А.В. КОРНЕВ, М.А. ПРАВДОВ
КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
Стр.1
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Шуйский государственный педагогический университет»
А.В. Корнев, М.А. Правдов
КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Монография
Шуя
2008
Стр.2
УДК 376.4
ББК 74.35
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
К 67 Корнев А.В., Правдов М.А.
Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной
отсталостью. Научное издание [Текст]: монография / А.В. Корнев, М.А. Правдов –
Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. – 95 с.: ил.
Рецензенты:
С.Н. Никитин, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и
методики борьбы Национального государственного университета физической
культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта
С.В. Менькова, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник
ФГУ федерального института развития образования
ISBN 978-5-86229-164-3
В монографии представлены результаты исследования коррекции
двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью на
физкультурных занятиях в условиях детского дома-интерната. Рассматриваются
имеющиеся в педагогической теории исследования о физическом воспитании с
детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии в условиях
специализированных учреждений. Кроме того, представлены результаты
исследований формирования двигательной программы при выполнении
двигательного действия. Представлена методика занятий физическими
упражнениями, обеспечивающая коррекцию и повышение уровня
психофизической подготовленности детей с умеренной умственной отсталостью в
условиях детского дома-интерната.
ISBN 978-5-86229-164-3
© Корнев А.В., Правдов М.А. 2008
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10% населения
Земли являются инвалидами. В Российской Федерации на учете в органах
социальной защиты населения состоит около 10 млн. инвалидов — 6,8% всего
населения. Количество детей-инвалидов, в том числе с интеллектуальным
недоразвитием, с каждым годом увеличивается [130]. Дети и подростки, имеющие
отклонения в умственном развитии, составляют от 3 до 5% от общей численности
населения нашей страны, причем в последнее десятилетие отмечается стойкая
тенденция увеличения данной категории детей [27, 63, 84, 120].
Решение данной проблемы имеет государственное значение и требует
комплексного научного подхода, поиска эффективных средств форм и методов
организации жизнедеятельности детей, страдающих интеллектуальной
недостаточностью, в том числе и в системе специальных образовательных
учреждений [128].
В письме Министерства образования и науки РФ N ВФ-577/06 и
Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 2608-ВС(Д) от 4
апреля 2007 г. «О реализации конституционного права детей-инвалидов,
проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на
образование» указано на необходимость реализации права на образование граждан
с отклонениями в развитии и создание условий для получения ими образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов.
Процесс социализации умственно отсталых детей в общество во многом
обусловлен уровнем освоения ими трудовых, двигательных умений и навыков,
зависит от степени развития физических качеств. Один из путей реабилитации и
социальной адаптации детей инвалидов – двигательная
активность,
стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию,
компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений,
воспитание личности.
Вследствие органического поражения головного мозга у детей с умственной
отсталостью наблюдается недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой
сферы, дефекты физического развития и соматические заболевания. Умственная
отсталость детей тесным образом сочетается с аномальным развитием
двигательной сферы, которая для них является одним из главных способов,
формой и средством познания окружающего мира, овладения речью, трудовыми
навыками, социализации в обществе. Проблемы обучения, воспитания и
социализации умственно отсталых детей в детских домах-интернатах
взаимосвязаны с вопросами совершенствования процесса их физического
воспитания, поиска эффективных методик развития их двигательной сферы,
коррекции двигательных действий и повышения уровня развития физических
качеств.
Анализ научно-методической литературы показал, что изучению вопросов
развития двигательной сферы умственно отсталых детей разного возраста
Стр.4
посвящены работы многих исследователей [9, 19, 43, 85, 101, 105, 106, 111, 134 и
др.]. При этом отмечается, что наибольшее отставание у детей с интеллектуальной
недостаточностью по сравнению со здоровыми школьниками наблюдается в
уровне развития координационных способностей и особенно ярко это проявляется
в среднем школьном возрасте [112].
В настоящее время для детей с умственной отсталостью в системе
адаптивной физической культуры разработаны программы по легкоатлетическому
многоборью, лыжной подготовке, фигурному катанию, плаванию (Н.В. Астафьев,
В.И. Михалев, Л.В. Новиков, 1997; Е.В. Устинова, 1998). Выявлено
коррегирующее влияние занятий спортивными играми на сенсо-перцептивные
нарушения у детей с задержкой психического развития [12], в том числе занятий
футболом в процессе дополнительных физкультурных занятий [106]. Разработаны
вопросы, связанные с управлением качеством образования по физической
культуре на основе актуализации функции контроля в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [11].
И все же вопросы о механизмах коррекции двигательных действий,
формирования двигательных программ у детей с умеренной умственной
отсталостью, проживающих в домах-интернатах, остаются недостаточно глубоко
изученными, что затрудняет полноценное построение процесса их физического
воспитания и дальнейшей успешной социализации.
В нормативных документах для детских домов-интернатов, касающихся
вопросов физического воспитания, нет четких рекомендаций по коррекции
двигательных действий и сопряженного развития физических качеств с учетом
уровня физического развития, темпов биологического созревания и сенситивных
периодов развития, степени заболевания. В связи с этим исследование проблем
коррекции двигательных действий детей с умственной отсталостью является
актуальным.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ………………………………………….
1.1. Основные формы интеллектуальных нарушений………………...
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с
ограниченными возможностями интеллектуального развития …...........
1.3. Двигательное и физическое развитие детей с нарушениями
интеллекта………………………………………………………………….
1.4. Особенности психофизического развития детей с нарушением
интеллекта...…………………………………………………………….......
1.5. Физическое воспитание детей с умственной отсталостью в
специальных учреждениях…………………………………………….......
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ…………
2.1. Время простой двигательной реакции как критерий оценки
формирования двигательных программ у здоровых детей и детей с
умственной отсталостью……………………………………......................
2.2. Анализ результатов анкетирования………………………………….
2.3. Организация и содержание занятий физическими упражнениями с
умственно отсталыми детьми……………………………………………..
2.4. Особенности содержания экспериментальной методики…………
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ
ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ………………………………………………………...
3.1. Влияние упражнений координационного характера на время
формирования двигательных программ у детей с умеренной
умственной отсталостью…………………………………………………..
3.2. Динамика изменения результатов физической подготовленности
детей контрольной и экспериментальной групп........................................
3.3. Динамика изменения результатов физической подготовленности
девочек и мальчиков контрольной и экспериментальной
групп………………………………………………………………………...
3.4. Экспертная оценка качества выполнения двигательных действий у
детей 12-13 лет с умеренной умственной отсталостью………………….
3.5. Динамика физического развития детей с умственной отсталостью
в ходе педагогического эксперимента……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………
Стр.94