ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2015. № 4
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
доктор педагогических наук, профессор Е. В. КОРОТАЕВА
ответственный редактор
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2015. № 4
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Doctor of Pedagogy, Professor E. V. KOROTAEVA
Executive Editor
Candidate of Philology, Associate Professor M. B. VOROSHILOVA
Managing Editor
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
E. F. ZEER
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Абубакирова М. И.
Активизация мышления студентов вуза при обучении информационному поиску:
методологический подход динамического обучения .......................................................... 6
Галагузов А. Н.
Противоречия в профессиональной деятельности и подготовке социальных педагогов
в современных условиях ......................................................................................................... 12
Ермилов А. В.
Совершенствование индивидуально-личностных качеств курсантов вузов МЧС
России в процессе учебной практики на базе учебных и спасательных центров .......... 16
Гусейнова Е. Л.
Педагогические условия, способствующие развитию профессиональных компетенций
в самостоятельной работе студентов .................................................................................... 23
Ижденева И. В.
Роль ассоциативных ментальных карт в процессе обучения студентов
информатике ......................................................................................................................................... 29
Коротаева Е. В.
О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики
образования .............................................................................................................................. 38
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Бабинова Н. В.
Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности
детей старшего дошкольного возраста ................................................................................ 45
Бурухина А. Ф.
К проблеме формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного
возраста ..................................................................................................................................... 51
Бывшева М. В.
Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте
преемственности дошкольного и начального образования ............................................. 57
Виноградова А. В.
Формирование критического мышления школьников при проведении устной работы
по геометрии в старших классах ........................................................................................... 64
Воробьева Г. В.
Пропедевтика изучения элементов стохастики на уроках математики
в начальных классах ................................................................................................................ 70
Вохмина Ю. С.
Личностно ориентированные формы работы над ошибками на уроках русского языка
в 5 классе средней общеобразовательной школы .............................................................. 77
Галагузов А. Н., Галагузова М. А.
К вопросу о сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение
дезадаптированных подростков».......................................................................................... 85
Гусакова М. А.
Феномен субъектности в теории и практике педагогики ..................................................90
Зайцева Е. А., Коротаева Е. В.
Методика организации учебного диалога на уроках русского языка
в начальной школе: вопросы теории и практики .............................................................. 96
Макаров А. О.
Педагогические условия социально-педагогического сопровождения семейного
воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья ................................ 102
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 4
5
Петрачков К. В.
Педагогические условия формирования навыков исполнения учащимися
строевой песни ....................................................................................................................... 109
Тагильцева Н. Г.
Общее музыкальное образование: системность или событийность............................... 116
Шукшина Е. В.
Реализация инновационных подходов в воспитании культуры межнационального
общения у дошкольников .................................................................................................... 122
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Артемьева В. В.
Организационно-педагогические условия использования компьютерных программ
в обучении младших школьников ...................................................................................... 127
Колдунова И. Д.
Конструирование аналитико-синтетических задач по теории алгоритмов ................. 133
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Барковская Н. В.
Роль детской книги в семейном воспитании .................................................................... 140
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ..................................................................................................... 149
Стр.5