Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКорнев Александр Владимирович
АвторыПравдов Михаил Александрович
ИздательствоФГБОУ ВПО "ШГПУ"
Страниц95
ID282793
АннотацияВ монографии представлены результаты исследования коррекции двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью на физкультурных занятиях в условиях детского дома-интерната. Рассматриваются имеющиеся в педагогической теории исследования о физическом воспитании с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии в условиях специализированных учреждений. Кроме того, представлены результаты исследований формирования двигательной программы при выполнении двигательного действия. Представлена методика занятий физическими упражнениями, обеспечивающая коррекцию и повышение уровня психофизической подготовленности детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната.
ISBN978-5-86229-164-3
УДК376.4
ББК74.35
Корнев, А.В. Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью / М.А. Правдов; А.В. Корнев .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2008 .— 95 с. — ISBN 978-5-86229-164-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/282793 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью. <...> Менькова, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГУ федерального института развития образования ISBN 978-5-86229-164-3 В монографии представлены результаты исследования коррекции двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью на физкультурных занятиях в условиях детского дома-интерната. <...> Кроме того, представлены результаты исследований формирования двигательной программы при выполнении двигательного действия. <...> Решение данной проблемы имеет государственное значение и требует комплексного научного подхода, поиска эффективных средств форм и методов организации жизнедеятельности детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью, в том числе и в системе специальных образовательных учреждений [128]. <...> В письме Министерства образования и науки РФ N ВФ-577/06 и Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 2608-ВС(Д) от 4 апреля 2007 г. «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование» указано на необходимость реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии и создание условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. <...> Умственная отсталость детей тесным образом сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, которая для них является одним из главных способов, формой и средством познания окружающего мира, овладения речью, трудовыми навыками, социализации в обществе. <...> Проблемы обучения, воспитания и социализации умственно отсталых детей в детских домах-интернатах взаимосвязаны с вопросами совершенствования процесса их физического воспитания, поиска эффективных методик развития их двигательной сферы, коррекции двигательных действий и повышения уровня развития физических качеств <...>
Коррекция_двигательных_действий_детей_с_умеренной_умственной_отсталостью_(1).pdf
А.В. КОРНЕВ, М.А. ПРАВДОВ КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Стр.1
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет» А.В. Корнев, М.А. Правдов КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Монография Шуя 2008
Стр.2
УДК 376.4 ББК 74.35 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» К 67 Корнев А.В., Правдов М.А. Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью. Научное издание [Текст]: монография / А.В. Корнев, М.А. Правдов – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. – 95 с.: ил. Рецензенты: С.Н. Никитин, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики борьбы Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта С.В. Менькова, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГУ федерального института развития образования ISBN 978-5-86229-164-3 В монографии представлены результаты исследования коррекции двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью на физкультурных занятиях в условиях детского дома-интерната. Рассматриваются имеющиеся в педагогической теории исследования о физическом воспитании с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии в условиях специализированных учреждений. Кроме того, представлены результаты исследований формирования двигательной программы при выполнении двигательного действия. Представлена методика занятий физическими упражнениями, обеспечивающая коррекцию и повышение уровня психофизической подготовленности детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната. ISBN 978-5-86229-164-3 © Корнев А.В., Правдов М.А. 2008 © ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10% населения Земли являются инвалидами. В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоит около 10 млн. инвалидов — 6,8% всего населения. Количество детей-инвалидов, в том числе с интеллектуальным недоразвитием, с каждым годом увеличивается [130]. Дети и подростки, имеющие отклонения в умственном развитии, составляют от 3 до 5% от общей численности населения нашей страны, причем в последнее десятилетие отмечается стойкая тенденция увеличения данной категории детей [27, 63, 84, 120]. Решение данной проблемы имеет государственное значение и требует комплексного научного подхода, поиска эффективных средств форм и методов организации жизнедеятельности детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью, в том числе и в системе специальных образовательных учреждений [128]. В письме Министерства образования и науки РФ N ВФ-577/06 и Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 2608-ВС(Д) от 4 апреля 2007 г. «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование» указано на необходимость реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии и создание условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Процесс социализации умственно отсталых детей в общество во многом обусловлен уровнем освоения ими трудовых, двигательных умений и навыков, зависит от степени развития физических качеств. Один из путей реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов – двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности. Вследствие органического поражения головного мозга у детей с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, дефекты физического развития и соматические заболевания. Умственная отсталость детей тесным образом сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, которая для них является одним из главных способов, формой и средством познания окружающего мира, овладения речью, трудовыми навыками, социализации в обществе. Проблемы обучения, воспитания и социализации умственно отсталых детей в детских домах-интернатах взаимосвязаны с вопросами совершенствования процесса их физического воспитания, поиска эффективных методик развития их двигательной сферы, коррекции двигательных действий и повышения уровня развития физических качеств. Анализ научно-методической литературы показал, что изучению вопросов развития двигательной сферы умственно отсталых детей разного возраста
Стр.4
посвящены работы многих исследователей [9, 19, 43, 85, 101, 105, 106, 111, 134 и др.]. При этом отмечается, что наибольшее отставание у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению со здоровыми школьниками наблюдается в уровне развития координационных способностей и особенно ярко это проявляется в среднем школьном возрасте [112]. В настоящее время для детей с умственной отсталостью в системе адаптивной физической культуры разработаны программы по легкоатлетическому многоборью, лыжной подготовке, фигурному катанию, плаванию (Н.В. Астафьев, В.И. Михалев, Л.В. Новиков, 1997; Е.В. Устинова, 1998). Выявлено коррегирующее влияние занятий спортивными играми на сенсо-перцептивные нарушения у детей с задержкой психического развития [12], в том числе занятий футболом в процессе дополнительных физкультурных занятий [106]. Разработаны вопросы, связанные с управлением качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [11]. И все же вопросы о механизмах коррекции двигательных действий, формирования двигательных программ у детей с умеренной умственной отсталостью, проживающих в домах-интернатах, остаются недостаточно глубоко изученными, что затрудняет полноценное построение процесса их физического воспитания и дальнейшей успешной социализации. В нормативных документах для детских домов-интернатов, касающихся вопросов физического воспитания, нет четких рекомендаций по коррекции двигательных действий и сопряженного развития физических качеств с учетом уровня физического развития, темпов биологического созревания и сенситивных периодов развития, степени заболевания. В связи с этим исследование проблем коррекции двигательных действий детей с умственной отсталостью является актуальным.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ…………………………………………. 1.1. Основные формы интеллектуальных нарушений………………... 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития …........... 1.3. Двигательное и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта…………………………………………………………………. 1.4. Особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта...……………………………………………………………....... 1.5. Физическое воспитание детей с умственной отсталостью в специальных учреждениях……………………………………………....... ГЛАВА 2. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………… 2.1. Время простой двигательной реакции как критерий оценки формирования двигательных программ у здоровых детей и детей с умственной отсталостью……………………………………...................... 2.2. Анализ результатов анкетирования…………………………………. 2.3. Организация и содержание занятий физическими упражнениями с умственно отсталыми детьми…………………………………………….. 2.4. Особенности содержания экспериментальной методики………… ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ………………………………………………………... 3.1. Влияние упражнений координационного характера на время формирования двигательных программ у детей с умеренной умственной отсталостью………………………………………………….. 3.2. Динамика изменения результатов физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп........................................ 3.3. Динамика изменения результатов физической подготовленности девочек и мальчиков контрольной и экспериментальной групп………………………………………………………………………... 3.4. Экспертная оценка качества выполнения двигательных действий у детей 12-13 лет с умеренной умственной отсталостью…………………. 3.5. Динамика физического развития детей с умственной отсталостью в ходе педагогического эксперимента…………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………
Стр.94
Стр.95

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.