В. Б. КОРЕНБЕРГ СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 – Физическая культура и спорт Москва 2008 Издательство «Физическая культура» УДК 796(07)3.4(07) К 66 Рецензенты: кандидат педагогических наук, профессор А. Н. Фураев, доктор педагогических наук, профессор С. В. Голомазов. <...> Техническая подготовленность и контроль над ней . <...> Спортивные двигательные ошибки (СДО) и их преодоление . <...> Двигательная подготовка как управляемый процесс Физическое воспитание и спортивная подготовка – процессы управления двигательными возможностями занимающихся. <...> Это физическая (функциональная), техническая, тактическая, психологическая, теоретическая подготовленность и соответственно подготовка. <...> Это информация обратной связи, без которой невозможно управлять сколько-нибудь сложным процессом, функциями системы. <...> Двигательная информация обратной связи – это информация о ходе и результатах (внешних и внутренних) двигательной активности субъекта (здесь субъект активности – человек или группа людей), реально получаемая им по ходу осуществления активности. <...> Заметим: информация обратной связи может поступать без усилий на то субъекта, пассивно, но может и активно «добываться» им, т. е. благодаря приложению им определенных усилий и специальным действиям, совершаемым им с этой целью. <...> Инструментальный и неинструментальный контроль Деление контроля на инструментальный и неинструментальный в некоторой степени условно: 1) не всегда можно провести четкую границу между инструментальными и неинструментальными измерениями; 2) чаще всего в контроле неразрывно переплетаются инструментальные и неинструментальные методы и подходы; 3) завершение контроля – педагогически осмысленные выводы, без которых контроль теряет смысл, – осуществляются <...>
Спортивная_метрология.pdf
УДК 796(07)3.4(07)
К 66
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, профессор А. Н. Фураев,
доктор педагогических наук, профессор С. В. Голомазов.
Коренберг, В. Б.
К 66 Спортивная метрология : учебник / В. Б. Коренберг. – М. : Физическая
культура, 2008. – 368 с.
ISBN 978-5-9746-0086-9
Содержание дисциплины «Спортивная метрология» – общие теоретические
основы контроля в физическом воспитании и спорте. Учебник ориентирован
на студентов, будущих практических работников физического
воспитания и спорта (а не на исследователей в этих областях). Автор старался
избежать «перекоса» тематики в какую-либо сторону (измерения,
метрологическое обеспечение измерительной и информационной аппаратуры,
статистика). Исходя из того, что контроль нужно осуществлять с
глубоким пониманием существа вопроса, в учебнике освещены кинезиологические
подходы.
Объем материала учебника значителен, поэтому преподаватель может
опустить те или иные разделы по своему усмотрению и выбрать те, которые
считает необходимыми. В качестве пособия к учебнику может служить
выпущенный ранее словарь-справочник «Спортивная метрология»
(М.: Советский спорт, 2004).
УДК 796(07)3.4(07)
ISBN 978-5-9746-0086-9 © Издательство «Физическая культура», 2008
© Коренберг В. Б., 2008
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................................. 9
Часть 1. ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ................ 12
Глава 1. Дисциплина «Спортивная метрология»............................ 12
1.1. Двигательная подготовка как управляемый процесс .......... 12
1.2. Контроль за подготовкой – компонент управления ею ....... 16
1.2.1. Планирование подготовки и контроль за ней ............. 16
1.2.2. Инструментальный и неинструментальный
контроль ......................................................................... 22
1.2.3. Компьютеризация контроля и управления.................. 25
1.2.4. Количественные и качественные характеристики...... 26
1.2.5. Контрольные измерения и упражнения,
тестирование .................................................................. 27
1.2.6. Педагогическое оценивание как средство
подготовки....................................................................... 29
1.3. Спортивная метрология как теоретическая,
прикладная и учебная дисциплина......................................... 30
1.3.1. Метод, предмет, объект, основные задачи
спортивной метрологии, ее роль .................................. 30
1.3.2. Использование средств, методов, данных
спортивной метрологии в практике ............................. 32
Глава 2. Технические средства, оценочные подходы,
измерения в физическом воспитании и спорте .............. 36
2.1. Технические средства в двигательной подготовке .............. 36
2.1.1. Оборудование, инвентарь, аппаратура ....................... 36
2.1.2. Метрологическое обеспечение измерений,
обработки и оценивания их данных............................. 37
2.2. Оценочные подходы в спортивной метрологии .................. 39
2.2.1. Количественный и качественный подходы
в анализе. Квалиметрия ................................................. 39
2.2.2. Вероятность явлений, процессов,
значений параметров ..................................................... 41
2.2.3. Применение статистики в двигательной подготовке .... 44
2.3. Основы теории измерений ...................................................... 45
2.3.1. Методы и методики измерений ................................... 45
2.3.2. Шкалы измерений .......................................................... 46
2.3.3. Погрешности измерений. Прямые и косвенные
измерения ....................................................................... 48
2.3.4. Целесообразная точность измерений.
Сохранение данных измерений и наблюдений........... 50
3
Стр.3
Глава 3. Измерительные методики и ТСО в физическом
воспитании и спорте.............................................................. 54
3.1. Измерения для контроля и исследований
в двигательной подготовке ..................................................... 54
3.2. Общие основы методики измерений ..................................... 56
3.3. Неинструментальные измерения ........................................... 58
3.3.1. Возможности, недостатки и преимущества
неинструментальных измерений ................................. 58
3.3.2. Технология неинструментальных измерений ............ 59
3.4. ТСО, применяемые в двигательной подготовке .................. 63
3.4.1. Тренажеры ...................................................................... 63
3.4.2. Аудиовизуальные и компьютерные средства
информации, обучения, демонстрации ....................... 66
Глава 4. Измерительные и информационные системы ................. 70
4.1. Методы измерений, применяемые в двигательной
подготовке ................................................................................ 70
4.2. Измерительные системы, их компоненты ............................ 72
4.2.1. Основные понятия ......................................................... 72
4.2.2. Датчики и «задатчики» ................................................. 74
4.2.3. Усилители ....................................................................... 76
4.2.4. Преобразователи ............................................................ 78
4.2.5. Регистраторы .................................................................. 80
4.2.6. Микропроцессоры и компьютеры
в измерительных системах ........................................... 83
4.2.7. Измерительные системы ............................................... 84
4.3. Механические измерительные устройства ........................... 86
4.4. Электрические и механоэлектрические измерительные
устройства ................................................................................ 89
4.5. Электромеханические измерительные устройства .............. 94
4.6. Оптические и оптико-электронные средства
регистрации и измерений ....................................................... 95
4.7. Радиотехнические методы измерений .................................. 99
Часть II. ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ.....................................................102
Глава 5. Статистические совокупности, их характеристики.
Описательная статистика.................................................. 102
5.1. Элементы теории вероятностей ........................................... 102
5.2. Статистика как средство познания ....................................... 106
5.2.1. Общие замечания ......................................................... 106
4
Стр.4
5.2.2. Статистические признаки ........................................... 107
5.2.3. Совокупности объектов, их признаки
и параметры признаков ............................................... 108
5.3. Статистические совокупности и их характеристики ......... 110
5.3.1. Центральные тенденции ............................................. 111
5.3.2. Вариативность статистических совокупностей ....... 112
5.3.3. Упорядочение и представление выборок ................. 113
5.4. Вариационные ряды, их табличное и графическое
отображение ........................................................................... 114
5.4.1. Табличное и графическое отображение
вариационного ряда ..................................................... 114
5.4.2. Нормальное (гауссово) распределение ..................... 116
5.5. Описательная статистика ..................................................... 118
Глава 6. Выборочный метод............................................................... 122
6.1. Сущность выборочного метода ............................................ 122
6.1.1. Доверительная вероятность и вероятность ошибки ..... 122
6.1.2. Формирование репрезентативной выборки объектов .... 123
6.1.3. Этапы выборочного метода ........................................ 124
6.1.4. Доверительный интервал ............................................ 125
6.2. Сравнение выборок ............................................................... 127
6.2.1. Значимость различия выборок ................................... 127
6.2.2. Связанные и несвязанные выборки ........................... 128
6.2.3. Определение значимости различия выборок ........... 130
6.2.4. Непараметрические критерии значимости ............... 132
6.2.5. Параметрический критерий значимости ................... 140
6.2.6. Критерии согласия ...................................................... 143
6.3. Немного о дисперсионном анализе ..................................... 148
Глава 7. Основы корреляционного анализа................................... 154
7.1. Фактор как статистическая категория ................................. 154
7.1.1. Случайные события и величины ............................... 154
7.1.2. Функциональные и статистические зависимости .... 155
7.1.3. Связь вероятностных и детерминистских оценок ... 157
7.2. Корреляция ............................................................................. 159
7.2.1. Корреляция как вид статистической зависимости ... 159
7.2.2. Корреляционное поле ................................................. 159
7.3. Коэффициенты корреляции ................................................. 162
7.3.1. Коэффициенты корреляции и детерминации ........... 162
7.3.2. Коэффициент корреляции по Бравэ-Пирсону .......... 164
7.3.3. Коэффициент корреляции по Спирмену ................... 165
7.3.4. Применение и проверка достоверности
коэффициентов корреляции ....................................... 166
5
Стр.5
7.3.5. Корреляционные отношения ...................................... 169
7.3.6. Частные и множественный коэффициенты
корреляции ................................................................... 170
7.3.7. Коэффициент ассоциации .......................................... 172
7.4. Регрессия ................................................................................ 173
7.4.1. Регрессия как форма статистической зависимости ..... 173
7.4.2. Аналитическое и графическое отображения
регрессии ...................................................................... 174
7.4.3. Применение уравнений и линий регрессии .............. 176
Часть III. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ........................................ 180
Глава 8. Спортивная двигательная активность............................ 180
8.1. Спортивная двигательная активность (СДА) ..................... 180
8.2. Психические и психофизиологические компоненты СДА .... 182
8.2.1. Рефлексы ...................................................................... 182
8.2.2. Афферентация как компонент СДА .......................... 184
8.3. Спортивная ситуация............................................................. 186
8.3.1. Что такое ситуация? .................................................... 186
8.3.2. Виды ситуации ............................................................. 190
8.3.3. Дуализм активности .................................................... 190
8.3.4. Состав спортивной двигательной ситуации ............. 193
8.3.5. Учет намерений других позиционеров ситуации ..... 195
8.4. Программность ситуации ..................................................... 197
Глава 9. Спортивные двигательные задачи и их решение.......... 202
9.1. Спортивное двигательное действие (СДД) ......................... 202
9.2. Спортивные двигательные задачи (СДЗ) ............................ 204
9.3. Решение СДЗ .......................................................................... 208
9.4. Спортивные двигательные умения и навыки ..................... 211
Часть IV. КОНТРОЛЬ НАД СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ И ПОДГОТОВКОЙ................ 216
Глава 10. Принципиальные основы анализа спортивной
двигательной активности ................................................. 216
10.1. Методологические основы биомеханического
и кинезиологического анализа СДА ................................. 217
10.1.1. Измерения ................................................................. 217
10.1.2. Количественный и качественный анализ
как методы ................................................................ 218
10.1.3. Спортивный качественный кинезиологический
анализ ........................................................................ 220
6
Стр.6
10.1.4. Спортивный двигательный автоанализ ................. 225
10.1.5. Проблема надежности СДА .................................... 226
10.2. Эвристика формирования и решения СДЗ........................ 229
Глава 11. Тестирование в физическом воспитании и спорте...... 236
11.1. Основные положения и понятия ........................................ 236
11.2. Критериальные требования к тестам ................................ 241
11.3. Типы и разновидности тестов ............................................ 246
11.4. Тестирование ....................................................................... 250
11.5. Направленность и содержание тестов ............................... 253
11.5.1. Моторные тесты ........................................................ 253
11.5.2. Биологические тесты ................................................. 255
Глава 12. Оценивание в физическом воспитании и в спорте ..... 258
12.1. Общие положения ............................................................... 258
12.2. Факторы и критерии, определяющие
педагогическое оценивание ............................................... 261
12.2.1. Факторы, влияющие на формирование
педагогической оценки ........................................... 261
12.2.2. Критерии педагогического оценивания ................ 261
12.3. Шкалы оценивания ............................................................. 263
12.3.1. Квантильные шкалы ................................................ 263
12.3.2. Шкала ГЦОЛИФК, стандартные (сигмальные)
шкалы ........................................................................ 264
12.3.3. Шкалы выбранных точек ........................................ 265
12.4. Квалиметрическое оценивание .......................................... 268
12.4.1. Квалиметрия ............................................................. 268
12.4.2. Метод экспертных оценок, спортивное
судейство .................................................................. 269
12.4.3. Метод опроса............................................................. 273
12.5. Определение рейтинга ........................................................ 276
12.6. Дифференциальное, интегральное, дифференциальноинтегральное
оценивание.................................................... 277
12.6.1. Дифференциальное и интегральное оценивание .... 277
12.6.2. Дифференциально-интегральный метод ............... 278
12.7. Нормы ................................................................................... 282
Глава 13. Контроль над физическим функциональным
состоянием занимающихся............................................... 286
13.1. Контроль над состоянием здоровья и самочувствием .... 286
13.2. Контроль над телосложением............................................. 288
13.3. Контроль над двигательными функциональными
способностями ..................................................................... 289
7
Стр.7
13.3.1. Концепция физических качеств и ее сущность .... 289
13.3.2. Концепция моторно-функциональных качеств .... 300
13.4. Двигательная подготовленность и подготовка ................ 307
Глава 14. Контроль над технической
и тактической подготовкой ............................................. 311
14.1. Техника и технология СДД, спортивных упражнений ... 311
14.2. Техническая подготовленность и контроль над ней ....... 317
14.2.1. Связь сторон подготовленности ............................. 317
14.2.2. Спортивно-технический арсенал ........................... 320
14.2.3. Контроль над технической подготовленностью .... 322
14.3. Техническая подготовка и контроль над ней ................... 324
14.3.1. Спортивно-техническая подготовка ...................... 324
14.3.2. Спортивные двигательные ошибки (СДО)
и их преодоление ..................................................... 325
14.3.3. Трудность и сложность СДД либо спортивной
двигательной задачи ................................................ 331
14.3.4. Контроль над технической подготовкой
занимающихся .......................................................... 332
14.3.5. Совершенствование техники и ее реализации ...... 334
14.3.4. Техническое оснащение обучения и тренировки .... 335
14.3.5. Оценивание как компонент контроля .................... 337
14.4. Тактическая подготовка и контроль над ней ................... 338
14.4.1. Тактическая подготовленность и подготовка ....... 338
14.4.2. Контроль за тактической подготовленностью
и подготовкой ........................................................... 340
Глава 15. Контроль над психологической и теоретической
подготовленностью и подготовкой ................................ 345
15.1. Психологическая подготовленность и подготовка .......... 345
15.1.1. Роль психологической подготовленности
и психологических особенностей занимающихся ... 345
15.1.2. Контроль над психологической
подготовленностью, психическим состоянием,
психологической подготовкой занимающихся .... 350
15.2. Теоретическая подготовленность и подготовка .............. 351
15.2.1. Роль теоретической подготовленности
в физическом воспитании и спорте ....................... 351
15.2.2. Теоретическая подготовка и контроль над ней .... 353
8
Стр.8