Министерство образования и науки Российской Федерации
_____
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калмыцкий государственный университет»
ДИАЛОГ КУЛЬТУР:
НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНОНАЦИОНАЛЬНОЕ
В ЛИТЕРАТУРЕ
Материалы Всероссийской с международным участием
очно-заочной научно-практической конференции
Элиста 2013
1
Стр.1
ББК Ш400.09(2Рос.Калм)431+Ш400.09я431+Ш426.83я431
УДК [82.0:37.091.3]:005.745
Д 440
«Диалог культур: национальное и инонациональное в литературе», Всероссийская с международным
участием очно-заочная науч.-практ. конф. (2013; Элиста). Всероссийская с международным
участием очно-заочная научно-практическая конференция «Диалог культур: национальное и
инонациональное в литературе», 4 апреля 2013 г. [Текст]: материалы / отв. ред. Р.М. Ханинова. – Элиста:
Изд-во Калм. ун-та, 2013. – 182 с.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
В сборнике представлены статьи ученых, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов из России,
Японии, Вьетнама, Болгарии, Казахстана, отвечающие тематике конференции и раскрывающие
разные ее аспекты: диалог культур в отечественной и мировой словесности, текст как объект лингвистического
исследования, методика преподавания литературы в вузе и школе.
Издание предназначено научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам,
учащимся, широкому кругу читателей, интересующимся историей и теорией литературы, лингвистикой,
культурологией.
Ответственный редактор:
кандидат филологических наук, доцент,
зав. кафедрой русской и зарубежной литературы
Калмыцкого государственного университета
Р.М. Ханинова
Статьи публикуются в авторской редакции
© ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2013
© Авторы статей, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Национальная литература: прошлое и настоящее
1
Сагаэ М. Стихотворение К. Бальмонта «Дождь» с точки зрения зауми В. Хлебникова (Токио) ....... 5
Кузнецова А.В., Фененко М.Ю. Любовь в творчестве А.И. Куприна: развитие тематической
сферы (Ростов-на-Дону)................................................................................................................................... 8
Ничипоров И.Б. Своеобразие художественного документализма в романе Б. Пильняка
«Голый год» (Москва) .................................................................................................................................... 11
Логунова Н.В. Поэтика эпистолярного дискурса в рассказе И.А. Бунина «Неизвестный друг»
(Ростов-на-Дону) ............................................................................................................................................ 15
Манджиева Б.В., Маргушина Д.В. Семантический образ ночи как эквивалент первозданной
тьмы в мифологии В.В. Набокова-поэта (Элиста) ...................................................................................... 18
Новикова А.А. Художественная стилизация и пародирование в драматургии В.В. Набокова
(Ставрополь) ................................................................................................................................................... 20
Абишева С.Д. Топос города в поэзии Б. Кенжеева (Алматы) ............................................................... 22
Стучилина А.П. Трансформация жанровых форм в поэзии В.С. Высоцкого (Ростов-на-Дону) ...... 25
Черкашина С.П. Парадокс и парадоксальность как художественно-смысловая основа
«Пародосок» Л.С. Петрушевской (Ставрополь) .......................................................................................... 29
Тукодян Н.Х., Ворошилова Е.Н. Проблематика и поэтика рассказов Б. Ахмадулиной
(Ростов-на-Дону) ............................................................................................................................................ 33
Шкурская Е.А. Способы построения фантастического в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик
и мышиный король» и рассказе А. Грина «Крысолов» (Элиста) ............................................................... 36
2
Харчевников В.И. Фольклор в поэзии А.Н. Толстого (Элиста) ............................................................ 39
3
Манджиев Н.Ц. Архивные документы к биографиям В.А. и В.В. Хлебниковых (Элиста) .............. 45
Церенов В.З. Степной характер. О судьбе безымянной калмыцкой героини в романе
Василия Гроссмана (Элиста) ......................................................................................................................... 48
Имагология в аспекте рецепции и репрезентации «другой» культуры
Чурилова Е.А. Системное рассмотрение форм репрезентации национального и
инонационального в художественной литературе (Ставрополь) ............................................................... 50
Погребная Я.В. Пространственно-темпоральные функции реминисценций из кельтского и
германо-скандинавского архаических эпосов в романе В.В. Набокова «Лолита» (Ставрополь) ........... 54
Костенко Д.Е. Столкновение двух культур: национальное и инонациональное в творчестве
Тэффи эмигрантского периода (Ставрополь) .............................................................................................. 58
Фокин А.А. Традиции Востока в пьесе И.Д. Сургучева «Реки вавилонские» (Ставрополь) ............. 60
Ханинова Р.М. Семантика седельной подушки в рассказе А. Серафимовича «Степные люди»
(Элиста) ........................................................................................................................................................... 65
Вяткина Е.А., Кюкенова Г.Э.-Г. Символика камзола в сюжете рассказа А.Е. Явича «Камзол,
или История одной девушки» (Элиста) ........................................................................................................ 70
Вяткина Е.А. «Ледяная» свадьба в романах И. Лажечникова «Ледяной дом» и В. Пикуля
«Слово и дело»: традиция и инновации (Элиста)........................................................................................ 72
Иванова Д.А. Шутиха в повести Ю. Нагибина «Квасник и Буженинова»: камчадалка или
калмычка? (Элиста) ........................................................................................................................................ 75
Диалог культур: национальное и инонациональное в литературе
Маллалиев Г.Н. Образы Асли и Керима в табасаранском фольклоре (к проблеме литературных
взаимосвязей) (Махачкала) ............................................................................................................................ 82
Бугаева Н.Н. Восточные и христианские архетипы в произведениях М.Ю. Лермонтова
(Ростов-на-Дону) ............................................................................................................................................ 85
Басангова Т.Г., Бурыкин А.А. Поэт и шаман. К истории образа шамана и метафор «поэт-шаман»
и «поэзия – шаманское камлание» в русской литературе первой и второй трети ХХ века (Элиста,
Санкт-Петербург) .......................................................................................................................................... 87
Иванова И.Н. Диалог культур в романе А. Шаманова «Заарин» (Ставрополь) ................................. 92
3
Стр.3
Перебейнос А.Н. Изображение инонационального мира в романе Алексея Иванова «Сердце
Пармы» (Ставрополь) .................................................................................................................................... 95
Бронская Л.И. Синтез национального и инонационального в романе Дины Арма
«Дорога домой» (Ставрополь) ..................................................................................................................... 98
Атанасова Р. Концепт «дом» в калмыцкой лирике (Пловдив) ......................................................... 102
Ханинова Р.М., Нгуен Дык Туан. Вьетнамский мотив в творчестве Михаила Хонинова
(Элиста, Куй-Ньян) ...................................................................................................................................... 107
Ханинова Р.М. Тема поколения в творчестве Андрея Джимбиева (Элиста) .................................... 108
Топалова (Зумаева) Д.Ю. Об особенностях развития калмыцкой русскоязычной поэзии
(Элиста) ......................................................................................................................................................... 113
Лубинецкий Э.В. Образ коня в русскоязычной калмыцкой лирике (Москва). .................................. 120
Ханинова Р.М. Фольклор в лирике Джангра Насунова (Элиста) ....................................................... 127
Бадмаев А.В. Особая страна Поэзия (Элиста)...................................................................................... 132
Бюрчиев Б.Н. Перекрестки Востока и Запада в диалогах поэта и критика (Москва) ...................... 135
Асмолова Е.В. «В тени Конфуция»: традиции китайской поэзии в лирике Риммы Ханиновой
(Калуга) ......................................................................................................................................................... 138
Дампилова Л.С. Диалог Востока и Запада в поэзии Риммы Ханиновой (Улан-Удэ) ....................... 140
Лазарева И.М. Легенда о лотосе из цикла Риммы Ханиновой «Древние метаморфозы»
(Элиста) ......................................................................................................................................................... 143
Текст как объект лингвистического исследования
Ханинова Э.М. Ключевой концепт «river» в авторской картине мира Лэнгстона Хьюза
(Элиста) ......................................................................................................................................................... 147
Шкурская Е.А. Исследование нонсенса с позиций знаковых характеристик (Элиста) ................... 148
Акименко Н.А. Лексико-семантические и композиционные особенности жанра английских
народных легенд (Элиста) ........................................................................................................................... 150
Ярмаркина Г.М. Лингвистический анализ художественного текста в аспекте русского языка
как иностранного (Элиста) .......................................................................................................................... 153
Литература в школе и вузе в условиях модернизации образования
Полужникова Т.П. Модульное обучение как активизация самостоятельной работы учащихся в
освоении идейно-художественного потенциала литературного источника (на примере рассказа
Л.Н. Толстого «Три смерти») (Ростов-на-Дону) ....................................................................................... 156
Эрендженова В.В. Организация личностно-ориентированного обучения на уроках русской
литературы (рассказ В. Распутина «Уроки французского») (Элиста) ..................................................... 158
Пасютина Д.В. Методически-концептуальное создание научно-исследовательского проекта в
средней школе по проблеме «Карточные образы и их художественно-смысловые функции в
романе В.В. Набокова “Король. Дама. Валет”» (Ставрополь) ................................................................. 160
Нимеева Л.Д. Компетентностный подход «Технология развития критического мышления
через чтение и письмо» на уроках литературы (Элиста) .......................................................................... 162
Ушакова Т.В., Останина Ю.О. Методические приемы на уроках литературы в средней школе,
используемые для повышения качества образования (Ростов-на-Дону). ............................................... 167
Ханинова Э.М. Спецкурс по творчеству Михаила Хонинова в школе (Элиста) .............................. 171
Гадышева А.Б. Тема семьи и семейного воспитания в калмыцкой прозе (п. Нарын-Худук) ......... 175
Сведения об авторах ............................................................................................................................ 180
4
Стр.4
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
1
Мицунори Сагаэ,
Университет Сока,
г. Токио, Япония
СТИХОТВОРЕНИЕ К. БАЛЬМОНТА «ДОЖДЬ»
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАУМИ В. ХЛЕБНИКОВА
Велимир Хлебников определяет смысл звуков Ш и Щ как следующие: «Что Ш значит слияние нескольких
поверхностей в одну поверхность и слияние границ между ними» [1, с. 154], «Что Щ означает
разбивку поверхностей, целой раньше, на разные участки, при неподвижном объёме» (курсив автора,
в неоговоренных случаях наш. – М.С.) [1, с. 155]. То есть, по мысли Хлебникова, Ш и Щ противоречат
друг другу и играют разнонаправленные роли, то есть центростремительные и центробежные.
Цель настоящей статьи – анализ стихотворения Константина Бальмонта «Дождь», во-первых, с
точки зрения «Философии творчества» Эдгара По и, во-вторых, с применением теории зауми Велимира
Хлебникова. Константин Бальмонт, когда издавал сборник «Будем как Солнце», одновременно занимался
переводом стихотворения, прозы, статьи Эдгара По. Он перевёл одно из самых известных его
стихотворений «Ворон», а также статью, в которой писатель раскрывал свой метод, как он писал «Ворона».
Приведем полностью стихотворение К. Бальмонта «Дождь».
В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шёл дождь, и капли с крыши
Стекали по стене.
Шёл дождь, ленивый, вялый,
И маятник стучал.
И я душой усталой
Себя не различал.
Я слился с этой сонной
Тяжелой тишиной.
Забытый, обделённый,
Я весь был тьмой ночной.
А бодрый, как могильщик,
Во мне тревожа мрак,
В стене жучок-точильщик
Твердил: «Тик-так. Тик-так».
Равняя звуки точкам,
Началу всех начал,
Он тонким молоточком
Стучал, стучал, стучал.
И атомы напева,
Сплетаясь в тишине,
Спокойно и без гнева
«Умри» твердили мне.
И мёртвый, бездыханный,
Как труп задутых свеч,
Я слушал в скорби странной
Вещательную речь.
5
Стр.5