Московский педагогический государственный университет Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха Москва 2012 Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» Посвящается 140-летию Московского педагогического государственного университета ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Учебное пособие Под редакцией профессора Е. Г. Речицкой Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» МПГУ Москва 2012 УДК 376.3(075.8) ББК 743я73 Р46 Рецензенты: О. Е. Грибова, зав. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО РФ, профессор Е. А. Малхасьян, профессор каф. специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. <...> М. А. Шолохова Авторы: Е. Г. Речицкая, Б. П. Пузанов, Т. Г. Богданова, К. И. Туджанова, Е. З. Яхнина, А. Г. Московкина, Н. А. Саенкова, Е. В. Кулакова, Л. А. Плуталова, И. В. Речицкий, В. В. Линьков, Е. Н. Башкирова, Е. Н. Соломина, Л. А. Набокова, И. Л. Соловьева, Т. К. Гущина, И. Н. Филоненко-Алексеева, Л. М. Бадрутдинова, Е. А. Большакова, А. Д. Махмутова, А. В. Киреенко, Д. А. Краснобаев Р46 Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха. <...> Особое внимание уделено проблеме организации высшего образования лиц с нарушением слуха в системе их непрерывного образования, адаптации студентов к условиям образования в вузе, использования современных педагогических технологий в обучении, проведения слухоречевой реабилитации студентов с нарушением слуха. <...> Создание образовательной среды для студентов с нарушением слуха в Московском педагогическом государственном <...>
Психолого-педагогическое_сопровождение_лиц_с_нарушением_слуха_(1).pdf
УДК 376.3(075.8)
ББК 743я73
Р46
Рецензенты:
О. Е. Грибова, зав. каф. коррекционной педагогики и специальной
психологии АПК и ППРО РФ, профессор
Е. А. Малхасьян, профессор каф. специальной педагогики и
специальной психологии МГГУ им. М. А. Шолохова
Авторы:
Е. Г. Речицкая, Б. П. Пузанов, Т. Г. Богданова,
К. И. Туджанова, Е. З. Яхнина, А. Г. Московкина,
Н. А. Саенкова, Е. В. Кулакова, Л. А. Плуталова,
И. В. Речицкий, В. В. Линьков, Е. Н. Башкирова,
Е. Н. Соломина, Л. А. Набокова, И. Л. Соловьева,
Т. К. Гущина, И. Н. Филоненко-Алексеева,
Л. М. Бадрутдинова, Е. А. Большакова, А. Д. Махмутова,
А. В. Киреенко, Д. А. Краснобаев
Р46
Психолого-педагогическое сопровождение лиц
с нарушением слуха. Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений / Под ред. проф. Е. Г. Речицкой.
– М.: МПГУ, 2012. – 256 с.
В учебном пособии представлены концептуальные подходы,
содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения
лиц с нарушением слуха в условиях вузовского обучения. Особое
внимание уделено проблеме организации высшего образования лиц
с нарушением слуха в системе их непрерывного образования,
адаптации студентов к условиям образования в вузе, использования
современных педагогических технологий в обучении, проведения
слухоречевой реабилитации студентов с нарушением слуха.
Адресовано студентам и магистрантам учреждений высшего
профессионального образования, преподавателям вузов и колледжей,
которые работают с лицами, имеющими нарушения слуха.
ISBN 978-5-7042-2341-2
© МПГУ, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Раздел 1. Высшее образование лиц с нарушениями слуха
как закономерный этап в системе непрерывного
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Создание образовательной среды для студентов с
нарушением слуха в Московском педагогическом
государственном университете (Б.П. Пузанов,
Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Содержание профессиональной подготовки студентов
с нарушением слуха по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» (бакалавриат,
профиль «Сурдопедагогика») (Е.Г. Речицкая,
Е.З. Яхнина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.3. Модель подготовки магистров по интегративной
программе «Психолого-педагогическое сопровождение
лиц с ограниченными возможностями здоровья»
[направление «Специальное (дефектологическое)
образование»] (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
1.4. Концептуальные основы развития и коррекции
интеллектуальной деятельности студентов
с нарушениями слуха в условиях высшего
профессионального образования (Т.Г. Богданова) . . . 38
1.5. Социокультурные аспекты непрерывного образования
неслышащих (И.Л. Соловьева) . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
1.6. Современные подходы к проблеме выявления
и диагностики врожденной и прелингвальной патологии
слуха (А.Г. Московкина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
1.7. Философское понимание проблемы смысла жизни
человека с недостатками развития (В.В. Линьков) . . . 68
1.8. Самостоятельная работа студентов с нарушениями слуха
в теории и практике вузовского образования (К.И.
Туджанова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
1.9. Использование мультимедийного учебника
в образовательном процессе высшей школы
(Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Вопросы и задания для самостоятельной работы
студентов и магистрантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 2. Адаптация студентов I-го курса с нарушением
слуха к условиям обучения в вузе и психологопедагогическая
диагностика – важные компоненты
обеспечения качественного образования . . . . . . . . . . 91
2.1. Изучение особенностей адаптации в вузе
студентов I-го курса с нарушением слуха
(Б.П. Пузанов, Л.А. Плуталова, Е.Н. Соломина) . . . 91
2.2. Изучение и развитие творческих способностей лиц
с нарушениями слуха юношеского возраста
(Е.Г. Речицкая, Л.М. Бадрутдинова) . . . . . . . . . . . . 102
2.3. Технологии изучения социальных навыков
студентов с нарушением слуха как категории
с особыми образовательными потребностями
(А.Д. Махмутова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
2.4. Социально-педагогическая адаптация
к обучению в вузе студентов 1 курса
с нарушениями слуха (Е.В. Кулакова) . . . . . . . . . . 121
2.5. Диагностические возможности арт-терапии
(Е.Н. Башкирова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
2.6. Использование вербальных и невербальных средств
коммуникации студентами с нарушениями слуха
в общении (Л.А. Плуталова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
2.7. Организация изучения профессионально важных
качеств будущих сурдопедагогов с нарушенным
слухом (Е.А. Большакова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Вопросы и задания для самостоятельной работы
студентов и магистрантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Раздел 3. Педагогические технологии обучения
студентов с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
3.1. Педагогическое тестирование в системе
формирования профессиональных компетенций
у студентов с нарушениями слуха (Е.З. Яхнина) . . . 150
3.2. Изучение русского языка студентами
с нарушениями слуха на отделении
сурдопедагогики (Н.А. Саенкова) . . . . . . . . . . . . . . . 160
3.3. Формирование активной жизненной позиции
у студентов отделения сурдопедагогики
дефектологического факультета (А.В. Киреенко) . . . 171
3.4. Современные технологии и воспитательные
аспекты экологического образования студентов
с нарушениями слуха (Д.А. Краснобаев) . . . . . . . . . 185
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
3.5. Использование мультимедийных презентационных
технологий в обучении студентов с нарушенным
слухом (Е.В. Кулакова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
3.6. Развитие связной речи студентов с нарушениями
слуха при использовании современных
коммуникационных технологий (Л.А.Набокова) . . . 199
3.7. Самостоятельная работа студентов с нарушенным
слухом по дисциплине «Основы математики
с методикой преподавания»
(И.Н. Филоненко-Алексеева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
3.8. Педагогическая практика – важнейшее условие
формирования профессиональных качеств
бакалавра-сурдопедагога с нарушениями слуха
(К.И. Туджанова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Вопросы и задания для самостоятельной работы
студентов и магистрантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Раздел 4. Содержание и организация факультативных
занятий по слухоречевой реабилитации студентов
с нарушением слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
4.1. Совершенствование навыков устной
коммуникации у студентов с нарушениями
слуха в системе высшего профессионального
образования (Е. З. Яхнина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
4.2. Слухоречевая реабилитация студентов
с использованием комплексной методики
стимуляции слуха (И.В. Речицкий) . . . . . . . . . . . . . 229
4.3. Развитие произвольного внимания у студентов
с нарушением слуха на индивидуальных
занятиях по слухоречевой реабилитации
(Т.К. Гущина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
4.4. Проведение профилактических мероприятий
для предупреждения патологии слуха
(И.В. Речицкий) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Вопросы и задания для самостоятельной работы
студентов и магистрантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
5
Стр.5