Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Неполные и односоставные вопросительные предложения в романских языках: диалог. Типология. Функции.

0   0
АвторыЗасыпкин Владислав Павлович
ИздательствоРИО СурГПИ
Страниц138
ID279639
АннотацияВ монографии исследуются лексико-грамматические, коммуникативные и функциональные особенности неполных и односоставных вопросительных предложений в двух романских языках (французском и испанском) в составлении.
Неполные и односоставные вопросительные предложения в романских языках: диалог. Типология. Функции. / В.П. Засыпкин .— Сургут : РИО СурГПИ, 2004 .— 138 с. — URL: https://rucont.ru/efd/279639 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЗАСЫПКИН НЕПОЛНЫЕ И ОДНОСОСТАВНЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РОМАНСКИХ ЯЗЫКАХ: ДИАЛОГ. <...> Ясперс «Смысл и назначение истории») Проблемы существования, функционирования и лингвистический статус различных в лексико-грамматическом отношении неполных и односоставных предложений издавна привлекает внимание лингвистов. <...> В романской лингвистической традиции неполные и односоставные предложения изучались в основном на материале французского языка (Васильева 24, 26; Илия 71; Васильева, Пицкова 30; Веденина 36, 35; Гаврилова 43; Дебренн 55; Епифанцева 57; Остринская 99; Пинаева 109; Boer 158; Grevisse 185). <...> В частности, грамматическая организация неполных и односоставных вопросительных предложений и способы реализации последними вопросительной установки не стали ещё предметом специального исследования. <...> К тому же такого рода вопросительные построения почти не изучались в рамках диалогической речи. <...> 5 Г Л А В А 1 ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РОМАНСКИХ ЯЗЫКАХ КАК ОБЪЕКТ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В настоящей главе дается критический анализ теоретических исследований, посвященных общим вопросам и проблемам изучения вопросительных предложений и вопросительности в лингвистке и логике. <...> Диалог и вопросительное предложение в процессе познания: логические и лингвистические основания исследования Общеизвестно, что основой речи или речевой деятельности является диалог, поэтому «вопрос» или вопросительное предложение должны рассматриваться неразрывно, а именно как основа диалогической речи. <...> В другой книге, «Французская диалогическая речь (вопросительное предложение)», автор Голубева-Монаткина Н.И. утверждает, что вопросительные предложения являются основой диалогической речи, и что, следовательно, могут считаться и основой разговорной речи. <...> А.Д. Гетманова в своем учебнике по логике рассматривает вопросительные предложения как форму выражения проблемы, утверждая, что вопрос формулируется в вопросительном <...>
Неполные_и_односоставные_вопросительные_предложения_в_романских_языках_диалог._Типология._Функции..pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В.П. ЗАСЫПКИН НЕПОЛНЫЕ И ОДНОСОСТАВНЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РОМАНСКИХ ЯЗЫКАХ: ДИАЛОГ. ТИПОЛОГИЯ. ФУНКЦИИ Сургут 2004
Стр.1
3 ПРЕДИСЛОВИЕ « ... человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения». (К. Ясперс «Смысл и назначение истории») Проблемы существования, функционирования и лингвистический статус различных в лексико-грамматическом отношении неполных и односоставных предложений издавна привлекает внимание лингвистов. Наиболее глубоко эти вопросы разработаны в трудах славистов на материале русского языка (Беренштейн 6; Божок 10; Бырдина 17; Вардуль 19; Гордиевская 50; Игнатченко 69; Лекант 82; Пешковский 108; Попова 112; Грамматика 118; Шапиро 138). В романской лингвистической традиции неполные и односоставные предложения изучались в основном на материале французского языка (Васильева 24, 26; Илия 71; Васильева, Пицкова 30; Веденина 36, 35; Гаврилова 43; Дебренн 55; Епифанцева 57; Остринская 99; Пинаева 109; Boer 158; Grevisse 185). На материале испанского языка данный вопрос не исследован в достаточной степени, хотя и существуют работы, посвященные номинативным предложениям (Майнова 87; Мунгалова 92; Грамматика 127) и проблемам эллипсиса (Vigara 217; Cárdenas 159; Flórez 187; Kovacci 194). В некоторых исследованиях, выполненных на материале испанского языка, вопросы, касающиеся неполных или односоставных предложений, освещаются в связи с другими, смежными, проблемами (Васильева-Шведе 32). Вместе с тем в перечисленных выше исследованиях недостаточно полно освещен вопрос о различных
Стр.2
4 коммуникативных типах неполных и односоставных предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных). В частности, грамматическая организация неполных и односоставных вопросительных предложений и способы реализации последними вопросительной установки не стали ещё предметом специального исследования. К тому же такого рода вопросительные построения почти не изучались в рамках диалогической речи. В настоящем исследовании ставится несколько взаимосвязанных проблем:  во-первых, сопоставительное изучение вопросительных типов неполных и односоставных предложений в двух романских языках;  во-вторых, выявление особенностей лексико-грамматической организации тех и других предложений, позволяющее разграничить их в рамках диалога в двух родственных язы ках;  в-третьих, определение коммуникативных особенностей указанных типов вопросительных предложений. В исследовании использовались различные методы анализа, что вызвано спецификой предмета исследования и сложностью рассматриваемого объекта. В частности, использовались: дескритивный метод, сопоставительный и структурно-семантический, приемы системного анализа и трансформаций. Единой основой сопоставления являются: общие принципы выделения лексикограмматических типов и синтаксических способов построения вопросительных предложений в диалоге, а также единые принципы коммуникативного и функционального анализа изучаемых синтаксических единиц и их составляющих. В монографии делается акцент на характерологическом аспекте типологического описания близкородственных языков. Основой характерологического описания признаются специфические особенности двух романских языков на синтаксическом уровне в системе вопросительных предложений. Приемущество характерологического подхода в типологическом описании близкородственных языков очевидно, так как он позволяет выявить их существенные типологические характеристики (тип в языке) на фоне значительного системного сходства.
Стр.3