Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Философия спорта. Метанаучные основания спортивного процесса : Монография (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПередельский Алексей Анатольевич
ИздательствоМ.: Издательский Дом «МАГИСТР-ПРЕСС»
Страниц491
ID284176
АннотацияПочему современная философия спорта так далека от спортивной науки и от реального физкультурно-спортивного процесса? Может быть, причина кроется в своеобразии философского знания? Может быть, все дело в существующей философской традиции, определяющей мировоззренческую и методологическую сущность своей проблематики под влиянием некого социального заказа? Или причина еще глубже – в самом объекте философской рефлексии, то есть в двойственности и внутренней противоречивости спорта и спортивной науки? И, наконец, какое все это имеет значение для выяснения главного вопроса: чем на самом деле является спорт, в чем разгадка тайны его истинного исторического происхождения и социокультурной миссии? Ответы на поставленные вопросы автор этой книги пытается найти в исследовании истории и философии науки, путем разработки метанаучных концепций философии единоборств и футбола – двух наиболее влиятельных направлений современного личного и командно-игрового спорта.
Передельский, А.А. Философия спорта. Метанаучные основания спортивного процесса : Монография / А.А. Передельский .— Москва : Издательский Дом «МАГИСТР-ПРЕСС» .— 491 с. — URL: https://rucont.ru/efd/284176 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Метанаучный подход к истории физической культуры и спорта . <...> Составные части образовательного процесса единоборческой социальнопедагогической системы. <...> Философско-педагогические основы и принципиальные положения единоборческой подготовки . <...> Примеры интерпретации философского знания в спортивной педагогике. <...> Зрелищность – основной фактор развития футбола: философско метанаучное исследование Введение. <...> Зрелищность футбола – зона разрешения противоречия и синтеза спорта и искусства. <...> Философские размышления о двойственной природе футбола как направления развития физической культуры . <...> Основы управления и организации футбольного зрелища и футбольной зрелищности . <...> Внутренняя конструктивная зрелищность как источник системной игровой методики футбола. <...> Тенденциозность законов и закономерностей определяется векторными равнодействующими субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, в которые вступают люди, организации, учреждения, институты, по роду своей деятельности пересекающиеся в физкультурно-спортивной сфере. <...> Невербально (в актах непосредственного общения на психическом сознательном и бессознательном уровнях, а также на моторном, условнорефлекторном уровне нейрофизиологической программы) – в большей степени. <...> Философская методология физкультурно-спортивного процесса с необходимостью должна учитывать: взаимодействие различных онтологических уровней индивидуального, социального, институционального, духовного бытия; иерархию форм и уровней социального, психического, нейрофизиологического, биологического, химического, физического отражения и познания; аксиологическую шкалу или шкалу этических, эстетических, политических, иных интериоризованных и неинтериоризованных ценностей, рожденных различным пониманием, переживанием, представлением онтологических и гносеоло гических аспектов физкультурно-спортивного процесса и его организационноинституционального <...>
Философия_спорта._Метанаучные_основания_спортивного_процесса__Монография.pdf
А.А. Передельский Метанаучные основания спортивного процесса Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС Москва 2011
Стр.1
УДК 796.08 ББК 75.7 П 27 Передельский Алексей Анатольевич П 27 Философия спорта. Метанаучные основания спортивного процесса. – М.: Издательский Дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2011. – 480 с. ISBN 978-5-89317-228-7
Стр.2
Редактор Е.Е. Демидова Дизайнер-верстальщик О.А. Щуклин Подписано в печать 15.11.2011. Формат 60x88/16. Печать офсетная. Печ. л. 30,0. Усл. печ. 28,9. Тираж 1000 экз. Заказ Адрес издательства: 109028, Москва, Покровский б-р, д. 14/6, стр. 1 Тел./факс +7 (495) 917-84-04 E-mail: info@m-press.ru Отпечатано в издательстве “Перфектум” 428003, г.Чебоксары, пр. И.Яковлева, д. 15, офис 82 Тел. +7 (8352) 28-79-83 ISBN 978-5-89317-228-7 © Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2011
Стр.3
Почему современная философия спорта так далека от спортивной науки и от реального физкультурно -спортивного процесса? Может быть, причина кроется в св оеобразии философского знания? Может быть, все дело в существующей философской традиции, определяющей мировоззренческую и методологическую сущность своей проблематики под влиянием некого социального заказа? Или причина еще глубже – в самом объекте философской рефлексии, то есть в дв ойственности и внутренней противоречивости спорта и спортивной науки? И, наконец, какое все это имеет значение для выяснения главного вопроса: чем на самом деле является спорт, в чем разгадка тайны его истинного исторического происхождения и социокультурной миссии? Ответы на поставленные вопросы автор этой книги пытается найти в исследовании истории и философии науки, путем разработки метанаучных концепций философии единоборств и футбола – дв ух наиболее в лиятельных направ лений современного личного и командно -игров ого спорта.
Стр.4
Содержание Предисловие. Современный спорт: иллюзия или реальность?............................ 7 Раздел 1. Рабочие заметки о философии спорта Введение. Предмет, метод и организационное строение философии спорта ................................................................. 10 Глава 1. Философия спорта – научная философия.......................12 § 1. Функциональные принципы, рекомендуемые для эффективного развития философии спорта в качестве метанаучной дисциплины..................................................12 § 2. Общий анализ основных понятий философии спорта....... 17 § 3. Логика категориального анализа философского исследования спорта .........................................................41 Глава 2. Социальная философия спорта.....................................45 § 1. Спорт и формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса ...45 § 2. Социальная сущность и социальные схемы развития спорта............................................................................ 50 Заключение. Философия спорта как фундаментальная метанаучная дисциплина ........................................................58 Раздел 2 . Физическая культура и спорт в свете истории и философии науки Введение. Задачи и вопросы исследования................................ 60 Глава 1. Социокультурный феномен науки ............................... 61 § 1. Сущность и организация научного знания ..................... 61 § 2. История науки........................................................... 67 Глава 2. Философия и философия науки..................................105 § 1. Предмет философии и философии науки ......................105 § 2. Логика развития мировой философской мысли .............120 § 3. Философия как наука................................................139 Глава 3. Метанаучность без демаркационных процессов ............150 § 1. История философии науки .........................................150 § 2. Метанаучный подход к истории физической культуры и спорта ........................................................................17 1 § 3. Западная социология, позитивизм и постпозитивизм с точки зрения философской метанаучности.......................185 § 4 . Философия науки и история науки .............................200
Стр.5
Глава 4. Философия спорта и спортивной науки .......................225 § 1. Проблемно-футурологический анализ существующей философии спорта и спортивной науки ..............................225 § 2. Концептуальные положения философии спорта и спортивной науки ........................................................234 Раздел 3. Единоборства и их спортивная традиция: философскометанаучный анализ Введение. Актуальность и основные задачи философско метанаучного исследования единоборств.................................243 Глава 1. Единоборства как развивающийся социальный институт.............................................................................247 § 1. Понятие и типология единоборств. Единоборства и их систематизация..............................................................247 § 2. Основные операционные термины общей концепции единоборств ...................................................................256 § 3. Логика истории возникновения и становления единоборств ...................................................................269 § 4. Спортогенез единоборств............................................292 Глава 2. Социально-педагогическая система единоборств (СПСЕ) 311 § 1. Определение, основные структурные компоненты и принципы функционирования СПСЕ. Составные части образовательного процесса единоборческой социальнопедагогической системы..................................................311 § 2. Философия единоборств.............................................314 § 3. Философско-педагогические основы и принципиальные положения единоборческой подготовки .............................327 § 4. Философия алгебры и геометрии единоборств ...............347 § 5. Примеры интерпретации философского знания в спортивной педагогике..................................................351 § 6. Философская антропология и единоборства ..................357 § 7. Концепция двигательного действия спортсменов единоборцев: гносеолого-педагогический анализ.................363 § 8. Психогогика единоборств...........................................368 § 9. Единоборства в современном обществе: социологические аспекты педагогической практики....................................390 Раздел 4. Зрелищность – основной фактор развития футбола: философско
Стр.6
метанаучное исследование Введение. К вопросу об исследовании футбольной зрелищности..404 Глава 1. Зрелищность в футболе как проявление диалектического противоречия между спортом и искусством .............................406 § 1. Философские размышления о характере и значении игры как явления культуры ....................................................406 § 2. Футбол – массовое спортивно-художественное представление на стадионе...............................................413 § 3. Зрелищность в качестве одной из основ феномена спорта 415 § 4. Феномен зрелища и зрелищности в качестве предмета научного исследования спорта: подходы и проблемы ...........428 Глава 2. Зрелищность футбола – зона разрешения противоречия и синтеза спорта и искусства..................................................436 § 1. Зрелищность и результативность в футболе: определение предметного поля исследования........................................436 § 2. Философские размышления о двойственной природе футбола как направления развития физической культуры ...439 Глава 3. Теоретико-методологические основы и принципы игровой зрелищности в футболе .............................................445 § 1. Проблема социокультурной природы игровой зрелищности в футболе....................................................445 § 2. Основы управления и организации футбольного зрелища и футбольной зрелищности .................................448 § 3. Существо (сущность) и основные принципы перспективного развертывания внутренней конструктивной игровой зрелищности футбола ..................456 § 4. Внутренняя конструктивная зрелищность как источник системной игровой методики футбола..................460 Заключение ........................................................................466 Литература .........................................................................472
Стр.7
Предисловие. Современный спорт: иллюзия или реальность? По классическим канонам литературного и научного жанра в крупном исследовании гениальное озарение должно прийти в самом конце как венец творческих поисков, бессонных ночей, замысловатой, полной и непротиворечивой аргументации. Но реальный исторический процесс развития науки показывает, что в большинстве случаев открытие следует за уже вполне сформировавшейся и детально разработанной догадкой – предположением, идет по пути доказательства или опровержения гипотезы. Так почему бы не начать сразу с самого главного? Спорт по своей социальной природе неоднороден. Он сочетает в себе три основных начала: религиозно-магическое, социально-политическое и художественноизобразительное. Различная степень и разные комбинации фактического проявления указанных начал в спорте зависят от конкретно-исторической ситуации. Истинное лицо спорта определяется не тем, «как сложились звезды», а тем, как переплелись социальные векторы-тенденции, выстраивая закономерности и законы исторического процесса. Точнее сказать, этим определяется очередное истинное лицо спорта. Потому что у него этих лиц, как показывает практика, неизмеримо больше, чем у двуликого Януса – древнеримского всеведущего бога Порога (границы), обращавшего взоры и в прошлое и в будущее. Казалось бы, только-только досконально изучили, взвесили, измерили, наклеили ярлыки на все спортивные явления и процессы – а спорт снова повернулся к нам другим своим лицом. Лицом, которое не хочет вписываться в наши мудрые и обоснованные научные теории. Спорт вновь и вновь эволюционирует, предоставляя для анализа все новые модели, заставляющие не на шутку сомневаться – с чем же мы имели дело раньше: со спортом или с иллюзией спорта. С одной стороны, очень заманчиво было бы решить данную коллизию традиционно – многозначительно сославшись на то, что, мол, «знающий не говорит, а говорящий – не знает». Причем это не даосская диалектика: просто настоящие спортсмены не склонны к философским изречениям, а философы, как правило, далеки от истинного понимания реальной спортивной практики. С другой стороны, долой тривиальность и да здравствует диалектика! Нельзя
Стр.8
в одну и ту же реку войти дважды. Да и единожды невозможно, если доводить гераклитовскую мысль до абсурдного завершения. Пока идем – река уже меняется. Так и со спортом: только входим во вкус полемических баталий, а спорт уже другой. Уже изменился. И, что самое неприятное совершенно, непонятно как, почему, в какую сторону… Не страшно! Действуем по привычному шаблону: начинаем со знанием дела объяснять, интерпретировать, верифицировать, короче говоря, громоздим одну иллюзию на другую. А ведь у нашей медали есть еще одна сторона – ребро. А вдруг (с точки зрения ребра, разумеется) спорт – изначально и навсегда сам по себе иллюзия? Тогда что мы от него хотим? И о какой объективности тут может идти речь? Поистине, прав Конфуций, считавший философию поисками в темной комнате отсутствующей черной кошки. Так что есть спорт: иллюзия или реальность? И если реальность, то какая? А если иллюзия, то зачем, с какой целью создана и, главное, кто иллюзионист? Страшно себе даже представить, каким бредом могут обернуться наши гуманистические, пацифистские, демократические теории спорта, если вдруг окажется, что он чуть более религиозен, или политичен, или близок к искусству. Как можно даже просто предположить такое? Но, в конце концов, мы же восхищается Йоханом Хейзингой с его игровой теорий культуры или Вильямом Шекспиром с его уподоблением мира театру, алюдей – актерам.ЛадноШекспир,всязападная социология от Огюста Конта до Толкотта Парсонса просто помешалась на идеальных типах и социальных ролевых играх. А совершенно серьезно претендующий на роль единственно адекватной философии спорта американский прагматизм? А попперовский фальсификационизм, утверждающий, что любой артефакт должен, прежде всего, рассматриваться как аргумент, ниспровергающий научную теорию? И, наконец, как быть с эпистемологическим анархизмом и методологическим плюрализмом Пола Фейерабенда, постулирующим, будто любая теория хороша, если она обоснована? Так что хочешь не хочешь, а придется ставить под сомнение, опровергать, фальсифицировать, не забывая при этом доказывать, интерпретировать и верифицировать. Итак, зайдем по второму кругу. Сказать бы – сколько будет еще впереди этих
Стр.9
кругов! По своему происхождению и по своей социальной или, как это модно говорить, социокультурной природе спорт гетерогенен…
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ