Содержание и структура конспекта лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. <...> Основные направления практической психологии Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля . <...> Индивид, личность, субъект, индивидуальность Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля . <...> Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля . <...> Концепция трехуровнего строения психики человека Зигмунда Фрейда . <...> 50 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля . <...> Методы и виды педагогического анализа 147 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля . <...> Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором Вильгельм Вундт – немецкий психолог, физиолог и философ – открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. <...> Выделив «простейшие элементы сознания» - ощущение и элементарные чувства, - Вундт считал основной задачей психологии установление связей между элементами и «законами» душевной жизни. <...> Под элементами сознания Титченер понимал ощущения, представления и простейшие чувствования, из которых, как из кирпичиков, складывалось все разнообразие душевной жизни человека. <...> По замыслу автора она должна была строится на совершенно других основаниях и заниматься изучением прежде всего душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. <...> Интенсивное развитие экспериментальной психологии в начале XX века привело к расширению круга изучаемых явлений, что в свою очередь сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода для объяснения душевной жизни человека. <...> Назрела необходимость в принципиальном пересмотре взглядов на предмет психологии. <...> Но именно <...>
Психология_и_педагогика.pdf
УДК 159.9, 37
Садчикова М. В.
Психология и педагогика. Конспект лекций. – Самара.:
ГОУВПО ПГУТИ, 2011. – 225 с.
Конспект лекций содержит основные вопросы психологии и педагогики,
показана взаимосвязь этих наук, раскрыты основные категории. Содержится
глоссарий основных психолого-педагогических терминов и вопросы для
самоконтроля.
Содержание и структура конспекта лекций соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования. Предназначено студентам специальностей 210404, 210406,
210302, 210402, 210403, 210405 дневной формы обучения, а так же студентам
заочного отделения. Учебное пособие может быть полезным так же всем, чья
психологическая культура и педагогическая компетентность войдут
органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной
деятельности.
Рецензент:
Секлетова Н.Н. – к.п.н., доцент, доцент кафедры «Электродинамики и антенн»
ГОУ ВПО ПГУТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
©
Садчикова М.В., 2011
2
Стр.3
Оглавление
Введение ................................................................... 8
Лекция 1 .................................................................. 10
Развитие психологического знания ..................... 10
1.1. Становление психологии как самостоятельной науки
1.2. Основные направления в психологии .......... 14
1.3.Основные направления практической психологии
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля .................................. 15
Глоссарий ............................................................... 16
Лекция 2 .................................................................. 17
Психология как наука ........................................... 17
2.1. Предмет, объект, методы психологии ......... 17
2.2. Место психологии в системе наук ................ 19
2.3. Индивид, личность, субъект, индивидуальность
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля .................................. 30
Глоссарий ............................................................... 30
Лекция 3 .................................................................. 32
Психика .................................................................. 32
3.1. Понятие о психике человека ......................... 32
3.2. Психика и организм ...................................... 32
3.3. Психика, поведение и деятельность ............ 33
3.4. Основные функции психики ......................... 36
3.5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля .................................. 41
Глоссарий по теме лекции .................................... 42
Лекция 4 .................................................................. 43
Биологические основы психики. Сознание как высшая форма психики
43
4.1. Мозг и психика ............................................... 43
4.2.Структура психики .......................................... 44
4.3.Соотношение сознания и бессознательного . 45
4.3.1.Концепция трехуровнего строения психики человека Зигмунда Фрейда
................................................................................. 47
4.4.Структура сознания ......................................... 50
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля .................................. 50
Глоссарий ............................................................... 51
Лекция 5 .................................................................. 52
3
50
15
15
10
23
25
36
41
Стр.4
Познавательные психические процессы ............. 52
5.1.Ощущение ........................................................ 52
5.2.Восприятие ....................................................... 53
5.3.Представление ................................................. 54
5.4.Воображение .................................................... 54
5.5.Мышление ........................................................ 55
5.5.1. Интеллект .................................................... 56
5.6.Внимание .......................................................... 58
5.7.Память и мнемические процессы .................. 60
5.8.Творчество........................................................ 62
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля .................................. 64
Глоссарий ............................................................... 65
Лекция 6 .................................................................. 66
Эмоциональная и волевая сфера личности ......... 66
6.1 Эмоции ............................................................. 66
6.2. Чувства ............................................................ 70
6.3. Психическая регуляция поведения и деятельности 71
Практические задания для самостоятельной работы
73
Вопросы для самопроверки .................................. 75
Глоссарий ............................................................... 75
Лекция 7 .................................................................. 76
Общение как взаимодействие. ............................ 76
Общение и речь ..................................................... 76
7.1. Виды и функции общения ............................. 76
7.1.1. Невербальные средства общения .............. 78
7.2. Речь и язык ..................................................... 79
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самопроверки .................................. 82
Глоссарий ............................................................... 82
Лекция 8 .................................................................. 82
Психология личности ............................................ 83
8.1.Темперамент .................................................... 83
8.2. Характер .......................................................... 84
8.3. Способности .................................................... 86
8.4. Потребности .................................................... 87
8.5. Мотивы ............................................................ 88
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля .................................. 95
Глоссарий ............................................................... 95
Лекция 9 .................................................................. 97
4
62
81
90
Стр.5
Психология межличностного и межгруппового
взаимодействия 97
9.1. Межличностные отношения.......................... 97
9.2. Психология малых групп ............................... 98
9.3. Межгрупповые отношения и взаимодействия101
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля ................................ 104
Глоссарий ............................................................. 104
Лекция 10 .............................................................. 105
Педагогика как наука .......................................... 105
10.1. Предмет, объект, задачи, функции и отрасли
10.2. Основные категории педагогики .............. 108
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля ................................ 110
Глоссарий ............................................................. 110
Лекция 11 .............................................................. 112
Образование как социокультурный феномен
педагогический процесс ..................................... 112
11.1. Образование как общечеловеческая ценность 112
11.2. Образовательная система России ............. 113
11.2.1. Цели образования .................................... 113
11.2.2.Содержание и система образования ....... 115
11.3.Единство образования и самообразования 117
11.4. Непрерывное образование ......................... 118
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля ............................... 119
Глоссарий ............................................................. 119
Лекция 12. Педагогический процесс ................. 120
12.1. Понятие и сущность педагогического процесса
121
12.1.1. Педагогический процесс как целостная система 121
12.1.2. Движущие силы педагогического процесса124
12.1.3. Закономерности педагогического процесса124
12.2.Основные функции обучения..................... 126
Практические задания для самостоятельной работы
128
Вопросы для самоконтроля ................................ 128
Глоссарий ............................................................. 128
Лекция 13. Воспитание в педагогическом процессе 130
13.1 Принципы воспитательного процесса....... 130
13.2 Парадигмы воспитания ............................... 131
13.3.Личность как объект и субъект
процесса ................................................................ 133
5
и
педагогики
110
105
101
119
воспитательного
Стр.6
13.4. Методы воспитания.
коллектива и личности. ....................................... 134
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля ................................ 137
Глоссарий ............................................................. 137
Лекция 14 .............................................................. 139
Учебный процесс ................................................. 139
14.1. Дидактические принципы организации
процесса ................................................................ 139
14.2. Формы организации учебной деятельности141
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля ................................ 143
Глоссарий ............................................................. 144
Лекция 15 .............................................................. 145
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим
процессом ............................................................. 145
15.1. Планирование как средство организации
процесса ................................................................ 145
15.2. Контроль как основная функция управления146
15.3. Методы и виды педагогического анализа 147
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля ................................ 149
Глоссарий ............................................................. 150
Лекция 16 .............................................................. 151
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда
воспитания и развития личности ...................... 151
16.1. Семья как малая группа ............................. 151
16.2. Семейное воспитание ................................. 152
16.3. Стиль взаимоотношений в семье.
и детей................................................................... 153
16.4. Проблемы семейного воспитания.
............................................................................... 155
16.5. Психологический контакт
между родителями и детьми .............................. 159
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля ................................ 163
Глоссарий ............................................................. 163
Лекция 17 Управление образовательной системой164
17.1. Основы управления образовательной системой
17.2. Идеи и принципы внутришкольного управления
17.3. Оптимальность в управлении школой ..... 167
164
165
6
160
Отношения родителей
Семейные конфликты
149
143
учебного
Взаимодействие
137
педагогического
Стр.7
Практические задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля ................................ 168
Глоссарий ............................................................. 168
Заключение ........................................................... 169
Список литературы ............................................. 170
168
7
Стр.8