Вестник Воронежского государственного университета СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ Бурмистров С. Л. <...> Место индийской культуры в философии истории Гегеля. <...> Модели социального генотипа в философском дискурсе . <...> Герменевтика философского дискурса в контексте институциализации знания . <...> Проблема восприятия идеологии как типа духовного освоения действительности . <...> К вопросу о феномене моды в контексте этикоэстетического дискурса . <...> 185 НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ УДК 930.1, 294.5 МЕСТО ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ГЕГЕЛЯ С. Л. <...> Бурмистров Институт восточных рукописей Российской академии наук Поступила в редакцию 2 сентября 2014 г. Аннотация: место индийской культуры в философии истории Г. В. Ф. Гегеля определяется его критической позицией по отношению к романтизму и воспринятым им через английских индологов (Г. Т. Колбрук, У. <...> Джонс) религиозно-монистическим пониманием сущности индийской культуры и индийского общества в соответствии с философией адвайта-веданты, характерным для варны брахманов. <...> Однако специальный интерес именно к философии Индии был характерен в первую очередь для немецкой индологии, и среди пионеров ее выделяется Фридрих Шлегель, перу которого принадлежит известный трактат «О языке и мудрости индийцев», вышедший в Гейдельберге в 1808 г. Сейчас нам кажется банальной мысль, что невозможно начертить сколько-нибудь полную картину развития человеческого разума без учета достижений великих цивилизаций Востока, в том числе и Индии © Бурмистров С. Л., 2014 3 Вестник ВГУ. <...> Однако для нас сейчас важно то, что труд Шлегеля был одним из источников влияния на взгляды Гегеля и на понимание им места индийской культуры в общем ходе мирового исторического процесса. <...> №.4 Научные доклады Индия понимается как цивилизация, застывшая в своем развитии и утратившая интерес к реальному миру, предпочтя ему вечную грезу. <...> Как и Шлегель, Гегель говорит об индийской религиозности как о пантеизме, однако, отмечает он, это пантеизм <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Серия_Философия_№4_2014.pdf
Вестник
Воронежского
государственного
университета
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
Бурмистров С. Л. Место индийской культуры в философии истории
Гегеля. .....................................................................................................................3
Ищенко Е. Н. Современность в предметном поле философии .....................17
Колмаков В. Б. Пантеизм и философия.........................................................27
Кравец А. С. Субъективный смысл и его понимание ....................................37
Пилюгина Е. В. Современная социальная реальность: панмифологизация,
информационные войны и кризис постмодерна .................................83
Сальникова М. Н. Модели социального генотипа в философском
дискурсе ................................................................................................................93
Черников М. В. Онтологические основания запретного подхода
и его методологическая роль в современном научном познании ................108
Шапошник В. А. Методологический плюрализм в теории познания ......119
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Беляев М. А. Эмпирическое и символическое в нормативных системах .....129
Бочарникова О. А., Полякова И. П., Бочарников А. С. Междисциплинарный
подход и роль философии в исследовании
социальных конфликтов ...................................................................................138
Литвинов М. Ф. Эстетическое – предел и условие рефлексии ..................145
Негруль В. В. Синергетический подход в исследовании взаимодетерминации
целостности общества и экономического поведения личности ..........154
Обыдённый Д. Н. Герменевтика философского дискурса в контексте
институциализации знания .............................................................................162
Равочкин Н. Н. Проблема восприятия идеологии как типа духовного
освоения действительности ..............................................................................168
Симонова С. А. К вопросу о феномене моды в контексте этикоэстетического
дискурса .....................................................................................175
Целыковский А. А. Роль идеологии в политической коммуникации
власти и общества в кризисный период..........................................................179
ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ ............................................................................................ 185
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ
Издается с 2009 г.
Выходит 4 раза в год
Серия: Философия. 2014. № 4 (14). Октябрь–декабрь
Стр.1
Proceedings
of Voronezh
State University
SCIENTIFIC JOURNAL
SERIES: PHILOSOPHY
First published in 2009
Published quarterly
Series: Philosophy. 2014. № 4 (14). October–December
CONTENTS
SCIENTIFIC REPORTS
Burmistrov S. L. The place of Indian culture in the Hegel’s philosophy
of history ..................................................................................................................3
Ishchenko E. N. Modernity in the conceptual fi eld of philosophy ....................17
Kolmakov V. B. Pantheism and philosophy ......................................................27
Kravetz A. S. Subjective meaning and its understanding ................................37
Pilugina E. V. Modern social reality: panmifologization, information wars
and crisis of postmodernity ..................................................................................83
Salnikova M. N. Models of social genotype in philosophical discussion .........93
Shaposhnik V. A. Methodological pluralism in the theory of knowledge .....119
Chernikov M. V. Ontological foundations of the «Prohibitive approach»
and its methodological role in modern scientifi c knowledge ............................108
SCIENTIFIC MESSAGES
Belyaev M. A. Normative systems: empirical and symbolic aspects ..............129
Bocharnikova O. A., Polyakova I. P, Bocharnikov A. S. The interdisciplinary
approach and the role of philosophy to the study of social ......................138
Litvinov M. F. The aesthetic – limit and condition of the refl ection ..............145
Negrul V. V. Synergetic approach to the study determination of integrity
society and economic behavior of the individual ...............................................154
Obydenny D. N. The herminoutics of philosophical discourse in the
context of knowledge institutionalization ..........................................................162
Ravochkin N. N. Рroblem of perception of ideology as the type of
spiritual understanding of reality ......................................................................168
Simonova S. A. Phenomena of fashion in the context of ethic and
aesthetic discourse ..............................................................................................175
Tselykovsky А. А.The role of ideologyinpolitical communicationpower
and society incrisis period ..................................................................................179
SUBMISSION GUIDELINES ............................................................................185
Стр.2
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
УДК 930.1, 294.5
МЕСТО ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ГЕГЕЛЯ
С. Л. Бурмистров
Институт восточных рукописей Российской академии наук
Поступила в редакцию 2 сентября 2014 г.
Аннотация: место индийской культуры в философии истории Г. В. Ф. Гегеля
определяется его критической позицией по отношению к романтизму
и воспринятым им через английских индологов (Г. Т. Колбрук, У. Джонс)
религиозно-монистическим пониманием сущности индийской культуры
и индийского общества в соответствии с философией адвайта-веданты,
характерным для варны брахманов.
Ключевые слова: Гегель, брахманизм, романтизм, адвайта-веданта.
Abstract: the place of Indian culture in the Hegel’s philosophy of history is determined
by his criticism towards the philosophy of romanticism and religiousmonistic
interpretation of the essence of Indian culture and society according to
Advaita Vedanta philosophy, taken by Hegel from Indian Brahmans through
English Indologists (H. T. Colebrooke, W. Jones).
Key words: Hegel, Brahmanism, romanticism, Advaita Vedanta.
XVIII в. ознаменовался всплеском исключительного интереса европейцев
к культуре Востока, обусловленным в значительной мере политическими
причинами. Активная колонизация стран Востока, прямое или
косвенное подчинение их власти стран Европы не могли не поставить
перед европейскими интеллектуалами задачи уяснить себе основные
черты восточных культур и обществ – хотя бы для того, чтобы сделать
управление азиатскими колониями более эффективным.
Самый значительный вклад в изучение Индии в конце XVIII – начале
XIX вв. внесли английские ученые. Судья Уильям Джонс, как известно,
перевел и опубликовал в 1783 г. «Законы Ману». Значительную работу
проделал Генри Томас Колбрук (1765 – 1837), которому принадлежат
переводы с санскрита индийских правовых и математических трактатов
и систематическое изложение базовых положений основных индийских
философских систем – как ортодоксальных, так и неортодоксальных. Однако
специальный интерес именно к философии Индии был характерен
в первую очередь для немецкой индологии, и среди пионеров ее выделяется
Фридрих Шлегель, перу которого принадлежит известный трактат
«О языке и мудрости индийцев», вышедший в Гейдельберге в 1808 г.
Сейчас нам кажется банальной мысль, что невозможно начертить
сколько-нибудь полную картину развития человеческого разума без
учета достижений великих цивилизаций Востока, в том числе и Индии
© Бурмистров С. Л., 2014
3
Стр.3