ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЕСТНИК
¹ 289
ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ОБЩЕНАУЧНЫЙ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Декабрь
Серия «История. Краеведение. Этнология. Археология»
Свидетельства о регистрации: бумажный вариант ¹ 018694, электронный вариант ¹ 018693
выданы Госкомпечати РФ 14 апреля 1999 ã.
ISSN: печатный вариант 1561-7793; электронный вариант 1561-803Õ от 20 апреля 1999 ã.
Международного центра ISSN (Париж)
СОДЕРЖАНИЕ
МЕМУАРЫ. ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ПЕРСОНАЛИИ
Борису Георгиевичу Могильницкому 75 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ИСТОРИОГРАФИЯ. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Гаман Ë.À. Советская история в изображении Ô.À. Ñòåïóíà: к постановке вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Горбунова Ю.Ф. Изучение личности и государственной деятельности императора Николая II
в современной отечественной историографии: реальность и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
6
14
Гумерова Æ.À Идеал святости на Руси у Ã.Ï. Федотова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Жеравина À.Í. Исследования 80−90-õ ãã. XX â. по истории кабинетского хозяйства в Сибири (17471861 ãã.) . . . . . . 39
Коктыш Â.À. Ã.Â. Вернадский о монгольском завоевании в русской истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Турнаев Â.È. Положение иностранных ó÷¸íûõ в послепетровской России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
55
Турнаев Â.È. Немецкие ó÷¸íûå в послепетровской Ðîññèè: встреча с действительностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Тюменцев Þ.À. Образ христианского историзма в раннем творчестве Ã.Â. Флоровского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Хазанов О.Б. Еврейское национальное самосознание эпохи модернизации в свете научного
и религиозного подходов
93
Чуркин М.К. Проблема роли природно-географического фактора в русской истории в оценках
отечественной историографии и общественно-политической мысли второй половины XIXXX â. . . . . . . . . . . . . . .
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Мауль В.Я. Методологические проблемы междисциплинарного изучения
русского áóíòà: достоинства и недостатки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Жеравина À.Í. «Отечеству и íàóêå» − девиз университетских студентов дореволюционного Томска . . . . . . . . . . .
Петрик В.В. Система управления высшей школой в конце 50-х начале 90-х годов XX века
(íà примере вузов сибирского ðåãèîíà) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Черказьянова И.В. Попечитель учебного округа Л.И. Лаврентьев и Томский университет:
сотрудничество и конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Соколов В.Ю. Основания расширения понятия «содержание образования»
в курсе «Ìåòîäèêà преподавания истории в øêîëå» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тимошенко À.Ã., Логутова Í.Á. Болонский ïðîöåññ. Основные задачи и действия по их реализации . . . . . . . . . . . . . . 193
188
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
«УВЛЕЧЕНИЕ» − ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ
Образ Вечности на земле (Иерей Андрей Носков); О мечети, синагоге и других томских храмах (Н.М. Дмитриенко)
Мауль Â.ß. Русский бунт как форма культурной идентификации переходной эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
ИСТОРИЯ ТГУ И ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ
158
168
177
Ширко К.Н. Исторический процесс в интерпретации Н.А. Бердяева: диалектика божественного и человеческого . . . 113
Яблоков È.À. Мифологический образ Å.Ï. Блаватской в контексте концепции мифа À.Ô. Лосева . . . . . . . . . . . . . . . . .
108
121
2005
Стр.1
FEDERAL AGENCY OF EDUCATION
¹ 289
VESTNIC TOMSK STATE UNIVERSITY
GENERAL SCIENTIFIC PERIODICAL
December
Series «History. Study of local lore. Ethnology. Archaeology»
Certification of registration: printed version ¹ 018694, electronic version ¹ 018693
Issued by Russian Federation state committee for publishing and printing on April, 14, 1999.
ISSN: printed version 1561-7793; electronic version 1561-803Õ
on April, 20, 1999 by International centre ISSN (Paris)
CONTENTS
HISTORIOGRAHY. SOURSE STUDY
Gaman L.A. Soviet history in interpetation of F.A. Stepun: to the formulation of the question . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Gorbunova Y.F. The investigation of emperors Nicolas II personality and his state activity
in modern Russian historiography: reality and prospects. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Gumerova Z.A. The ideal of sanctity in Fedotov, s works . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
14
32
Zheravina A.N. Studies of the 80-th 90-th years of the 20-th centure devoted to the history of cabinet economy in Siberia . . 39
Koktysh V.A. George Vernadski about the Mongolian conquest in the Russian history . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Turnaev V.I. The standing of foreign scientists in the post peter the firt's period . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Turnaev V.I. German scientists in the post peter the firt's russia: the meeting with the reality . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Tyumentsev Yu.A. Cristian vision of history in early works of G.V. Florovsky. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
51
65
Khazanov O.V. The Jewish national consciousness in epoch of modernization from the standpoint
of the scientific and religious approaches. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Churko M.K. Peculiarities of the agricultural crisis in the provinces of Russia,
and possible ways of its overcoming in the second part XIX beginning XX centuries. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
RUSSIAN HISTORY
Maul V.J. Metodological problems of inter-disciplinary study of russian riot: merits and demerits . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Maul V.J. Russian riot, as the form of cultural identification of the transitional epoch . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
THE HISTORY OF THE TSU AND EDUCATION IN SIBERIA
Petrik V.V. the system of higher school management at the end of the 50s the beginning of the 90s of the XXth century
(illustrated by the examples of higher schools of Siberian region) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
PROBLEMS OF EDUCATION
Sokolov V.Yu. The problems of constraction the course «Metods of the teaching history in a school» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Timoshenko A.G., Logutova N.B. Bologna declaration. principal topics and action in the process of fulfillment . . . . . . . . . . . 193
188
BRIEF INFORMATION ABOUT THE AUTORS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
SUMMARIES OF THE ARTICLES IN ENGLISH . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
«UVLECHENIE» − A MAGAZINE IN JOURNAL
Zheravina A.N. «To Country and science» the slogan of the university students of the pre-revolutionary Tomsk . . . . . . . . .
Cherkazianova I.V.. The curator of the West Siberian School District L.I. Lavrentev and the University of Tomsk:
cooperation and conflict . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
158
168
177
125
144
73
93
Shyrko K.N. Historical process in N.A. Berdyaev's interpretation: dialectics divine and human v . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Yablokov I.A. Mythological character of H.P. Blavatskay in the context of the concept of A.F. Lose . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
108
121
2005
Стр.2
¹ 289
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Декабрь
МЕМУАРЫ. ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ПЕРСОНАЛИИ
БОРИСУ ГЕОРГИЕВИЧУ МОГИЛЬНИЦКОМУ 75 ЛЕТ
Б.Г. Могильницкий действительный член Академии социальных наук, профессор, заведующий кафедрой
истории Древнего мира, Средних веков и методологии истории исторического факультета Томского
государственного университета. Окончил ТГУ (1951 г.), доктор исторических наук (1967 г.), декан историко-филологического
(19681972 ãã.) и исторического (19741980 ãã.) факультетов ÒÃÓ. С 1976 ã. председатель
докторского диссертационного совета Д.212.267.03 по историческим наукам. Автор более 150 публикаций,
в том числе 5 монографий. Научный руководитель 45 и консультант 5 докторских диссертаций.
Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшего профессионального образования. Автор
первого в России учебника для вузов по методологии истории «Введение в методологию истории» (М.,
1989). Награжден орденом «Знак Почета» и тремя медалями.
Эти сухие данные хотя и показывают уровень деятельности и заслуг юбиляра, однако мало что скажут
читателю о масштабе этой выдающейся личности. Безусловно, Борис Георгиевич известен нам разными
сторонами своей богатой и многогранной натуры. Однако из общения с ним каждый вынес нечто общее в
ощущении характера даже мимолетных встреч, разговоров с ним, контактов на любом уровне. Человек
словно попадает в некое невидимое силовое поле, и имя этому полю культура. Культура в самом широком
и глубоком, истинном смысле этого слова. Именно она, подлинная, настоящая и негромкая, определяет
главное в его личности и задает особый регистр общения с ним. Это, как представляется, и определяет
уникальность его как человека, как профессионала.
Как заведено в нашем ремесле, мы попытались интерпретировать этот уникальный культурно-исторический
феномен, прибегая к тем средствам, которым нас Учитель же и обучил.
Борису Георгиевичу посчастливилось родиться в семье, атмосфера которой на многие годы определит
его «я». Его родители (мать Берта Борисовна Столпер, врач, и отец Георгий Николаевич Могильницкий,
инженер) жили в Киеве. Интеллигентная семья любящих и заботящихся друг о друге людей. Именно
широкий культурный кругозор и родительский такт явились основой свободного выбора будущей профессии.
Это произойдет уже в Барнауле, куда семья была эвакуирована в 1941 г. и где Борис Могильницкий в
1946 г. закончил с серебряной медалью среднюю школу.
Его студенческая пора счастливо совпала со временем окончания войны. Среди сокурсников и преподавателей
Бориса Георгиевича было немало бывших фронтовиков, чье присутствие радикально изменило атмосферу
студенческих аудиторий это была атмосфера свободы, самостоятельности суждений, подпитываемая
опытом обретенной мудрости, знания и жажды жизни. Среди этих людей вскоре появился тот, чье имя так
много будет значить для Бориса Георгиевича и многое определит в его судьбе, и не только в его.
Приехавший в 1947 г. в ТГУ А.И. Данилов привлекал многих своей фронтовой биографией, своей сильной
и волевой натурой. После знакомства с А.И. Даниловым Борис Георгиевич сделал бесповоротный
выбор в пользу медиевистики. Лекции по западно-европейскому Средневековью, спецсеминар, который
вел А.И. Данилов по раннему Средневековью, были образцом профессионального мастерства. И это неудивительно.
А.И. Данилов был учеником выдающегося историка А.И. Неусыхина, который, в свою очередь,
прошел школу известнейшего отечественного медиевиста Д.М. Петрушевского, воспитанного в традициях
Т.Н. Грановского и И.В. Лучицкого гордости российской исторической науки. Прежде всего у
А.И. Данилова Борис Георгиевич получил уроки высочайшего профессионализма, в общении с ним обрел
тот культурно-исторический багаж, который определил интересы, стиль работы, направления научного
поиска сначала студента, а потом и зрелого исследователя.
Уже в студенческие годы между ними установилась особая духовная связь. Именно под его руководством
Борис Георгиевич сделает свои первые шаги в науке в рамках cпецсеминара, в 1958 г. защитит
кандидатскую диссертацию по Петрушевскому, а в 1967 г. докторскую диссертацию, посвященную русской
либеральной медиевистике конца XIX начала XX в. Диссертации, как и целый ряд его статей и
книг, заявили о появлении в отечественной науке не просто историографа-медиевиста, но ученого с широчайшим
интеллектуально-культурным диапазоном видения вещей. С одной стороны, можно сказать, что
3
2005
Стр.3