Ф.В. Шарипов
МЕНЕДЖМЕНТ ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения
по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
l%“*"= • k%г%“ • 2014
УДК 378
ББК 88.4
Ш25
Серия основана в 2003 году
Рецензенты <...> Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы менеджмента
общего и профессионального образования, сущность и структура управленческой
деятельности, методы и стиль руководства. <...> Особое внимание уделено лидерству,
учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов
в коллективе. <...> Освещены проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательного учреждения. <...> Значение управленческой компетентности
в деятельности руководителей и преподавателей .................15 <...> В нем раскрываются предмет и
задачи, функции и принципы педагогического менеджмента, сущность и структура управленческой деятельности, требования к руководителю образовательного учреждения, его взаимоотношения с
сотрудниками, методы и стиль руководства. <...> Рассматриваются проблемы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, мотивации труда преподавателей, сотрудников и студентов, учебно-педагогического сотрудничества и деловой
коммуникации в образовательном учреждении. <...> Значение управленческой компетентности в деятельности руководителей и преподавателей <...> Связи менеджмента в сфере образования с другими науками <...> Предмет менеджмента общего и профессионального
образования
Педагогический менеджмент как прикладная наука возник на
базе двух дисциплин – педагогики и менеджмента. <...> Предмет менеджмента общего и профессионального образования
11
ных отношениях. <...> Педагогический менеджмент – комплекс принципов <...>
Менеджмент_общего_и_профессионального_образования.pdf
Ф.В. Шарипов
МЕНЕДЖМЕНТ ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения
по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
l%“*"= • k%г%“ • 2014
Стр.1
УДК 378
ББК 88.4
Ш25
Серия основана в 2003 году
Рецензенты
К.Ш. Ахияров, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования
С.Е. Матушкин, доктор педагогических наук, профессор
Ш25
Шарипов Ф.В.
Менеджмент общего и профессионального образования: учеб. пособие
/ Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2014. – 432 с. – (Новая университетская
библиотека).
ISBN 978-5-98704-750-7
Изложен курс теории и практики управления системой образования на разных
уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы менеджмента
общего и профессионального образования, сущность и структура управленческой
деятельности, методы и стиль руководства. Дан анализ государственной системы
образования и образовательного учреждения как объектов управления. Рассмотрены
основные функции мотивации педагогической деятельности, структура
профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологическая
характеристика педагогического коллектива. Особое внимание уделено лидерству,
учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов
в коллективе. Освещены проблемы планирования и организации образовательного
процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством
образования и персоналом образовательного учреждения.
Для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по направлению
подготовки «Менеджмент». Может использоваться в учебном процессе по педагогическим
направлениям и специальностям, а также при повышении квалификации
и переподготовке педагогических кадров. Представляет интерес для исследователей
проблем менеджмента в социальной сфере.
УДК 378
ББК 88.4
ISBN 978-5-98704-750-7
© Шарипов Ф.В., 2014
© Логос, оформление, 2014
Редактор Ю.П. Голобокова
Корректор Т.Б. Слизун
Компьютерная верстка Т.В. Клейменова
Оформление А.М. Моисеева
Издательская группа «Логос»
111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31
Тел.: (495) 981-51-12; Электронная почта: universitas@mail.ru
Подписано в печать 09.06.2014. Формат 60х90/16. Объем 27 печ.л. Тираж 1000 экз.
www.logosbook.ru
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .....................................................................................................7
Глава 1. Предмет и задачи менеджмента общего
и профессионального образования ...........................................................10
1.1. Предмет менеджмента общего и профессионального
образования ............................................................................10
1.2. Цель и задачи менеджмента общего
и профессионального образования .......................................13
1.3. Значение управленческой компетентности
в деятельности руководителей и преподавателей .................15
1.4. Связи менеджмента в сфере образования с другими
науками ..................................................................................17
Глава 2. Теоретические основы менеджмента общего
и профессионального образования ...........................................................21
2.1. Понятие, виды и структура деятельности .............................21
2.2. Сущность и структура управленческой деятельности ..........25
2.3. Функции управления в образовательном учреждении .........29
2.4. Принципы менеджмента общего и профессионального
образования ............................................................................35
2.5. Методы и стиль руководства ..................................................38
2.6. Ситуационные подходы к руководству .................................42
Глава 3. Государственная система образования России ...........................47
3.1. Состояние системы образования ...........................................47
3.2. Проблемы системы образования ...........................................51
3.3. Концепции развития образования ........................................55
3.4. Государственная система управления образованием ...........61
3.5. Болонский процесс как интеграция высшего образования
России в европейское образовательное пространство .........64
Глава 4. Образовательное учреждение как объект управления ................70
4.1. Классификация и предназначение образовательных
учреждений ............................................................................70
4.2. Общеобразовательная школа как объект управления ..........77
Стр.3
4
Оглавление
4.3. Организация системы управления образовательным
учреждением ..........................................................................83
4.4. Кафедра в системе управления образовательным
учреждением ..........................................................................90
Глава 5. Руководитель учебного заведения как субъект
управления ................................................................................................95
5.1. Структура личности руководителя ........................................95
5.2. Особенности деятельности руководителя
образовательной организации .............................................102
5.3. Лидерство и власть ...............................................................110
5.4. Взаимоотношения руководителя и сотрудников ................114
5.5. Стресс в профессиональной деятельности руководителя
и способы его преодоления .................................................119
Глава 6. Преподаватель как субъект педагогической
деятельности ..........................................................................................129
6.1. Общая характеристика деятельности преподавателя .........129
6.2. Основные функции педагогической деятельности.............135
6.3. Мотивация педагогической деятельности ..........................140
6.4. Профессиональная компетентность преподавателя ...........145
6.5. Педагогическое мастерство преподавателя .........................158
Глава 7. Образовательный процесс как объект управления ...................166
7.1. Структура образовательного процесса ................................166
7.2. Определение целей образования .........................................171
7.3. Планирование содержания образования ............................180
7.4. Технологический компонент образовательного
процесса ...............................................................................187
7.5. Контрольно-оценочный компонент образования ..............215
Глава 8. Управление учебно-познавательной деятельностью
учащихся ................................................................................................225
8.1. Характеристика субъекта учебно-познавательной
деятельности ........................................................................225
8.2. Учебно-познавательная деятельность учащихся
как объект управления .........................................................232
8.3. Место учебной задачи в учебно-познавательной
деятельности ........................................................................235
Стр.4
Оглавление
5
8.4. Мотивация учебно-познавательной деятельности .............239
8.5. Учебно-исследовательская деятельность студентов ...........244
Глава 9. Управление самостоятельной работой учащихся .....................253
9.1. Значение и сущность самостоятельной работы ..................253
9.2. Планирование и организация самостоятельной работы ....258
9.3. Особенности управления самостоятельной работой
учащихся ...............................................................................263
9.4. Методическое обеспечение самостоятельной работы ........269
Глава 10. Педагогический коллектив как объект управления ................275
10.1. Малая группа как социально-психологический
феномен ................................................................................275
10.2. Социально-психологическая характеристика
педагогического коллектива ................................................278
10.3. Социально-психологический климат в коллективе..........281
10.4. Конфликты в коллективе и способы их разрешения ........285
Глава 11. Сотрудничество и общение преподавателей
и учащихся .............................................................................................293
11.1. Общая характеристика учебного сотрудничества .............293
11.2. Сущность и основные характеристики общения ..............299
11.3. Функции и стиль педагогического общения .....................301
11.4. Приемы и формы педагогического общения ....................306
11.5. Барьеры общения и способы их устранения .....................317
Глава 12. Управленческая этика ............................................................324
12.1. Этика как наука о нравственности ....................................324
12.2. Основные понятия этики и задачи воспитания
учащихся ...............................................................................327
12.3. Этика руководителя образовательного учреждения .........333
12.4. Деловой этикет ...................................................................336
Глава 13. Менеджмент качества образования ........................................341
13.1. Понятие о качестве образования .......................................341
13.2. Система управления качеством образования ....................347
13.3. Мониторинг качества образования ...................................355
13.4. Диагностика качеств личности студента ...........................363
13.5. Диагностика качеств личности и деятельности
специалиста ..........................................................................371
Стр.5
6
Оглавление
Глава 14. Принятие управленческих решений ........................................378
14.1. Сущность и особенности управленческих решений .........378
14.2. Типология и характеристика управленческих
решений ................................................................................384
14.3. Процесс подготовки и принятия управленческого
решения ................................................................................390
14.4. Методы решения управленческих задач ............................397
Глава 15. Управление персоналом в образовательном
учреждении .............................................................................................404
15.1. Система управления персоналом организации .................404
15.2. Подбор и расстановка кадров ............................................408
15.3. Повышение квалификации педагогических
работников ...........................................................................411
15.4. Профессиональная и социально-психологическая
адаптация новых сотрудников .............................................416
15.5. Оценка и аттестация педагогических работников ............420
Литература .............................................................................................428
Стр.6