Материалы предназначены студентам, обучающимся по специальностям: 050708 «Педагогика и методика начального образования№, 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050715 «Логопедия», 050714 «Олигофренопедагогика» © Шуйский государственный педагогический университет, 2005 © Разработка и составление Лебедева С.А. <...> Специальная педагогика в работах отечественных дефектологов . <...> Интересы государства в сфере развития коррекционного образования . <...> Виды отклонений в норме и патологии . <...> Понятие «аномальный ребенок» и особенности аномального развития . <...> Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта . <...> Обучение и воспитание детей с искаженным развитием . <...> Обучение и воспитание детей с дифицитарным развитием . <...> Категории трудных детей и особенности коррекционной работы с ними . <...> Коррекционная (специальная) педагогика – наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и поведении. <...> Предмет, задачи и принципы специальной педагогики и психологии Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая людей с отклонениями от нормального психологического развития, обусловленное врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. <...> Выявление общих и специфических закономерностей психологического развития аномального ребенка в сравнении с нормальным. <...> Психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психологическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений. <...> На основании данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих нарушения психологического развития. <...> Специальная педагогика и психология опираются на ряд принципов. <...> Каждый ребенок в одном и том же возрастном периоде находится на разных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующего норме развития; на уровне риска, т.е. угрозы <...>
Основы_специальной_педагогики_и_психологии.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
С.А.Лебедева
Учебные материалы к курсу
«Основы специальной педагогики и психологии»
Издание второе дополненное
Шуя 2005
Стр.1
ББК 741 Р 32
УДК 3732
Л33
Печатается по решению редакционно –
издательского совета Шуйского государственного
педагогического университета
Рецензенты:
Турчин А.С. – заведующий кафедрой психологии ИВГУ, кандидат
психологических наук
Щеглова Т.М. – заведующая кафедрой психологии ШГПУ,
кандидат психологических наук
Лебедева С.А. Основы специальной педагогики и психологии.
Учебные материалы. Издание второе дополненное – Шуя, ШГПУ,
2005 - 97с.
Материалы предназначены студентам, обучающимся по
специальностям: 050708 «Педагогика и методика начального
образования№, 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050715
«Логопедия», 050714 «Олигофренопедагогика»
© Шуйский государственный педагогический университет, 2005
© Разработка и составление Лебедева С.А.
3
Стр.2
Содержание
Введение .......................................................................................................6
1. Предмет специальной педагогики ......................................................9
1.1. Предмет, задачи и принципы специальной педагогики и
психологии ....................................................................................................9
1.2. Л.С.Выготский об обучении и воспитании аномальных детей .........11
1.3. Специальная педагогика в работах отечественных дефектологов ....12
1.4. Теория, «нормализации» Н.Найри ......................................................13
1.5. Интересы государства в сфере развития коррекционного
образования ..................................................................................................14
2. Норма и отклонения в развитии человека .......................................15
2.1. Дефект и его виды ................................................................................15
2.2. Понятие «нормы» развития .................................................................16
2.3. Понятие «отклонений» в развитии. Виды отклонений в норме и
патологии .....................................................................................................17
2.4. Структура дефекта ................................................................................19
2.5. Комбинированные нарушения .............................................................19
2.6. Факторы и причины нарушений развития у детей .............................20
2.7. Понятие «аномальный ребенок» и особенности аномального
развития ........................................................................................................26
3. Основные категории специальной педагогики ...............................27
3.1. Компенсация и ее виды ........................................................................27
3.2. Коррекция, ее основные направления ................................................28
3.3. Специфика дифференциальной диагностики аномалий развития .....29
4. Психологическая характеристика и особенности обучения и
воспитания аномальных детей ...............................................................36
4.1. Специальное и интегрированное обучение ........................................36
4.2. Психологические основы коррекционно – развивающего
обучения .......................................................................................................38
4.3. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта ..............46
4.4. Обучение и воспитание детей с задержкой развития ........................53
4.5. Обучение и воспитание детей с поврежденным развитием ...............61
4.6. Обучение и воспитание детей с искаженным развитием ..................64
4.7. Обучение и воспитание детей с дифицитарным развитием .............66
4
Стр.3
5. Девиантное поведение детей ................................................................75
5.1. Причины отклонений в поведении детей ...........................................78
5.2. Категории трудных детей и особенности коррекционной работы с
ними ..............................................................................................................79
6. Психопатия как форма дисгармонии личности ..............................80
7. Работа с родителями детей, имеющих отклонения в развитии .....84
5
Стр.4