Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Конспект лекций по учебной дисциплине «Психология и педагогика» (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСадчикова М. В.
ИздательствоИУНЛ ПГУТИ
Страниц173
ID280025
АннотацияКонспект лекций содержит основные вопросы психологии и педагогики, показана взаимосвязь этих наук, раскрыты основные категории. Содержится глоссарий основных психолого-педагогических терминов и вопросы для самоконтроля. Содержание и структура конспекта лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Кому рекомендованоПредназначено студентам специальностей 210404, 210406, 210302, 210402, 210403, 210405 дневной формы обучения, а так же студентам заочного отделения.
УДК159.9+37.02
ББК88
Садчикова, М.В. Конспект лекций по учебной дисциплине «Психология и педагогика» / М.В. Садчикова .— Самара : ИУНЛ ПГУТИ, 2011 .— 173 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/280025 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Содержание и структура конспекта лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. <...> Основные направления практической психологии Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля . <...> Индивид, личность, субъект, индивидуальность Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля . <...> Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля . <...> Концепция трехуровнего строения психики человека Зигмунда Фрейда . <...> 50 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля . <...> Методы и виды педагогического анализа 147 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля . <...> Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором Вильгельм Вундт – немецкий психолог, физиолог и философ – открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. <...> Выделив «простейшие элементы сознания» - ощущение и элементарные чувства, - Вундт считал основной задачей психологии установление связей между элементами и «законами» душевной жизни. <...> Под элементами сознания Титченер понимал ощущения, представления и простейшие чувствования, из которых, как из кирпичиков, складывалось все разнообразие душевной жизни человека. <...> По замыслу автора она должна была строится на совершенно других основаниях и заниматься изучением прежде всего душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. <...> Интенсивное развитие экспериментальной психологии в начале XX века привело к расширению круга изучаемых явлений, что в свою очередь сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода для объяснения душевной жизни человека. <...> Назрела необходимость в принципиальном пересмотре взглядов на предмет психологии. <...> Но именно <...>
Психология_и_педагогика.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Психология_и_педагогика.pdf
УДК 159.9, 37 Садчикова М. В. Психология и педагогика. Конспект лекций. – Самара.: ГОУВПО ПГУТИ, 2011. – 225 с. Конспект лекций содержит основные вопросы психологии и педагогики, показана взаимосвязь этих наук, раскрыты основные категории. Содержится глоссарий основных психолого-педагогических терминов и вопросы для самоконтроля. Содержание и структура конспекта лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначено студентам специальностей 210404, 210406, 210302, 210402, 210403, 210405 дневной формы обучения, а так же студентам заочного отделения. Учебное пособие может быть полезным так же всем, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Рецензент: Секлетова Н.Н. – к.п.н., доцент, доцент кафедры «Электродинамики и антенн» ГОУ ВПО ПГУТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики © Садчикова М.В., 2011 2
Стр.3
Оглавление Введение ................................................................... 8 Лекция 1 .................................................................. 10 Развитие психологического знания ..................... 10 1.1. Становление психологии как самостоятельной науки 1.2. Основные направления в психологии .......... 14 1.3.Основные направления практической психологии Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля .................................. 15 Глоссарий ............................................................... 16 Лекция 2 .................................................................. 17 Психология как наука ........................................... 17 2.1. Предмет, объект, методы психологии ......... 17 2.2. Место психологии в системе наук ................ 19 2.3. Индивид, личность, субъект, индивидуальность Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля .................................. 30 Глоссарий ............................................................... 30 Лекция 3 .................................................................. 32 Психика .................................................................. 32 3.1. Понятие о психике человека ......................... 32 3.2. Психика и организм ...................................... 32 3.3. Психика, поведение и деятельность ............ 33 3.4. Основные функции психики ......................... 36 3.5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля .................................. 41 Глоссарий по теме лекции .................................... 42 Лекция 4 .................................................................. 43 Биологические основы психики. Сознание как высшая форма психики 43 4.1. Мозг и психика ............................................... 43 4.2.Структура психики .......................................... 44 4.3.Соотношение сознания и бессознательного . 45 4.3.1.Концепция трехуровнего строения психики человека Зигмунда Фрейда ................................................................................. 47 4.4.Структура сознания ......................................... 50 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля .................................. 50 Глоссарий ............................................................... 51 Лекция 5 .................................................................. 52 3 50 15 15 10 23 25 36 41
Стр.4
Познавательные психические процессы ............. 52 5.1.Ощущение ........................................................ 52 5.2.Восприятие ....................................................... 53 5.3.Представление ................................................. 54 5.4.Воображение .................................................... 54 5.5.Мышление ........................................................ 55 5.5.1. Интеллект .................................................... 56 5.6.Внимание .......................................................... 58 5.7.Память и мнемические процессы .................. 60 5.8.Творчество........................................................ 62 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля .................................. 64 Глоссарий ............................................................... 65 Лекция 6 .................................................................. 66 Эмоциональная и волевая сфера личности ......... 66 6.1 Эмоции ............................................................. 66 6.2. Чувства ............................................................ 70 6.3. Психическая регуляция поведения и деятельности 71 Практические задания для самостоятельной работы 73 Вопросы для самопроверки .................................. 75 Глоссарий ............................................................... 75 Лекция 7 .................................................................. 76 Общение как взаимодействие. ............................ 76 Общение и речь ..................................................... 76 7.1. Виды и функции общения ............................. 76 7.1.1. Невербальные средства общения .............. 78 7.2. Речь и язык ..................................................... 79 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самопроверки .................................. 82 Глоссарий ............................................................... 82 Лекция 8 .................................................................. 82 Психология личности ............................................ 83 8.1.Темперамент .................................................... 83 8.2. Характер .......................................................... 84 8.3. Способности .................................................... 86 8.4. Потребности .................................................... 87 8.5. Мотивы ............................................................ 88 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля .................................. 95 Глоссарий ............................................................... 95 Лекция 9 .................................................................. 97 4 62 81 90
Стр.5
Психология межличностного и межгруппового взаимодействия 97 9.1. Межличностные отношения.......................... 97 9.2. Психология малых групп ............................... 98 9.3. Межгрупповые отношения и взаимодействия101 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля ................................ 104 Глоссарий ............................................................. 104 Лекция 10 .............................................................. 105 Педагогика как наука .......................................... 105 10.1. Предмет, объект, задачи, функции и отрасли 10.2. Основные категории педагогики .............. 108 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля ................................ 110 Глоссарий ............................................................. 110 Лекция 11 .............................................................. 112 Образование как социокультурный феномен педагогический процесс ..................................... 112 11.1. Образование как общечеловеческая ценность 112 11.2. Образовательная система России ............. 113 11.2.1. Цели образования .................................... 113 11.2.2.Содержание и система образования ....... 115 11.3.Единство образования и самообразования 117 11.4. Непрерывное образование ......................... 118 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля ............................... 119 Глоссарий ............................................................. 119 Лекция 12. Педагогический процесс ................. 120 12.1. Понятие и сущность педагогического процесса 121 12.1.1. Педагогический процесс как целостная система 121 12.1.2. Движущие силы педагогического процесса124 12.1.3. Закономерности педагогического процесса124 12.2.Основные функции обучения..................... 126 Практические задания для самостоятельной работы 128 Вопросы для самоконтроля ................................ 128 Глоссарий ............................................................. 128 Лекция 13. Воспитание в педагогическом процессе 130 13.1 Принципы воспитательного процесса....... 130 13.2 Парадигмы воспитания ............................... 131 13.3.Личность как объект и субъект процесса ................................................................ 133 5 и педагогики 110 105 101 119 воспитательного
Стр.6
13.4. Методы воспитания. коллектива и личности. ....................................... 134 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля ................................ 137 Глоссарий ............................................................. 137 Лекция 14 .............................................................. 139 Учебный процесс ................................................. 139 14.1. Дидактические принципы организации процесса ................................................................ 139 14.2. Формы организации учебной деятельности141 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля ................................ 143 Глоссарий ............................................................. 144 Лекция 15 .............................................................. 145 Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом ............................................................. 145 15.1. Планирование как средство организации процесса ................................................................ 145 15.2. Контроль как основная функция управления146 15.3. Методы и виды педагогического анализа 147 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля ................................ 149 Глоссарий ............................................................. 150 Лекция 16 .............................................................. 151 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности ...................... 151 16.1. Семья как малая группа ............................. 151 16.2. Семейное воспитание ................................. 152 16.3. Стиль взаимоотношений в семье. и детей................................................................... 153 16.4. Проблемы семейного воспитания. ............................................................................... 155 16.5. Психологический контакт между родителями и детьми .............................. 159 Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля ................................ 163 Глоссарий ............................................................. 163 Лекция 17 Управление образовательной системой164 17.1. Основы управления образовательной системой 17.2. Идеи и принципы внутришкольного управления 17.3. Оптимальность в управлении школой ..... 167 164 165 6 160 Отношения родителей Семейные конфликты 149 143 учебного Взаимодействие 137 педагогического
Стр.7
Практические задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля ................................ 168 Глоссарий ............................................................. 168 Заключение ........................................................... 169 Список литературы ............................................. 170 168 7
Стр.8