2008 © Коренберг В. Б., 2008 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение .............................................................................................................. 9 Часть 1. ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ................ 12 Глава 1. Дисциплина «Спортивная метрология»............................ 12 1.1. Двигательная подготовка как управляемый процесс .......... 12 1.2. Контроль за подготовкой – компонент управления ею ....... 16 1.2.1. Планирование подготовки и контроль за ней ............. 16 1.2.2. Инструментальный и неинструментальный контроль ......................................................................... 22 1.2.3. Компьютеризация контроля и управления.................. 25 1.2.4. Количественные и качественные характеристики...... 26 1.2.5. Контрольные измерения и упражнения, тестирование .................................................................. 27 1.2.6. Педагогическое оценивание как средство подготовки....................................................................... 29 1.3. Спортивная метрология как теоретическая, прикладная и учебная дисциплина......................................... 30 1.3.1. Метод, предмет, объект, основные задачи спортивной метрологии, ее роль .................................. 30 1.3.2. Использование средств, методов, данных спортивной метрологии в практике ............................. 32 Глава 2. Технические средства, оценочные подходы, измерения в физическом воспитании и спорте .............. 36 2.1. Технические средства в двигательной подготовке .............. 36 2.1.1. Оборудование, инвентарь, аппаратура ....................... 36 2.1.2. Метрологическое обеспечение измерений, обработки и оценивания их данных............................. 37 2.2. Оценочные подходы в спортивной метрологии .................. 39 2.2.1. Количественный и качественный подходы в анализе. Квалиметрия ................................................. 39 2.2.2. Вероятность явлений, процессов, значений параметров ..................................................... 41 2.2.3. Применение статистики в двигательной подготовке .... 44 2.3. Основы теории измерений ...................................................... 45 2.3.1. Методы и методики измерений ................................... 45 2.3.2. Шкалы измерений .......................................................... 46 2.3.3. Погрешности измерений. Прямые и косвенные измерения ....................................................................... 48 2.3.4. Целесообразная точность измерений. Сохранение данных измерений и наблюдений........... 50 3
Стр.3
Глава 3. Измерительные методики и ТСО в физическом воспитании и спорте.............................................................. 54 3.1. Измерения для контроля и исследований в двигательной подготовке ..................................................... 54 3.2. Общие основы методики измерений ..................................... 56 3.3. Неинструментальные измерения ........................................... 58 3.3.1. Возможности, недостатки и преимущества неинструментальных измерений ................................. 58 3.3.2. Технология неинструментальных измерений ............ 59 3.4. ТСО, применяемые в двигательной подготовке .................. 63 3.4.1. Тренажеры ...................................................................... 63 3.4.2. Аудиовизуальные и компьютерные средства информации, обучения, демонстрации ....................... 66 Глава 4. Измерительные и информационные системы ................. 70 4.1. Методы измерений, применяемые в двигательной подготовке ................................................................................ 70 4.2. Измерительные системы, их компоненты ............................ 72 4.2.1. Основные понятия ......................................................... 72 4.2.2. Датчики и «задатчики» ................................................. 74 4.2.3. Усилители ....................................................................... 76 4.2.4. Преобразователи ............................................................ 78 4.2.5. Регистраторы .................................................................. 80 4.2.6. Микропроцессоры и компьютеры в измерительных системах ........................................... 83 4.2.7. Измерительные системы ............................................... 84 4.3. Механические измерительные устройства ........................... 86 4.4. Электрические и механоэлектрические измерительные устройства ................................................................................ 89 4.5. Электромеханические измерительные устройства .............. 94 4.6. Оптические и оптико-электронные средства регистрации и измерений ....................................................... 95 4.7. Радиотехнические методы измерений .................................. 99 Часть II. ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ.....................................................102 Глава 5. Статистические совокупности, их характеристики. Описательная статистика.................................................. 102 5.1. Элементы теории вероятностей ........................................... 102 5.2. Статистика как средство познания ....................................... 106 5.2.1. Общие замечания ......................................................... 106 4
Стр.4
5.2.2. Статистические признаки ........................................... 107 5.2.3. Совокупности объектов, их признаки и параметры признаков ............................................... 108 5.3. Статистические совокупности и их характеристики ......... 110 5.3.1. Центральные тенденции ............................................. 111 5.3.2. Вариативность статистических совокупностей ....... 112 5.3.3. Упорядочение и представление выборок ................. 113 5.4. Вариационные ряды, их табличное и графическое отображение ........................................................................... 114 5.4.1. Табличное и графическое отображение вариационного ряда ..................................................... 114 5.4.2. Нормальное (гауссово) распределение ..................... 116 5.5. Описательная статистика ..................................................... 118 Глава 6. Выборочный метод............................................................... 122 6.1. Сущность выборочного метода ............................................ 122 6.1.1. Доверительная вероятность и вероятность ошибки ..... 122 6.1.2. Формирование репрезентативной выборки объектов .... 123 6.1.3. Этапы выборочного метода ........................................ 124 6.1.4. Доверительный интервал ............................................ 125 6.2. Сравнение выборок ............................................................... 127 6.2.1. Значимость различия выборок ................................... 127 6.2.2. Связанные и несвязанные выборки ........................... 128 6.2.3. Определение значимости различия выборок ........... 130 6.2.4. Непараметрические критерии значимости ............... 132 6.2.5. Параметрический критерий значимости ................... 140 6.2.6. Критерии согласия ...................................................... 143 6.3. Немного о дисперсионном анализе ..................................... 148 Глава 7. Основы корреляционного анализа................................... 154 7.1. Фактор как статистическая категория ................................. 154 7.1.1. Случайные события и величины ............................... 154 7.1.2. Функциональные и статистические зависимости .... 155 7.1.3. Связь вероятностных и детерминистских оценок ... 157 7.2. Корреляция ............................................................................. 159 7.2.1. Корреляция как вид статистической зависимости ... 159 7.2.2. Корреляционное поле ................................................. 159 7.3. Коэффициенты корреляции ................................................. 162 7.3.1. Коэффициенты корреляции и детерминации ........... 162 7.3.2. Коэффициент корреляции по Бравэ-Пирсону .......... 164 7.3.3. Коэффициент корреляции по Спирмену ................... 165 7.3.4. Применение и проверка достоверности коэффициентов корреляции ....................................... 166 5
Стр.5
7.3.5. Корреляционные отношения ...................................... 169 7.3.6. Частные и множественный коэффициенты корреляции ................................................................... 170 7.3.7. Коэффициент ассоциации .......................................... 172 7.4. Регрессия ................................................................................ 173 7.4.1. Регрессия как форма статистической зависимости ..... 173 7.4.2. Аналитическое и графическое отображения регрессии ...................................................................... 174 7.4.3. Применение уравнений и линий регрессии .............. 176 Часть III. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ........................................ 180 Глава 8. Спортивная двигательная активность............................ 180 8.1. Спортивная двигательная активность (СДА) ..................... 180 8.2. Психические и психофизиологические компоненты СДА .... 182 8.2.1. Рефлексы ...................................................................... 182 8.2.2. Афферентация как компонент СДА .......................... 184 8.3. Спортивная ситуация............................................................. 186 8.3.1. Что такое ситуация? .................................................... 186 8.3.2. Виды ситуации ............................................................. 190 8.3.3. Дуализм активности .................................................... 190 8.3.4. Состав спортивной двигательной ситуации ............. 193 8.3.5. Учет намерений других позиционеров ситуации ..... 195 8.4. Программность ситуации ..................................................... 197 Глава 9. Спортивные двигательные задачи и их решение.......... 202 9.1. Спортивное двигательное действие (СДД) ......................... 202 9.2. Спортивные двигательные задачи (СДЗ) ............................ 204 9.3. Решение СДЗ .......................................................................... 208 9.4. Спортивные двигательные умения и навыки ..................... 211 Часть IV. КОНТРОЛЬ НАД СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ И ПОДГОТОВКОЙ................ 216 Глава 10. Принципиальные основы анализа спортивной двигательной активности ................................................. 216 10.1. Методологические основы биомеханического и кинезиологического анализа СДА ................................. 217 10.1.1. Измерения ................................................................. 217 10.1.2. Количественный и качественный анализ как методы ................................................................ 218 10.1.3. Спортивный качественный кинезиологический анализ ........................................................................ 220 6
Стр.6
10.1.4. Спортивный двигательный автоанализ ................. 225 10.1.5. Проблема надежности СДА .................................... 226 10.2. Эвристика формирования и решения СДЗ........................ 229 Глава 11. Тестирование в физическом воспитании и спорте...... 236 11.1. Основные положения и понятия ........................................ 236 11.2. Критериальные требования к тестам ................................ 241 11.3. Типы и разновидности тестов ............................................ 246 11.4. Тестирование ....................................................................... 250 11.5. Направленность и содержание тестов ............................... 253 11.5.1. Моторные тесты ........................................................ 253 11.5.2. Биологические тесты ................................................. 255 Глава 12. Оценивание в физическом воспитании и в спорте ..... 258 12.1. Общие положения ............................................................... 258 12.2. Факторы и критерии, определяющие педагогическое оценивание ............................................... 261 12.2.1. Факторы, влияющие на формирование педагогической оценки ........................................... 261 12.2.2. Критерии педагогического оценивания ................ 261 12.3. Шкалы оценивания ............................................................. 263 12.3.1. Квантильные шкалы ................................................ 263 12.3.2. Шкала ГЦОЛИФК, стандартные (сигмальные) шкалы ........................................................................ 264 12.3.3. Шкалы выбранных точек ........................................ 265 12.4. Квалиметрическое оценивание .......................................... 268 12.4.1. Квалиметрия ............................................................. 268 12.4.2. Метод экспертных оценок, спортивное судейство .................................................................. 269 12.4.3. Метод опроса............................................................. 273 12.5. Определение рейтинга ........................................................ 276 12.6. Дифференциальное, интегральное, дифференциальноинтегральное оценивание.................................................... 277 12.6.1. Дифференциальное и интегральное оценивание .... 277 12.6.2. Дифференциально-интегральный метод ............... 278 12.7. Нормы ................................................................................... 282 Глава 13. Контроль над физическим функциональным состоянием занимающихся............................................... 286 13.1. Контроль над состоянием здоровья и самочувствием .... 286 13.2. Контроль над телосложением............................................. 288 13.3. Контроль над двигательными функциональными способностями ..................................................................... 289 7
Стр.7
13.3.1. Концепция физических качеств и ее сущность .... 289 13.3.2. Концепция моторно-функциональных качеств .... 300 13.4. Двигательная подготовленность и подготовка ................ 307 Глава 14. Контроль над технической и тактической подготовкой ............................................. 311 14.1. Техника и технология СДД, спортивных упражнений ... 311 14.2. Техническая подготовленность и контроль над ней ....... 317 14.2.1. Связь сторон подготовленности ............................. 317 14.2.2. Спортивно-технический арсенал ........................... 320 14.2.3. Контроль над технической подготовленностью .... 322 14.3. Техническая подготовка и контроль над ней ................... 324 14.3.1. Спортивно-техническая подготовка ...................... 324 14.3.2. Спортивные двигательные ошибки (СДО) и их преодоление ..................................................... 325 14.3.3. Трудность и сложность СДД либо спортивной двигательной задачи ................................................ 331 14.3.4. Контроль над технической подготовкой занимающихся .......................................................... 332 14.3.5. Совершенствование техники и ее реализации ...... 334 14.3.4. Техническое оснащение обучения и тренировки .... 335 14.3.5. Оценивание как компонент контроля .................... 337 14.4. Тактическая подготовка и контроль над ней ................... 338 14.4.1. Тактическая подготовленность и подготовка ....... 338 14.4.2. Контроль за тактической подготовленностью и подготовкой ........................................................... 340 Глава 15. Контроль над психологической и теоретической подготовленностью и подготовкой ................................ 345 15.1. Психологическая подготовленность и подготовка .......... 345 15.1.1. Роль психологической подготовленности и психологических особенностей занимающихся ... 345 15.1.2. Контроль над психологической подготовленностью, психическим состоянием, психологической подготовкой занимающихся .... 350 15.2. Теоретическая подготовленность и подготовка .............. 351 15.2.1. Роль теоретической подготовленности в физическом воспитании и спорте ....................... 351 15.2.2. Теоретическая подготовка и контроль над ней .... 353 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.