Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Менеджмент общего и профессионального образования (1452,00 руб.)

0   0
Первый авторШарипов Ф. В.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц432
ID271808
АннотацияИзложен курс теории и практики управления системой образования на разных уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы менеджмента общего и профессионального образования, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. Дан анализ государственной системы образования и образовательного учреждения как объектов управления. Рассмотрены основные функции мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологическая характеристика педагогического коллектива. Особое внимание уделено лидерству, учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов в коллективе. Освещены проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательного учреждения.
Кем рекомендованоСоветом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Менеджмент». Может использоваться в учебном процессе по педагогическим направлениям и специальностям, а также при повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров. Представляет интерес для исследователей проблем менеджмента в социальной сфере.
ISBN978-5-98704-750-7
УДК378
ББК88.4
Шарипов, Ф.В. Менеджмент общего и профессионального образования : учеб. пособие / Ф.В. Шарипов .— Москва : Логос, 2014 .— 432 с. — (Новая университетская библиотека) .— ISBN 978-5-98704-750-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/271808 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ф.В. Шарипов МЕНЕДЖМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») l%“*"= • k%г%“ • 2014 УДК 378 ББК 88.4 Ш25 Серия основана в 2003 году Рецензенты <...> Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы менеджмента общего и профессионального образования, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. <...> Особое внимание уделено лидерству, учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов в коллективе. <...> Освещены проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательного учреждения. <...> Значение управленческой компетентности в деятельности руководителей и преподавателей .................15 <...> В нем раскрываются предмет и задачи, функции и принципы педагогического менеджмента, сущность и структура управленческой деятельности, требования к руководителю образовательного учреждения, его взаимоотношения с сотрудниками, методы и стиль руководства. <...> Рассматриваются проблемы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, мотивации труда преподавателей, сотрудников и студентов, учебно-педагогического сотрудничества и деловой коммуникации в образовательном учреждении. <...> Значение управленческой компетентности в деятельности руководителей и преподавателей <...> Связи менеджмента в сфере образования с другими науками <...> Предмет менеджмента общего и профессионального образования Педагогический менеджмент как прикладная наука возник на базе двух дисциплин – педагогики и менеджмента. <...> Предмет менеджмента общего и профессионального образования 11 ных отношениях. <...> Педагогический менеджмент – комплекс принципов <...>
Менеджмент_общего_и_профессионального_образования.pdf
Ф.В. Шарипов МЕНЕДЖМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») l%“*"= • k%г%“ • 2014
Стр.1
УДК 378 ББК 88.4 Ш25 Серия основана в 2003 году Рецензенты К.Ш. Ахияров, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования С.Е. Матушкин, доктор педагогических наук, профессор Ш25 Шарипов Ф.В. Менеджмент общего и профессионального образования: учеб. пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2014. – 432 с. – (Новая университетская библиотека). ISBN 978-5-98704-750-7 Изложен курс теории и практики управления системой образования на разных уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы менеджмента общего и профессионального образования, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. Дан анализ государственной системы образования и образовательного учреждения как объектов управления. Рассмотрены основные функции мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологическая характеристика педагогического коллектива. Особое внимание уделено лидерству, учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов в коллективе. Освещены проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательного учреждения. Для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Менеджмент». Может использоваться в учебном процессе по педагогическим направлениям и специальностям, а также при повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров. Представляет интерес для исследователей проблем менеджмента в социальной сфере. УДК 378 ББК 88.4 ISBN 978-5-98704-750-7 © Шарипов Ф.В., 2014 © Логос, оформление, 2014 Редактор Ю.П. Голобокова Корректор Т.Б. Слизун Компьютерная верстка Т.В. Клейменова Оформление А.М. Моисеева Издательская группа «Логос» 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31 Тел.: (495) 981-51-12; Электронная почта: universitas@mail.ru Подписано в печать 09.06.2014. Формат 60х90/16. Объем 27 печ.л. Тираж 1000 экз. www.logosbook.ru
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .....................................................................................................7 Глава 1. Предмет и задачи менеджмента общего и профессионального образования ...........................................................10 1.1. Предмет менеджмента общего и профессионального образования ............................................................................10 1.2. Цель и задачи менеджмента общего и профессионального образования .......................................13 1.3. Значение управленческой компетентности в деятельности руководителей и преподавателей .................15 1.4. Связи менеджмента в сфере образования с другими науками ..................................................................................17 Глава 2. Теоретические основы менеджмента общего и профессионального образования ...........................................................21 2.1. Понятие, виды и структура деятельности .............................21 2.2. Сущность и структура управленческой деятельности ..........25 2.3. Функции управления в образовательном учреждении .........29 2.4. Принципы менеджмента общего и профессионального образования ............................................................................35 2.5. Методы и стиль руководства ..................................................38 2.6. Ситуационные подходы к руководству .................................42 Глава 3. Государственная система образования России ...........................47 3.1. Состояние системы образования ...........................................47 3.2. Проблемы системы образования ...........................................51 3.3. Концепции развития образования ........................................55 3.4. Государственная система управления образованием ...........61 3.5. Болонский процесс как интеграция высшего образования России в европейское образовательное пространство .........64 Глава 4. Образовательное учреждение как объект управления ................70 4.1. Классификация и предназначение образовательных учреждений ............................................................................70 4.2. Общеобразовательная школа как объект управления ..........77
Стр.3
4 Оглавление 4.3. Организация системы управления образовательным учреждением ..........................................................................83 4.4. Кафедра в системе управления образовательным учреждением ..........................................................................90 Глава 5. Руководитель учебного заведения как субъект управления ................................................................................................95 5.1. Структура личности руководителя ........................................95 5.2. Особенности деятельности руководителя образовательной организации .............................................102 5.3. Лидерство и власть ...............................................................110 5.4. Взаимоотношения руководителя и сотрудников ................114 5.5. Стресс в профессиональной деятельности руководителя и способы его преодоления .................................................119 Глава 6. Преподаватель как субъект педагогической деятельности ..........................................................................................129 6.1. Общая характеристика деятельности преподавателя .........129 6.2. Основные функции педагогической деятельности.............135 6.3. Мотивация педагогической деятельности ..........................140 6.4. Профессиональная компетентность преподавателя ...........145 6.5. Педагогическое мастерство преподавателя .........................158 Глава 7. Образовательный процесс как объект управления ...................166 7.1. Структура образовательного процесса ................................166 7.2. Определение целей образования .........................................171 7.3. Планирование содержания образования ............................180 7.4. Технологический компонент образовательного процесса ...............................................................................187 7.5. Контрольно-оценочный компонент образования ..............215 Глава 8. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся ................................................................................................225 8.1. Характеристика субъекта учебно-познавательной деятельности ........................................................................225 8.2. Учебно-познавательная деятельность учащихся как объект управления .........................................................232 8.3. Место учебной задачи в учебно-познавательной деятельности ........................................................................235
Стр.4
Оглавление 5 8.4. Мотивация учебно-познавательной деятельности .............239 8.5. Учебно-исследовательская деятельность студентов ...........244 Глава 9. Управление самостоятельной работой учащихся .....................253 9.1. Значение и сущность самостоятельной работы ..................253 9.2. Планирование и организация самостоятельной работы ....258 9.3. Особенности управления самостоятельной работой учащихся ...............................................................................263 9.4. Методическое обеспечение самостоятельной работы ........269 Глава 10. Педагогический коллектив как объект управления ................275 10.1. Малая группа как социально-психологический феномен ................................................................................275 10.2. Социально-психологическая характеристика педагогического коллектива ................................................278 10.3. Социально-психологический климат в коллективе..........281 10.4. Конфликты в коллективе и способы их разрешения ........285 Глава 11. Сотрудничество и общение преподавателей и учащихся .............................................................................................293 11.1. Общая характеристика учебного сотрудничества .............293 11.2. Сущность и основные характеристики общения ..............299 11.3. Функции и стиль педагогического общения .....................301 11.4. Приемы и формы педагогического общения ....................306 11.5. Барьеры общения и способы их устранения .....................317 Глава 12. Управленческая этика ............................................................324 12.1. Этика как наука о нравственности ....................................324 12.2. Основные понятия этики и задачи воспитания учащихся ...............................................................................327 12.3. Этика руководителя образовательного учреждения .........333 12.4. Деловой этикет ...................................................................336 Глава 13. Менеджмент качества образования ........................................341 13.1. Понятие о качестве образования .......................................341 13.2. Система управления качеством образования ....................347 13.3. Мониторинг качества образования ...................................355 13.4. Диагностика качеств личности студента ...........................363 13.5. Диагностика качеств личности и деятельности специалиста ..........................................................................371
Стр.5
6 Оглавление Глава 14. Принятие управленческих решений ........................................378 14.1. Сущность и особенности управленческих решений .........378 14.2. Типология и характеристика управленческих решений ................................................................................384 14.3. Процесс подготовки и принятия управленческого решения ................................................................................390 14.4. Методы решения управленческих задач ............................397 Глава 15. Управление персоналом в образовательном учреждении .............................................................................................404 15.1. Система управления персоналом организации .................404 15.2. Подбор и расстановка кадров ............................................408 15.3. Повышение квалификации педагогических работников ...........................................................................411 15.4. Профессиональная и социально-психологическая адаптация новых сотрудников .............................................416 15.5. Оценка и аттестация педагогических работников ............420 Литература .............................................................................................428
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.