МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУ РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД А.В. <...> Корнев ГОЛБОЛ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Монография Шуя 2013 1 УДК 796.33:376.352 ББК 75.5+74.33 К 67 Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйского филиала ИвГУ Корнев А.В. <...> Голбол – как средство развития координационных способностей детей с нарушением зрения. <...> Научное издание [Текст]: монография / А.В. Корнев – Шуя: Изд-во Шуйский филиал ИвГУ, 2013. <...> ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ СО СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ ЛЮДЬМИ………………………………………………. <...> 3.1 Спортивно-оздоровительный клуб инвалидов «Пингвин», как фактор профессиональной подготовки студентов специальности «Адаптивная физическая культура» по спортивной игре голбол……………. <...> 3.2 Моделирование соревновательной деятельности инвалидов различных категорий студентами, обучающимися по специальности / направлению подготовки «Адаптивная физическая культура»………. <...> . 4.1 Особенности технико-тактических действий в голболе на примере видеоанализа игры первенства России…………………………. <...> 4.3 Особенности свойств нервной системы слепых и слабовидящих 62 62 67 71 71 75 детей, занимающихся и не занимающихся голболом…………………………. <...> Начиная с 1987 года, во Всероссийском первенстве появился голбол как 1 Толмачев, Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих / Р. А. Толмачев. <...> В голбол играют не только совершенно слепые спортсмены, но и слабовидящие, и для того, чтобы все были в одинаковых условиях, глаза закрывают специальными светонепроницаемыми очками и заклеивают пластырями, исключающими возможность подглядывания во время игры. <...> В соответствии с Конституцией РФ и Законом <...>
Голбол_–_как_средство_развития_координационных_способностей_детей_с_нарушением_зрения.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД
А.В. Корнев
ГОЛБОЛ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Монография
Шуя
2013
1
Стр.1
УДК 796.33:376.352
ББК 75.5+74.33
К 67
Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйского
филиала ИвГУ
Корнев А.В.
Голбол – как средство развития координационных способностей детей с
нарушением зрения. Научное издание [Текст]: монография / А.В. Корнев – Шуя:
Изд-во Шуйский филиал ИвГУ, 2013. – 105 с.
Рецензенты:
С.Н. Никитин, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и
методики борьбы Национального государственного университета физической
культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.
Р.М. Шипилов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической
культуры и спорта ФГБОУ ВПО Ивановского института ГПС МЧС России.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-36-01255
«Методика развития координационных способностей на физкультурных занятиях с
детьми, имеющими нарушение зрения, на основе применения игры голбол».
В монографии представленные результаты исследования психофизических
способностей детей с нарушением зрения. Рассматриваются имеющиеся в
педагогической теории исследования о физическом воспитании детей в
специальной (коррекционной) школе-интернате IV вида.
ISBN 978-5-86229-312-8
© Корнев А.В., 2013
© Шуйский филиал ИвГУ, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ СО СЛЕПЫМИ И
СЛАБОВИДЯЩИМИ ЛЮДЬМИ……………………………………………….
1.1 Возникновение и развитие спортивных игр для слепых и
слабовидящих……………………………………………………………………..
1.2 Этапы развития роллингбола – первой спортивной игры для слепых
Стр.
5
8
8
и слабовидящих спортсменов в России………………………………………… 14
1.3 Общая характеристика спортивных игр для слепых и слабовидящих
спортсменов……………………………………………………………………….
1.4 Современное состояние голбола в России…………………………….
1.5 Специфика организации и проведение тренировочных занятий с
инвалидами по зрению…………………………………………………………...
22
29
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ………….................................
2.1 Характеристика состояния здоровья детей с нарушением
зрения……………………………………………………………………………...
2.2 Характеристика физического развития и физических качеств
35
41
41
детей с нарушением зрения……………………………………………………… 45
2.3 Виды восприятия у детей с нарушением зрения в процессе
физического воспитания………………………………………………………… 51
2.4 Механизм формирования двигательных действий ребенка с
нарушением зрения……………………………………………………………….
56
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО
СПОРТИВНЫМ ИГРАМ (ГОЛБОЛУ) В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ДЛЯ
РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ ПО ЗРЕНИЮ……...............................................
3.1 Спортивно-оздоровительный клуб инвалидов «Пингвин», как
фактор профессиональной подготовки студентов специальности
«Адаптивная физическая культура» по спортивной игре голбол…………….
3.2 Моделирование соревновательной деятельности инвалидов
различных категорий студентами, обучающимися по специальности /
направлению подготовки «Адаптивная физическая культура»………............
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…................................................
4.1 Особенности технико-тактических действий в голболе на
примере видеоанализа игры первенства России………………………….........
4.2 Время простой двигательной реакции у детей с нарушением
зрения……………………………………………………………………………...
4.3 Особенности свойств нервной системы слепых и слабовидящих
62
62
67
71
71
75
детей, занимающихся и не занимающихся голболом…………………………. 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
91
93
3
Стр.3