На правах рукописи БАТАЙКИНА Светлана Валерьевна ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ Специальность 22.00.08 – социология управления АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Казань – 2009 Диссертация муниципального выполнена управления и на кафедре социологии Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Бурганова Лариса Агдасовна Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор Ершов Андрей Николаевич кандидат социологических наук, доцент Терентьева Ирина Васильевна Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» Защита состоится «__» марта 2009 г. в ___ час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.080.09 по присуждению ученой степени доктора социологических наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» по адресу: 420029, г. Казань, ул. <...> Государственная служба является ключевым звеном управления государством и поэтому от ее эффективности напрямую зависит уровень реализации принимаемых на государственном уровне решений и, соответственно, общее качество жизни в стране. <...> Признание решающей роли государственной службы в совершенствовании государственного управления обусловило проведение масштабной административной реформы в РФ, в рамках которой приоритетным направлением стало реформирование государственной службы. <...> Однако имидж государственной службы в Российской Федерации на сегодняшний день далек от идеального. <...> Государственная служба традиционно обвиняется в злоупотреблении служебными полномочиями для конвертирования административных ресурсов в финансовые. <...> По данным всероссийского опроса Фонда «Общественное мнение» 2008 г., 51 процент россиян не доверяет государственным служащим регионального <...>
Имидж_государственной_службы_как_социальный_конструкт._Автореферат.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Государственная служба является
ключевым звеном управления государством и поэтому от ее эффективности
напрямую зависит уровень реализации принимаемых на государственном
уровне решений и, соответственно, общее качество жизни в стране.
Признание решающей роли государственной службы в совершенствовании
государственного управления обусловило проведение масштабной
административной реформы в РФ, в рамках которой приоритетным
направлением стало реформирование государственной службы. За последние
годы были осуществлены мероприятия по приведению государственной
службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями,
новыми экономическими условиями, разработке эффективных механизмов
кадровой политики на государственной службе.
Однако имидж государственной службы в Российской Федерации на
сегодняшний день далек от идеального. В общественном мнении постоянно
тиражируются различные ярлыки в отношении «чиновничества», население
склонно оценивать их деятельность скорее негативно, чем позитивно.
Данные ряда опросов общественного мнения, проведенных в 2000-2004 гг.,
демонстрируют дефицит доверия российских граждан к чиновникам.
Население упрекает их в бездушии, формализме, безразличии к людям, в
склонности к взяточничеству, вымогательству1. Государственная служба
традиционно обвиняется в злоупотреблении служебными полномочиями для
конвертирования административных ресурсов в финансовые. По данным
всероссийского опроса Фонда «Общественное мнение» 2008 г., 51 процент
россиян не доверяет государственным служащим регионального, а 45
процентов — местного уровня2.
Отношение к государственным служащим как к лицам, не
занимающимся своими прямыми обязанностями, всячески препятствующим
решению проблем,
способствует
эмоциональному «выгоранию»
государственных служащих, провоцирует их на некачественное исполнение
своих обязанностей. Кроме того, предвзятое отношение населения к
государственному управлению «тормозит» процесс формирования обратной
связи. Негативный имидж российской государственной службы фактически
1 См.: Кертман, Г. Лицом к лицу с чиновником / Г. Кертман // Отечественные записки.
– 2004. – №3. – С.287.
2 Подр. см.: Межличностное и институциональное доверие: результаты опроса
общественного мнения [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение». –
2008. – 3 июня. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_rei/d082621,
свободный.
3
Стр.3