М. М. Кашапов
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению Психология
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
УДК 159.955(075.8)
ББК Ю945я73
К 31
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> К. Д. Ушинского
Кашапов, М. М. Формирование профессиоК 31 нального творческого мышления: учеб. пособие
/ М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. <...> Профессиональное мышление тогда служит средством познания и преобразования окружающего мира, потребностью, целью, ценностью и смыслом жизни человека, когда у профессионала формируется позитивное отношение к труду. <...> Творческое профессиональное мышление
не только проявляется, но и развивается в деятельности. <...> Представленный в пособии концептуальный аппарат позволяет ввести в психологический оборот такие понятия, как
«ситуативный и надситуативный уровень обнаружения проблемности», «профессиональная проблемная ситуация», «ситуативный и надситуативный тип профессионального мышления», «ситуативный и надситуативный стиль профессионального мышления». <...> Развитое, зрелое мышление профессионала проявляется в умении ставить производственные
цели, творчески решать профессиональные задачи, используя
знания, навыки, умения, полученные как и в учебной, так и в
профессиональной деятельности. <...> Профессиональное мышление рассматривается нами как высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения проблемности, выявления внешне
не заданных, скрытых свойств познаваемой и преобразуемой
действительности. <...> Творческое профессиональное мышление — это один из
видов мышления, характеризующийся созданием нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. <...> Образующиеся изменения касаются
мотивации, целей, оценок, смыслов выполняемой профессиональной деятельности. <...> Творческое профессиональное <...>
Формирование_профессионального_творческого_мышления_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
М. М. Кашапов
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению Психология
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
Стр.1
УДК 159.955(075.8)
ББК Ю945я73
К 31
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2013 года.
Рецензенты:
В. В. Знаков, доктор психологических наук, профессор,
главный научный сотрудник Института психологии РАН;
кафедра общей и социальной психологии
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
Кашапов, М. М. Формирование профессиоК
31
нального творческого мышления: учеб. пособие
/ М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
— Ярославль : ЯрГУ, 2013. — 136 с.
ISBN 978-5-8397-0931-7
Пособие посвящено теоретическим и практическим
вопросам формирования творческого профессионального
мышления, раскрывает основные его
характеристики. Основная цель пособия заключается
в обучении оптимальным стратегиям формирования
творческого профессионального мышления.
Предназначено для студентов, обучающихся
по направлению 030300.68 Психология (дисциплина
«Формирование профессионального творческого
мышления», цикл М2), очной формы обучения.
ISBN 978-5-8397-0931-7
УДК 159.955(075.8)
ББК Ю945я73
© ЯрГУ, 2013
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..................................................................................3
Глава I. Психологическая характеристика
творческого профессионального мышления ..............................5
Глава II. Определение и диагностика единицы
творческого профессионального мышления ............................28
Глава III. Динамические характеристики
творческого профессионального мышления ............................46
Глава IV. Событийность мышления
как ресурс развития личности ....................................................56
Глава V. Абнотивность педагога
как средство формирования креативности ..............................75
Глава VI. Надситуативность как основа
творческого профессионального мышления ............................93
Глава VII. Содержание
психолого-педагогической программы совершенствования
творческого мышления профессионала «КРЕАТИВ» ......... 108
Контрольные задания ........................................................ 127
Литература ......................................................................... 131
135
Стр.135