Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Физическая культура и спорт в вузе (110,00 руб.)

0   0
АвторыБеланов Александр Элдарович, Гришаев Олег Викторович
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц47
ID277996
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено в Департаменте по воспитательной работе и на кафедре физического воспитания Воронежского государственного университета. Предназначено для организации воспитательно-оздоровительной и спортивно-массовой работы со студентами.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов при изучении дисциплины «Физическая культура», составленной в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, а также для преподавателей-тренеров кафедр физического воспитания и спорта.
Физическая культура и спорт в вузе / А.Э. Беланов, О.В. Гришаев .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 47 с. — 47 c. — URL: https://rucont.ru/efd/277996 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВУЗЕ Учебно-методическое пособие для вузов Составители: <...> О.В. Гришаев Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом кафедры физического воспитания 18 марта 2009 г., протокол № 9 Рецензент доктор биологических наук, профессор Г.А. Вашанов Учебно-методическое пособие подготовлено в Департаменте по воспитательной работе и на кафедре физического воспитания Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для студентов при изучении дисциплины «Физическая культура», составленной в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, а также для преподавателей-тренеров кафедр физического воспитания и спорта. <...> В 1936 г. в Воронежском университете кафедра физического воспитания была выделена в самостоятельное структурное подразделение, которое призвано решать вопросы по улучшению физической подготовки и укрепления здоровья студентов и сотрудников ВГУ. <...> Благодаря умелому руководству заведующего кафедрой, ВГУ в 1969 г. становится чемпионом городской универсиады. <...> В 1988 г. заведующим кафедрой становится Галина Николаевна Кореневская (мастер спорта СССР по легкой атлетике); в 1994 г. – Николай Константинович Чуриков (в 1998 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта РФ»). <...> В настоящее время звание доцента по кафедре имеют два сотрудника: Юрий Николаевич Алексеев (кандидат медицинских наук) и Александр Элдарович Беланов (кандидат педагогических наук). <...> С 1950 по 1969 г. на кафедре физического воспитания в должности старшего преподавателя трудился Юрий Эдуардович Штукман, мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, тренер сборных команд РСФСР и СССР по спортивной <...>
Физическая_культура_и_спорт_в_вузе.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Физическая_культура_и_спорт_в_вузе.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВУЗЕ Учебно-методическое пособие для вузов Составители: А.Э. Беланов, О.В. Гришаев Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ В 2009 г. исполняется 80 лет кафедре физического воспитания (КФВ) Воронежского государственного университета. Это достаточно долгий, яркий и трудный период становления и развития подразделения университета, естественным образом связанный с общей историей развития государства и образования. Однако о годах ее становления и формирования, совпавших с трудными периодами жизни нашей страны, известно не так уж много. После окончания гражданской войны в октябре 1926 г. начались занятия на кафедре военных наук. В 1928–1929 уч. г. курс физической подготовки был введен обязательным предметом и было создано отделение физической подготовки при кафедре, заведующим которого назначен Николай Дмитриевич Селиванов. Этот год и стал моментом рождения кафедры физического воспитания и спорта. Дальнейшее развитие физкультурного движения в ВГУ произошло в 1931–1939 гг. в связи с введением физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (1939 г.), который сыграл важную роль в создании советской системы физического воспитания и развертывании массового физкультурного движения в стране. С этого момента физкультурная жизнь во всей стране была подчинена подготовке и сдаче норм комплекса ГТО. Создаются Всесоюзный комитет по физической культуре и ведомственные добровольные спортивные общества (ДСО). В стране происходит усиление централизации управления физической культурой. Н.Д. Селиванов отзывается для назначения на должность председателя Воронежского областного Совета по физической культуре ЦЧО. В 1936 г. в Воронежском университете кафедра физического воспитания была выделена в самостоятельное структурное подразделение, которое призвано решать вопросы по улучшению физической подготовки и укрепления здоровья студентов и сотрудников ВГУ. Заведующим кафедрой вновь назначается Николай Дмитриевич Селиванов, в этой должности он работает до июня 1941 г., до призыва в Красную армию. С началом Великой Отечественной войны университет эвакуируется в г. Елабугу. Занятия в университете были прекращены, а студенты и преподаватели, в том числе и кафедры физвоспитания, ушли на фронт. В октябре 1946 г. Николай Дмитриевич утверждается в должности заведующего кафедрой физической культуры и спорта, награждается знаком «Отличник физической культуры и спорта», в 1948 г. защищает диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук, в 1949 г. переводится на должность декана факультета физической культуры Воронежского педагогического института. В последующие годы заведующими кафедрой работали: в 1949 г. – Сергей Александрович Гайдебуров; 1950 г. – Александр Петрович Горяинов; 1952 г. – Владимир Никандрович Пластинин (доцент (1970 г.), канди3
Стр.3
– распределение студентов по группам по состоянию здоровья по методическим объединениям спортивной направленности; – комплектование сборных команд факультета по видам спорта; – выявление спортсменов-разрядников и желающих заниматься в группах спортивного совершенствования во внеучебное время; – составление учебного расписания, заполнение итоговых зачетных ведомостей; – работа наставником с молодыми преподавателями; – осуществление помощи студентам-спортсменам, направленной на сочетание их обучения в вузе с активными занятиями спортом. Учебная дисциплина «Физическая культура включает в качестве обязательного минимума теоретический, практический и контрольный учебный материал. Для построения учебного процесса предлагается примерное распределение обязательных учебных часов на освоение трех основных разделов программы по годам обучения. Курс обучения I II III IV Всего Теоретический раздел (лекции) 16 6 2 2 26 Количество часов по разделам программы Практический методикопрактич. подраздел 14 14 6 2 36 учебнотренировочн. подраздел 88 98 50 54 290 Контрольный раздел 18 18 10 10 56 Всего часов 136 136 68 68 408 Программа по физической культуре составлена с учетом Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ и приказа Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 № 686. Этим стандартом в учебных планах по всем направлениям и специальностям предусмотрено выделение 408 часов на дисциплину «физическая культура» на весь период обучения с проведением итоговой аттестации (оценки) после каждого курса. По всем направлениям магистерской подготовки предусматривается возможность занятий физической культурой под руководством преподавателя в объеме 2–4 часов в неделю. Для студентов вечерне-заочной форм обучения с учетом их желания возможны учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» в разнообразных ее формах в объеме не менее 10 аудиторных часов. Теоретический раздел данной программы формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре и предусматривает следующую тематику по годам обучения в вузе. 6
Стр.6
Первый курс (обязательная тематика) Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов (2 часа). Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (4 часа). Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (2 часа). Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности (2 часа). Тема 5. Общая физическая и специальная подготовки в системе физического воспитания (4 часа). Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями (2 часа). Второй курс (обязательная тематика) Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений (2 часа). Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений (2 часа). Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом (2 часа). Третий–четвертый курсы (обязательная тематика) Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (2 часа). Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста (2 часа). Кафедра физического воспитания Воронежского государственного университета совместно со Спортивным клубом реализует требования, предъявляемые к подготовке специалистов высшего профессионального образования. Однако в последние годы в сфере физической культуры не сложились научные стандарты в использовании терминов и понятий. Многие из них не отражают сути явлений и процессов и, более того, нередко вводят в заблуждение. До сих пор наблюдается путаница в таких понятиях, как «физические качества», «физические способности», «двигательные способности». Не менее сложная ситуация с использованием понятий «физическое образование» и «физкультурное образование». В специальной (профессиональной) литературе расплывчато с терминологической точки зрения от7
Стр.7
ражается специфика употребления таких понятий, как «область», «сфера», «отрасль» физической культуры. Это позволяет задуматься над проблемой выделения физической культуры из педагогики в самостоятельную предметную научную область знаний. Таким образом, общие подходы к трактовке терминологического понятия «физическое образование» – основа для выявления его содержательных характеристик. Особенно следует отметить неспециальное физкультурное образование, получаемое студентами высших учебных заведений через обязательную для всех вузов учебную дисциплину «физическая культура». Прежде всего, следует остановиться на названии кафедр, обеспечивающих преподавание курса физической культуры. В подавляющем большинстве кафедры имеют такие названия, как кафедра физического воспитания, физической культуры и спорта или физического воспитания и спорта. Очевидно, что «физическое воспитание» – это лишь одна из задач дисциплины «физическая культура», хотя и само «физическое воспитание» правильнее характеризовать как «физкультурное воспитание». Что касается добавления к физической культуре термина «спорт» (в учебной дисциплине спорт – это одна из деятельных сфер «физической культуры» или «спортивная физическая культура личности»), то следовало бы именовать «Кафедра физической культуры и спортивной физической культуры». Вузовские кафедры должны носить название в соответствии с названием той учебной дисциплины, курс которой они преподают – кафедра физической культуры. Приведя название кафедры в соответствие с наименованием учебной дисциплины, кафедра будет рассматриваться как особая культурологическая кафедра, а не как кафедра физической подготовки (физического воспитании), что в свою очередь окажет позитивное влияние на качество учебного процесса в вузе. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправдано, так как физическое воспитание – один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики: – сознательность и активность; – наглядность; – доступность; – системность; – динамичность. Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ