Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСкляр Н. А.
АвторыЛукьянова Е. С., Коскина Е. Н.
ИздательствоВеликолукская государственная академия физической культуры и спорта
Страниц171
ID279256
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению, представлены различные аспекты психического здоровья школьников, показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности.
Кому рекомендованоПособие предназначено для подготовки студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». Данное учебное пособие может быть также полезно преподавателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, психологам.
ISBN978-5-350-00294-2
УДК159.922.7-053.4
ББК88.834.01
Скляр, Н.А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : [учеб. пособие] / Е.С. Лукьянова, Е.Н. Коскина; Н.А. Скляр .— Великие Луки : Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2014 .— 171 с. : ил. — Авт. указаны на обороте тит. л. — ISBN 978-5-350-00294-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/279256 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: учебное пособие для студ. вузов / Н.А. Скляр, Е.С. Лукьянова, Е.Н. Коскина. <...> Психологическая готовность и зона ближайшего развития ребенка . <...> Внутренняя позиция школьника и мотивы учения . <...> Произвольность как компонент готовности к школе . <...> Импульсивное и волевое поведение будущих первоклассников . <...> Влияние мотивационной готовности к обучению в школе на успешность адаптации . <...> Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности . <...> Адаптация ребенка к школе как результат психологической готовности . <...> ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 69 2.1. <...> Диагностические методы определения психологической готовности к школьному обучению . <...> КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ . <...> Методы психологического просвещения педагогов по проблеме адаптации ребенка к школе . <...> Типы консультационных ситуаций в период адаптации ребенка к школе . <...> Родительский клуб как форма работы с родителями в целях преодоления первоклассниками дезадаптации . <...> Цель, задачи, принципы и алгоритм коррекционно-развивающей работы в период адаптации детей к школе . <...> Л.И. Божович еще в 60-годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. <...> В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. <...> Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе: – понимание <...>
Психологическая_готовность_ребенка_к_обучению_в_школе.pdf
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Стр.1
2 УДК 159.922.7-053.4 ББК 88.834.01 Рецензенты: А.Н. Николаев, доктор психологических наук, профессор Псковского государственного университета. И.И. Таран, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики спортивных игр Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта». Утверждено Ученым советом ФГБОУ ВПО «ВЛГАФК», протокол № 13 от 26.06.2014 г. Скляр Н.А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: учебное пособие для студ. вузов / Н.А. Скляр, Е.С. Лукьянова, Е.Н. Коскина. – Великие Луки, 2014. – 171 с. В учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению, представлены различные аспекты психического здоровья школьников, показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности. Пособие предназначено для подготовки студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». Данное учебное пособие может быть также полезно преподавателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, психологам.
Стр.2
3 Оглавление ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................................. 5 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ........................................................ 7 1.1. Общая характеристика психологической готовности к обучению в школе .......................... 7 1.1.1. Психологическая готовность к школе, ее значение ......................................................... 7 1.1.2. Подходы к рассмотрению структуры психологической готовности к школе. Психологическая готовность и школьная зрелость ......................................................................... 8 1.1.3. Сущность компонентов психологической готовности .................................................. 11 1.1.4. Психологическая готовность и зона ближайшего развития ребенка ........................... 13 1.2. Мотивационная готовность детей к обучению ........................................................................... 16 1.2.1. Внутренняя позиция школьника и мотивы учения .............................................................. 16 1.2.2. Доминирование социальных мотивов учения и познавательной мотивации .................... 17 1.2.3. Произвольность как компонент готовности к школе .......................................................... 19 1.2.4. Импульсивное и волевое поведение будущих первоклассников ....................................... 23 1.2.5. Влияние мотивационной готовности к обучению в школе на успешность адаптации .... 28 1.3. Интеллектуальная готовность к школе ........................................................................................ 30 1.3.1. Интеллектуальная готовность ребенка к школе ................................................................... 30 1.3.2. Сущность интеллектуальной готовности к школе, ее критерии......................................... 32 1.3.3. Условия полноценного интеллектуального развития в условиях ДОУ ............................. 34 1.4. Эмоционально-волевая готовность к школе ................................................................................ 42 1.4.1. Волевое становление личности дошкольников как значимый компонент в подготовке детей к школе ..................................................................................................................................... 42 1.4.2. Формы произвольного поведения младших школьников ................................................... 43 1.4.3. Роль педагогов и родителей в формировании эмоционально-волевой готовности к школе .................................................................................................................................................. 45 1.5. Социально-психологическая готовность к школе ....................................................................... 46 1.5.1. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности .................................................................................................. 46 1.5.2. Механизмы формирования социально-психологической готовности ребенка к школе .. 47 1.5.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей ................................................................................................................. 53 1.6. Адаптация ребенка к школе как результат психологической готовности ................................ 56 1.6.1. Адаптация к школе в контексте психологического здоровья и задач возрастного развития младших школьников ....................................................................................................... 56 1.6.2. Виды адаптации и ее продолжительность ............................................................................ 60 1.6.3. Признаки успешной адаптации ребенка к школе и виды реакций при нарушении адаптации ........................................................................................................................................... 63 1.6.4. Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия ............................................... 64
Стр.3
4 ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 69 2.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста ................................................. 69 2.2. Особенности диагностических критериев будущих первоклассников ..................................... 71 2.3. Диагностические методы определения психологической готовности к школьному обучению ................................................................................................................................................................. 72 2.3.1. Диагностико-коррекционная программа Г. Витцлака ......................................................... 72 2.3.2. Диагностико-коррекционная программа Х. Бройера и М. Войффен ................................. 88 2.3.3. Диагностика функциональной готовности ........................................................................... 96 2.3.4. Диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью ................................................................................................................................... 99 2.3.5. Диагностика мотивационной готовности к обучению ...................................................... 106 2.3.6. Диагностика произвольности у будущих первоклассников ............................................. 110 2.3.7. Диагностика интеллектуальной и речевой сферы .............................................................. 114 2.3.8. Исследование уровня развития эмоциональной сферы ..................................................... 125 2.3.9. Определение уровня социально-психологической готовности ........................................ 129 2.4. Процедура определения готовности к школе ............................................................................ 131 ГЛАВА 3. КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ .............................................................................................................................. 135 3.1. Формы и принципы психологического консультирования в школе ....................................... 135 3.2. Задачи и содержание консультирования и просвещения в контексте психологопедагогического сопровождения адаптации ребенка к школе ...................................................... 137 3.3. Методы психологического просвещения педагогов по проблеме адаптации ребенка к школе ............................................................................................................................................................... 138 3.4. Типы консультационных ситуаций в период адаптации ребенка к школе ............................. 140 3.5. Задачи и стратегии взаимодействия с родителями при адаптации ребенка к школе ............ 143 3.6. Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу …………144 3.7. Родительский клуб как форма работы с родителями в целях преодоления первоклассниками дезадаптации ........................................................................................................................................ 144 3.8. Цель, задачи, принципы и алгоритм коррекционно-развивающей работы в период адаптации детей к школе ....................................................................................................................................... 149 3.9. Задачи коррекционно-развивающей работы в сфере когнитивного развития, развития произвольности и коммуникативных навыков первоклассников .................................................. 151 4. Развитие понятийного, словесно-логического мышления детей в младшем школьном возрасте ................................................................................................................................................ 152 4.1. Компенсация нарушенного (осложненного) поведения и более эффективная организация деятельности дезадаптированных детей ........................................................................................... 154 4.2. Методики изучения школьной адаптации и дезадаптации ...................................................... 156 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………..165
Стр.4
5 ВВЕДЕНИЕ В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческие характеристики». И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович еще в 60-годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее». В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении, по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: 1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. 2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка. 3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.