Г. И. Хозяинов МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Монография Москва Издательство «Физическая культура» 2006 УДК 37:372.8 Х70 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, академик РАО В. А. <...> Сластенин кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Киселева Хозяинов Г. И. <...> Х70 Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г. И. Хозяинов. <...> Оно строится на фундаменте, включающем знания педагога, его педагогический опыт, личность педагога (определенный уровень ее сформированности). <...> Составляющие фундамента педагогического мастерства включаются педагогом в его деятельность и в значительной степени определяют ее уровень. <...> В связи с этим в данной монографии рассматриваются следующие вопросы: − профессионализм и творческая самореализация педагога; − обучение как функциональная система; − обучение как деятельность; − педагогическая техника, такт и культура речи педагога; − мастерство организации взаимодействия субъектов в обучении; − технология обучения как мастерство интеграции педагогической теории и практики; 3 − дидактические игры как форма организации современных образовательных, акмеологически ориентированных технологий; − основы, сущность, показатели и уровни педагогического мастерства; − определение эффективности технологий обучения. <...> Получение творческого результата возможно при достижении определенного уровня профессионализма личности, профессионализма деятельности и творчества. <...> Профессионализм личности и профессионализм деятельности выделяют, например, такие исследователи, как Н. В. Кузьмина и А. К. Маркова. <...> Н. В. Кузьмина выделяет такие составляющие: а) профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения (1989); б) профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения (1990). <...> Таким образом, можно выделить три основных слагаемых достижения творческого результата в деятельности: профессионализм личности <...>
Мастерство_педагога_в_процессе_образования_и_обучения.pdf
УДК 37:372.8
Х70
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор, академик РАО В. А. Сластенин
кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Киселева
Хозяинов Г. И.
Х70 Мастерство педагога в процессе образования и обучения /
Г. И. Хозяинов. – М. : Физическая культура, 2006. – 224 с. –
ISBN 5-9746-0020-7.
В книге рассматриваются вопросы самосовершенствования и профессиональной
самореализации педагога на пути к вершине профессионализма – педагогическому
мастерству в процессе образования и обучения.
Монография предназначена для учителей общеобразовательных школ,
преподавателей средних специальных и высших учебных заведений. Может
быть использована для слушателей институтов повышения квалификации и студентов
средних и высших учебных заведений при подготовке к профессиональной
педагогической деятельности.
УДК 37:372.8
ISBN 5-9746-0020-7
2
© Издательство «Физическая культура», 2006
© Хозяинов Г. И., 2006
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................................................................... 3
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ТВОРЧЕСКАЯ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА......................................................... 5
1.1. Слагаемые профессионализма и творческой
самореализации человека.......................................................... 5
1.2. Профессионализм личности педагога ..................................... 7
1.3. Профессионализм педагогической деятельности................ 17
1.4. Творчество. Педагогическое творчество .............................. 19
1.5. Педагогический опыт как фактор самореализации
творческого потенциала педагога.......................................... 23
Глава 2. ОБУЧЕНИЕ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
И СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ... 29
2.1. Структурные и функциональные компоненты
педагогической системы......................................................... 29
2.2. Функциональная дидактическая система
и ее особенности...................................................................... 32
2.3. Интеграция в функциональной дидактической системе..... 35
Глава 3. ОБУЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....................................... 44
3.1. Сущность процесса обучения ................................................ 44
3.2. Учебно-познавательная деятельность обучающегося......... 45
3.3. Структура обучающей деятельности педагога
в соответствии со звеньями процесса усвоения
и выявления его доминирующего вида................................. 49
3.4. Объект обучающей деятельности педагога
как целостное педагогическое явление
в функциональной дидактической системе ......................... 57
3.5. Программы деятельности в процессе познания как
психологические компоненты организации обучения ........ 57
Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА, ТАКТ,
КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА.................................................... 67
4.1. Педагогическая техника.......................................................... 67
4.2. Педагогический такт ............................................................... 70
4.3 Культура речи педагога ........................................................... 72
204
Стр.204
Глава 5. МАСТЕРСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СУБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ................................... 78
5.1. Педагогическое общение, его функции и этапы.................. 78
5.2. Стили руководства педагогов и их отношений
к учащимся – основа стилей общения................................... 80
5.3. Развитие коммуникативных способностей педагога........... 84
Глава 6. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК МАСТЕРСТВО
ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.................................... 88
6.1. Акмеологический подход в организации
и осуществлении учебного процесса..................................... 88
6.2. Технология обучения как способ повышения
эффективности педагогического процесса ........................... 92
6.3. Формирование опыта творческой деятельности у
студентов в процессе обучения............................................ 104
Глава 7. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ,
АКМЕОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ............................................................................. 107
7.1. Особенности и классификация дидактических игр........... 107
7.2. Сочетание репродуктивной и продуктивной
деятельности в дидактических играх .................................. 111
7.3. Система дидактических игр как средство формирования
гностических умений ............................................................ 116
7.4. Условия эффективного проведения дидактических игр...... 120
7.5. Система контроля как способ стимулирования
в дидактических играх .......................................................... 124
7.6. Дидактическая игра «Педагогический опыт» .................... 127
7.7. Дидактическая игра «Средства обучения»......................... 132
Глава 8. ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ
И УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА............... 143
8.1. Основы и сущность педагогического мастерства.............. 143
8.2. Уровни и критерии профессионализма............................... 158
8.3. Система «ЛИДЕР» как способ выявления
профессионализма педагога ................................................. 162
205
Стр.205
8.4. Оценка обучающей деятельности педагога
по функциональному аспекту............................................... 164
8.5. Оценка обучающей деятельности педагога
по критериям результативно-личностного аспекта ........... 175
8.6. Определение уровня профессионально-педагогической
деятельности педагога по комплексному показателю ...... 180
8.7. Анализ (самоанализ) полученных результатов
по системе «ЛИДЕР»............................................................. 181
8.8. Профессионализм и творчество педагога........................... 184
Глава 9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ.................................................................................... 189
9.1. Педагогическое диагностирование...................................... 189
9.2. Методика диагностики факторов продуктивности
подготовки специалистов образования
по конкретной специализации.............................................. 191
9.3. Определение эффективности технологий обучения
по отдельным учебным дисциплинам и выявление
их значимости в профессиональной подготовке
студентов ............................................................................... 194
Библиографический список................................................................... 201
206
Стр.206