В. С. Рубин РАЗДЕЛЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 – Физическая культура и спорт Москва Издательство «Физическая культура» 2006 УДК 796.01(07) Р82 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор М. Я. Виленский, доктор педагогических наук, профессор В. Г. Никитушкин Рубин В. С. <...> Это, прежде всего, система физического воспитания, в которой раскрыты принципы, цели, задачи, определено место научно-методических, программно-нормативных и организационных основ как единого целого физической культуры. <...> Структура обучения представлена в единстве теоретических построений и практической физкультурной и спортивной деятельности. <...> Освещена тема, связанная с теоретическим и методическим осмыслением построения олимпийских циклов тренировки. <...> В главе «Система физического воспитания» особое внимание уделено рассмотрению тех основ системы, которые, во-первых, являются системообразующими и, во-вторых, наиболее полно и всесторонне определяют своеобразие и специфику физкультурной практики в нашей стране. <...> В главе «Структура обучения двигательным действиям» изложение материала строится таким образом, чтобы активизировать, стимулировать ответную учебно-познавательную деятельность студентов, т.е. собственно процесс учения. <...> В главе «Планирование и контроль в физическом воспитании» мы попытались, раскрывая перед студентом новые аспекты, связанные с усвоением материала по теме, одновременно закрепить пройденные ранее разделы курса «Теория физической культуры». <...> Приведенные в главе схемы в значительной степени облегчают восприятие сущности, предмета планирования и определения самого понятия планирования. <...> В главе «Спорт высших достижений» рассмотрены два аспекта: это стратегия подготовки <...>
Разделы_теории_и_методики_физической_культуры.pdf
УДК 796.01(07)
Р82
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор М. Я. Виленский,
доктор педагогических наук, профессор В. Г. Никитушкин
Рубин В. С.
Р82 Разделы теории и методики физической культуры / В. С. Рубин. – М. :
Физическая культура, 2006. – 112 с. – ISBN 5-9746-0012-6.
В учебном пособии раскрыты темы курса теории физической культуры и спорта,
вызывающие определенные трудности у студентов и практикующих тренеров. Это,
прежде всего, система физического воспитания, в которой раскрыты принципы, цели,
задачи, определено место научно-методических, программно-нормативных и организационных
основ как единого целого физической культуры. Структура обучения представлена
в единстве теоретических построений и практической физкультурной и спортивной
деятельности. Раскрыта важность и значимость планирования и контроля в физическом
воспитании. Достаточно подробно освещены методология и методы исследования
в теории физической культуры. Освещена тема, связанная с теоретическим и методическим
осмыслением построения олимпийских циклов тренировки.
Учебное пособие рассчитано на студентов, тренеров, преподавателей, слушателей
факультетов, центров и институтов повышения квалификации в области физической
культуры и спорта.
УДК 796.01(07)
ISBN 5-9746-0012-6
2
© Издательство «Физическая культура», 2006
© Рубин В.С., 2006
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................................ 3
Глава 1. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ........................ 5
1.1. Определение «системы физического воспитания» ................ 5
1.2. Идейные основы системы физического воспитания.............. 6
1.2.1. Идейные истоки или отправные положения системы
физического воспитания .............................................. 6
1.2.2. Общие принципы системы физического
воспитания ..................................................................... 8
1.2.3. Цель, и задачи системы физического воспитания... 12
1.3. Научно-методические основы системы физического
воспитания ................................................................................ 13
1.4. Программно-нормативные основы системы физического
воспитания ................................................................................ 15
1.5. Организационные основы системы физического
воспитания ................................................................................ 18
Библиографический список ........................................................... 19
Глава 2. СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ
ДЕЙСТВИЯМ................................................................................20
2.1. Общая структура процесса обучения двигательным
действиям. Определения и принципиальная схема
стадий и этапов обучения........................................................ 21
2.2. Неразрывная связь и единство теоретических
представлений и методики обучения..................................... 23
2.3. Методические подходы к рассмотрению этапов обучения.......33
Библиографический список ........................................................... 38
Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ.......................................................................... 39
3.1. Основные положения планирования физического
воспитания ................................................................................ 40
100
Стр.100
3.1.1. Сущность, предмет и определение понятия
планирования............................................................... 40
3.1.2. Необходимость и предпосылки планирования ........ 48
3.1.3. Требования к планированию...................................... 49
3.1.4. Логическая последовательность основных
операций планирования ............................................. 50
3.2. Характеристика основных документов планирования
физического воспитания ......................................................... 51
3.2.1. Перспективное планирование .................................... 52
3.2.2. Этапное планирование................................................ 54
3.2.3. Краткосрочное (оперативно-текущее)
планирование............................................................... 56
3.3. Контроль в физическом воспитании...................................... 57
3.3.1. Методологические аспекты проблемы контроля...........57
3.3.2. Основные положения и виды педагогического
контроля ....................................................................... 59
3.3.3. Типы обратной связи................................................... 59
Библиографический список ........................................................... 62
Глава 4. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.............................. 63
4.1. Построение теоретического исследования ........................... 64
4.2. Общенаучные подходы и методы исследования.................. 69
4.3. Методы получения, первичной обработки и проверки
информационного материала для теоретических
исследований ............................................................................ 74
Библиографический список ........................................................... 77
Глава 5. СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ....................................... 78
5.1. Теоретико-методические положения построения
четырехлетнего олимпийского цикла.................................... 78
5.2. Двойная детерминация управляющих воздействий –
ключ к пониманию и решению основных противоречий
современной теории и практики спорта................................ 92
Библиографический список........................................................... 96
101
Стр.101