Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Томского государственного университета

Вестник Томского государственного университета №5 2005

0   0
Страниц205
ID284704
АннотацияЖурнал является мультидисциплинарным периодическим изданием. Первоначально (с 1889 г.) он выходил под названием «Известия Томского университета», затем - «Труды Томского государственного университета», в 1998 году издание университетского журнала было возобновлено уже под современным названием. В настоящее время выходит ежемесячно. Входит в Перечень ВАК.
Вестник Томского государственного университета : Общенаучный периодический журнал .— Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет .— 2005 .— №5 .— 205 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/284704 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

XX в. по истории кабинетского хозяйства в Сибири (1747–1861 гг.) <...> Положение иностранных уч¸ных в послепетровской России . <...> Немецкие уч¸ные в послепетровской России: встреча с действительностью . <...> Образ христианского историзма в раннем творчестве Г.В. Флоровского . <...> Проблема роли природно-географического фактора в русской истории в оценках отечественной историографии и общественно-политической мысли второй половины XIX–XX в. <...> Русский бунт как форма культурной идентификации переходной эпохи . <...> Мифологический образ Е.П. Блаватской в контексте концепции мифа А.Ф. Лосева . <...> ПЕРСОНАЛИИ БОРИСУ ГЕОРГИЕВИЧУ МОГИЛЬНИЦКОМУ 75 ЛЕТ Б.Г. Могильницкий – действительный член Академии социальных наук, профессор, заведующий кафедрой истории Древнего мира, Средних веков и методологии истории исторического факультета Томского государственного университета. <...> Автор первого в России учебника для вузов по методологии истории «Введение в методологию истории» (М., 1989). <...> Безусловно, Борис Георгиевич известен нам разными сторонами своей богатой и многогранной натуры. <...> После знакомства с А.И. Даниловым Борис Георгиевич сделал бесповоротный выбор в пользу медиевистики. <...> Прежде всего у А.И. Данилова Борис Георгиевич получил уроки высочайшего профессионализма, в общении с ним обрел тот культурно-исторический багаж, который определил интересы, стиль работы, направления научного поиска сначала студента, а потом и зрелого исследователя. <...> Именно под его руководством Борис Георгиевич сделает свои первые шаги в науке в рамках cпецсеминара, в 1958 г. защитит кандидатскую диссертацию по Петрушевскому, а в 1967 г. – докторскую диссертацию, посвященную русской либеральной медиевистике конца XIX – начала XX в. <...> Этой нишей является, безусловно, методология истории – царица исторических дисциплин. <...> Ф¸дор Августович Степун (1884–1965), философ, социолог, театральный и литературный критик, принадлежит к числу выдающихся представителей русской культуры. <...> , сам Степун <...>
Вестник_Томского_государственного_университета_№5_2005.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЕСТНИК ¹ 289 ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБЩЕНАУЧНЫЙ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Декабрь Серия «История. Краеведение. Этнология. Археология» Свидетельства о регистрации: бумажный вариант ¹ 018694, электронный вариант ¹ 018693 выданы Госкомпечати РФ 14 апреля 1999 ã. ISSN: печатный вариант – 1561-7793; электронный вариант – 1561-803Õ от 20 апреля 1999 ã. Международного центра ISSN (Париж) СОДЕРЖАНИЕ МЕМУАРЫ. ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ПЕРСОНАЛИИ Борису Георгиевичу Могильницкому 75 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ИСТОРИОГРАФИЯ. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ Гаман Ë.À. Советская история в изображении Ô.À. Ñòåïóíà: к постановке вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Горбунова Ю.Ф. Изучение личности и государственной деятельности императора Николая II в современной отечественной историографии: реальность и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 6 14 Гумерова Æ.À Идеал святости на Руси у Ã.Ï. Федотова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Жеравина À.Í. Исследования 80−90-õ ãã. XX â. по истории кабинетского хозяйства в Сибири (1747–1861 ãã.) . . . . . . 39 Коктыш Â.À. Ã.Â. Вернадский о монгольском завоевании в русской истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Турнаев Â.È. Положение иностранных ó÷¸íûõ в послепетровской России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Турнаев Â.È. Немецкие ó÷¸íûå в послепетровской Ðîññèè: встреча с действительностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 Тюменцев Þ.À. Образ христианского историзма в раннем творчестве Ã.Â. Флоровского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Хазанов О.Б. Еврейское национальное самосознание эпохи модернизации в свете научного и религиозного подходов 93 Чуркин М.К. Проблема роли природно-географического фактора в русской истории в оценках отечественной историографии и общественно-политической мысли второй половины XIX–XX â. . . . . . . . . . . . . . . ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Мауль В.Я. Методологические проблемы междисциплинарного изучения русского áóíòà: достоинства и недостатки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Жеравина À.Í. «Отечеству и íàóêå» − девиз университетских студентов дореволюционного Томска . . . . . . . . . . . Петрик В.В. Система управления высшей школой в конце 50-х – начале 90-х годов XX века (íà примере вузов сибирского ðåãèîíà) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Черказьянова И.В. Попечитель учебного округа Л.И. Лаврентьев и Томский университет: сотрудничество и конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Соколов В.Ю. Основания расширения понятия «содержание образования» в курсе «Ìåòîäèêà преподавания истории в øêîëå» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тимошенко À.Ã., Логутова Í.Á. Болонский ïðîöåññ. Основные задачи и действия по их реализации . . . . . . . . . . . . . . 193 188 КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 «УВЛЕЧЕНИЕ» − ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ Образ Вечности на земле (Иерей Андрей Носков); О мечети, синагоге и других томских храмах (Н.М. Дмитриенко) Мауль Â.ß. Русский бунт как форма культурной идентификации переходной эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 ИСТОРИЯ ТГУ И ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ 158 168 177 Ширко К.Н. Исторический процесс в интерпретации Н.А. Бердяева: диалектика божественного и человеческого . . . 113 Яблоков È.À. Мифологический образ Å.Ï. Блаватской в контексте концепции мифа À.Ô. Лосева . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 121 2005
Стр.1
FEDERAL AGENCY OF EDUCATION ¹ 289 VESTNIC TOMSK STATE UNIVERSITY GENERAL SCIENTIFIC PERIODICAL December Series «History. Study of local lore. Ethnology. Archaeology» Certification of registration: printed version ¹ 018694, electronic version ¹ 018693 Issued by Russian Federation state committee for publishing and printing on April, 14, 1999. ISSN: printed version – 1561-7793; electronic version – 1561-803Õ on April, 20, 1999 by International centre ISSN (Paris) CONTENTS HISTORIOGRAHY. SOURSE STUDY Gaman L.A. Soviet history in interpetation of F.A. Stepun: to the formulation of the question . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Gorbunova Y.F. The investigation of emperor’s Nicolas II personality and his state activity in modern Russian historiography: reality and prospects. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Gumerova Z.A. The ideal of sanctity in Fedotov, s works . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 14 32 Zheravina A.N. Studies of the 80-th – 90-th years of the 20-th centure devoted to the history of cabinet economy in Siberia . . 39 Koktysh V.A. George Vernadski about the Mongolian conquest in the Russian history . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Turnaev V.I. The standing of foreign scientists in the post peter the firt's period . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Turnaev V.I. German scientists in the post peter the firt's russia: the meeting with the reality . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Tyumentsev Yu.A. Cristian vision of history in early works of G.V. Florovsky. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 65 Khazanov O.V. The Jewish national consciousness in epoch of modernization from the standpoint of the scientific and religious approaches. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Churko M.K. Peculiarities of the agricultural crisis in the provinces of Russia, and possible ways of its overcoming in the second part XIX – beginning XX centuries. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . RUSSIAN HISTORY Maul V.J. Metodological problems of inter-disciplinary study of russian riot: merits and demerits . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Maul V.J. Russian riot, as the form of cultural identification of the transitional epoch . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . THE HISTORY OF THE TSU AND EDUCATION IN SIBERIA Petrik V.V. the system of higher school management at the end of the 50s – the beginning of the 90s of the XXth century (illustrated by the examples of higher schools of Siberian region) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . PROBLEMS OF EDUCATION Sokolov V.Yu. The problems of constraction the course «Metods of the teaching history in a school» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Timoshenko A.G., Logutova N.B. Bologna declaration. principal topics and action in the process of fulfillment . . . . . . . . . . . 193 188 BRIEF INFORMATION ABOUT THE AUTORS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 SUMMARIES OF THE ARTICLES IN ENGLISH . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 «UVLECHENIE» − A MAGAZINE IN JOURNAL Zheravina A.N. «To Country and science» – the slogan of the university students of the pre-revolutionary Tomsk . . . . . . . . . Cherkazianova I.V.. The curator of the West Siberian School District L.I. Lavrentev and the University of Tomsk: cooperation and conflict . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 168 177 125 144 73 93 Shyrko K.N. Historical process in N.A. Berdyaev's interpretation: dialectics divine and human v . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Yablokov I.A. Mythological character of H.P. Blavatskay in the context of the concept of A.F. Lose . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 121 2005
Стр.2
¹ 289 ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Декабрь МЕМУАРЫ. ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ПЕРСОНАЛИИ БОРИСУ ГЕОРГИЕВИЧУ МОГИЛЬНИЦКОМУ 75 ЛЕТ Б.Г. Могильницкий – действительный член Академии социальных наук, профессор, заведующий кафедрой истории Древнего мира, Средних веков и методологии истории исторического факультета Томского государственного университета. Окончил ТГУ (1951 г.), доктор исторических наук (1967 г.), декан историко-филологического (1968–1972 ãã.) и исторического (1974–1980 ãã.) факультетов ÒÃÓ. С 1976 ã. председатель докторского диссертационного совета Д.212.267.03 по историческим наукам. Автор более 150 публикаций, в том числе 5 монографий. Научный руководитель 45 и консультант 5 докторских диссертаций. Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшего профессионального образования. Автор первого в России учебника для вузов по методологии истории «Введение в методологию истории» (М., 1989). Награжден орденом «Знак Почета» и тремя медалями. Эти сухие данные хотя и показывают уровень деятельности и заслуг юбиляра, однако мало что скажут читателю о масштабе этой выдающейся личности. Безусловно, Борис Георгиевич известен нам разными сторонами своей богатой и многогранной натуры. Однако из общения с ним каждый вынес нечто общее в ощущении характера даже мимолетных встреч, разговоров с ним, контактов на любом уровне. Человек словно попадает в некое невидимое силовое поле, и имя этому полю – культура. Культура в самом широком и глубоком, истинном смысле этого слова. Именно она, подлинная, настоящая и негромкая, определяет главное в его личности и задает особый регистр общения с ним. Это, как представляется, и определяет уникальность его как человека, как профессионала. Как заведено в нашем ремесле, мы попытались интерпретировать этот уникальный культурно-исторический феномен, прибегая к тем средствам, которым нас Учитель же и обучил. Борису Георгиевичу посчастливилось родиться в семье, атмосфера которой на многие годы определит его «я». Его родители (мать – Берта Борисовна Столпер, врач, и отец – Георгий Николаевич Могильницкий, инженер) жили в Киеве. Интеллигентная семья любящих и заботящихся друг о друге людей. Именно широкий культурный кругозор и родительский такт явились основой свободного выбора будущей профессии. Это произойдет уже в Барнауле, куда семья была эвакуирована в 1941 г. и где Борис Могильницкий в 1946 г. закончил с серебряной медалью среднюю школу. Его студенческая пора счастливо совпала со временем окончания войны. Среди сокурсников и преподавателей Бориса Георгиевича было немало бывших фронтовиков, чье присутствие радикально изменило атмосферу студенческих аудиторий – это была атмосфера свободы, самостоятельности суждений, подпитываемая опытом обретенной мудрости, знания и жажды жизни. Среди этих людей вскоре появился тот, чье имя так много будет значить для Бориса Георгиевича и многое определит в его судьбе, и не только в его. Приехавший в 1947 г. в ТГУ А.И. Данилов привлекал многих своей фронтовой биографией, своей сильной и волевой натурой. После знакомства с А.И. Даниловым Борис Георгиевич сделал бесповоротный выбор в пользу медиевистики. Лекции по западно-европейскому Средневековью, спецсеминар, который вел А.И. Данилов по раннему Средневековью, были образцом профессионального мастерства. И это неудивительно. А.И. Данилов был учеником выдающегося историка А.И. Неусыхина, который, в свою очередь, прошел школу известнейшего отечественного медиевиста Д.М. Петрушевского, воспитанного в традициях Т.Н. Грановского и И.В. Лучицкого – гордости российской исторической науки. Прежде всего у А.И. Данилова Борис Георгиевич получил уроки высочайшего профессионализма, в общении с ним обрел тот культурно-исторический багаж, который определил интересы, стиль работы, направления научного поиска сначала студента, а потом и зрелого исследователя. Уже в студенческие годы между ними установилась особая духовная связь. Именно под его руководством Борис Георгиевич сделает свои первые шаги в науке в рамках cпецсеминара, в 1958 г. защитит кандидатскую диссертацию по Петрушевскому, а в 1967 г. – докторскую диссертацию, посвященную русской либеральной медиевистике конца XIX – начала XX в. Диссертации, как и целый ряд его статей и книг, заявили о появлении в отечественной науке не просто историографа-медиевиста, но ученого с широчайшим интеллектуально-культурным диапазоном видения вещей. С одной стороны, можно сказать, что 3 2005
Стр.3