ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2015. № 9
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
ответственный редактор
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2015. № 9
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Executive Editor
Candidate of Philology, Associate Professor M. B. VOROSHILOVA
Managing Editor
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
E. F. ZEER
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Новолодская Е. Г., Моисеева Л. В.
Реализация здравотворческих идей в революционно-демократическом направлении
отечественной педагогики XIX века ....................................................................................... 6
Пащенко Ю. А.
Идейные истоки формирования концепции профессионального образования
американских социальных работников Мэри Ричмонд.................................................... 13
ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Воробьёва М. А.
Интерактивные методы как механизм развития
потенциала педагогических ресурсов .................................................................................. 19
Попова Н. Е., Лобут А. А.
К вопросу о инновационной деятельности как основе качественного развития
образовательного учреждения .............................................................................................. 23
Романова Г. В.
Интерактивная доска как экранное техническое средство обучения
иностранному языку для реализации современного метода работы
с иноязычной информацией .................................................................................................. 28
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Гребенев И. В., Салехи З. М.
Место и роль гражданского воспитания в системе образования
Российской Федерации (анализ образовательных документов) ...................................... 34
Зак Г. Г.
Интегративный подход к духовно-нравственному воспитанию
обучающихся с умственной отсталостью ............................................................................. 39
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Адушкина К. В.
Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения
дополнительного образования средствами музыкальной терапии ................................ 47
Дубровина Д. А.
Сквернословие у подростка: сущность, особенности и психолого-педагогическая
пропедевтика ............................................................................................................................ 52
Мазурчук Е. О.
Психолого-педагогическое сопровождение биологической семьи в условиях
деинституционализации государственных учреждений для детей-сирот ..................... 57
Прядеин В. П.
Психолого-педагогические и социальные аспекты исполнительности ......................... 65
Швецова А. В.
Критичность мышления как инструмент гендерного анализа ........................................ 72
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бредихина И. А.
Особенности структуры профессиональной компетентности преподавателя
иностранного языка ................................................................................................................ 77
Калюжная Е. Г.
Роль художественно-творческой деятельности в профессиональной подготовке
студентов вуза ........................................................................................................................... 82
Кузнецова М. Л.
Педагогическое проектирование как инновационный конструкт системы
методической подготовки учителя географии в вузе:
к проблеме определения ключевых понятий ..................................................................... 87
Магомеддибирова З. А., Расулова П. А.
Подготовка студентов факультета начальных классов в условиях внедрения
ФГОС начального общего образования ............................................................................... 96
Митрюхина И. Н., Папулова Ю. К.
Реализация компетентностного подхода при разработке учебного пособия
«Английский для инженеров» по дисциплине «Деловой иностранный язык» ......... 102
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 9
5
Симонова А. А., Рубина Л. Я.
Модернизация педагогического образования:
обобщение и осмысление опыта ......................................................................................... 109
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Зуев П. В., Трусова С. Я.
Объективная оценка результатов освоения дополнительных общеобразовательных
программ учащимися как средство повышения качества образования в организациях
дополнительного образования ............................................................................................ 118
Новодворская Н. Б.
Педагогические условия социально-педагогического сопровождения деятельности
менеджеров некоммерческих организаций ...................................................................... 125
Новоселов С. А., Нифонтов В. И.
Поиск путей повышения качества профессионального образования студентов
педагогического университета ............................................................................................ 129
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Алексеева М. Л.
Диахронический корпус параллельных переводов как инструмент изучения
специфики проявления феномена безэквивалентности в речи в аспектах
синхронии и диахронии ....................................................................................................... 135
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Воронина Л. В.
Условия формирования исследовательских умений
в процессе обучения математике ........................................................................................ 140
Пушкарева И. Н., Смецкая К. А., Коротких В. Ф.
Инновационные методы в процессе обучения плаванию
детей дошкольного возраста ................................................................................................ 147
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВФСК ГТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Пушкарева И. Н., Смецкая К. А.
Плавание в структуре Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса........... 151
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Злоказов К. В.
Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона ....................... 155
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ..................................................................................................... 162
Стр.5
6
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.037(47)(091)
ББК Ч403(2)5
ГСНТИ 14.09.25
Код ВАК 13.00.02
Новолодская Елена Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры сервиса и туризма, Алтайская государственная академия образования
имени В. М. Шукшина; 659333, Алтайский край, г.Бийск, , ул. Короленко, д.53; e-mail: novolEG2508@yandex.ru.
Моисеева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальной
школе, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет;
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: moiseeva@uspu.ru.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДРАВОТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ В РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ
НАПРАВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ XIX ВЕКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитание подрастающего поколения; физическое воспитание; здоровье;
здоровьесбережение; образовательная среда.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена выявлению и анализу основных тенденций развития здравотворческих
идей в истории российского образования в XIX веке: революционно-демократическое направление
в педагогике (М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский,
Н. А. Добролюбов), гуманистическое направление (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой), общественнофилософское
направление (В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов), русская национальная
школа (С. А. Рачинский, Н. Ф. Бунаков), санитарно-гигиеническое сопровождение образовательного
процесса (Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, Н. А. Корф и др.). Анализируются исторические предпосылки
развития здоровьесберегающей теории и практики человечества. Выделены различные направления
данного процесса: эмпирическое, религиозное, естественнонаучное, медицинское, санитарно-гигиеническое,
эпидемиолого-профилактическое, образовательно-просветительское, психолого-педагогическое.
Подробно
рассматриваются педагогические воззрения представителей революционнодемократического
направления XIХ века на создание условий для воспитания здорового подрастающего
поколения. Революционно-демократическое направление в педагогике определило все
стороны воспитания здорового подрастающего поколения, связывая одной целью – подготовкой
высоконравственных граждан, бесстрашных борцов за лучший общественный строй, участников
народной революции. Его представители сформулировали ряд требований по организации здоровьесберегающей
образовательной среды, рекомендации по физическому воспитанию ребенка,
развернули в педагогической теории и практике полемику об отмене физических наказаний детей в
семье и в школьном образовании.
Novolodskaya Elena Gennadievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department of Service and Tourism, Shukshin Altai State Academy of Education,
Biysk, Russia.
Moiseeva Lyudmila Vladimirovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Natural Science and Teaching Methods in Primary School, Institute
of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE IMPLEMENTATION OF HEALTH CREATION IDEAS IN THE REVOLUTIONARY-DEMOCRATIC
AREA OF THE NATIONAL PEDAGOGY OF THE 19TH CENTURY
KEY WORDS: education, physical education, health, health care, educational environment.
ABSTRACT. The article is devoted to the identification and analysis of the main trends in the development
of health creation ideas in the history of Russian education in the 19th century: revolutionary-democratic
research area in pedagogy (M. A. Bakunin, V. G. Belinsky, A. I. Herzen, N. G. Chernyshevsky, N. A. Dobrolubov),
humanistic research area (K. D. Ushinsky, L. N. Tolstoy), social-philosophical research area
(V. S. Solovyov, K. N. Leontiev, V. V. Rozanov), the Russian national school of S. A. Rachinsky, N. F. Bunakov,
sanitary support of the educational process (N. I. Pirogov, D. I. Pisarev, N. I. Korf etc.). The paper
examines the historical background of the development of health theory and practice of humankind. The
authors highlighted in different areas of this process: empirical, religious, scientific, medical, sanitary, epidemic
and preventive, educational, psychological, and pedagogical.
The authors analyze pedagogical views of the representatives of the revolutionary-democratic movement
of the 19th century on the problem of creation of conditions for healthy upbringing of the younger
generation. Revolutionary-democratic trend in education has determined all aspects of healthy upbringing
of the younger generation, with the only purpose of moral training of citizens, fearless fighters for a better
social order, members of the people's revolution. Its representatives made a number of demands on the organization
of health-educational environment, put forward some recommendations for the physical education
of a child, launched in pedagogical theory and practice debate on the abolition of physical punishment
of children in the family and in school.
Стр.6