Учредитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский
государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Журнал имеет целью обсуждение и пропаганду научных исследований, посвященных
актуальным вопросам теории и практики образования:
• разработке методологических оснований исследований, проектирования и реализации
образовательного процесса;
• непрерывности, целостности образования в единстве его базового и дополнительного
компонентов, формальной, неформальной и информальной составляющих, образования как
целостности воспитания и обучения;
• международному сотрудничеству в сфере образования;
• обеспечению и измерению качества образовательного процесса.
Редакционная коллегия серии:
И.О. Котлярова, д.п.н., проф. (отв. редактор);
Г.Н. Сериков, д.п.н., проф. (зам. отв. редактора);
Л.В. Астахова, д.п.н., проф.;
Г. Дин, д. филос., проф.
(Китайская Народная Республика);
Н.П. Ким, д.п.н., проф. (Республика Казахстан);
В.В. Лихолетов, д.п.н., проф.;
И.В. Резанович, д.п.н., проф.;
Т.Н. Третьякова, д.п.н., проф.;
М.А. Волкова, к.п.н., доцент (отв. секретарь)
Стр.1
South Ural State University
The journal is targeted at the discussion and dissemination of the important research conducted in the
theory and practice of education:
• methodological grounds of research, design and implementation of the educational process;
• continuity and integrity of education in terms of its basic and additional components, formal and
informal components, education as the integrity of upbringing and training;
• international cooperation in the field of education;
• ensuring and measuring the quality of the educational process.
Editorial Board:
I.O. Kotlyarova, Doctor of Pedagogy, Professor (executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk,
Russian Federation;
G.N. Serikov, Doctor of Pedagogy, Professor (deputy executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk,
Russian Federation;
L.V. Astakhova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
G. Ding, Doctor of Philosophy, Professor, Hebei Vocational college of Foreign Languages, Qinhuangdao, People's
Republic of China;
N.P. Kim, Doctor of Pedagogy, Professor, A. Baitursynov Kostanai State University, Kostanay, Republic of
Kazakhstan;
V.V. Likholetov, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
I.V. Rezanovich, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
T.N. Tretyakova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
M.A. Volkova, Candidate of Pedagogy, Assistant professor (executive secretary), South Ural State University,
Chelyabinsk, Russian Federation
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ............................................................................................ 5
ИНФОРМАЦИЯ
Организация многопрофильной инженерной олимпиады школьников «Будущее России» по
направлению «Машиностроение». Цели, задачи, критерии оценки проектов ........................... 6
О международной научно-практической конференции «Человекоориентированное управление
сбережением личных энергоресурсов участников образования» в ЮУрГУ ....................... 10
Участие ученых ЮУрГУ в международной научной конференции ICOLLE 2014 ................... 14
ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕЛИСЕЕВА Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника
как педагогический феномен ................................................................................................................ 16
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕРИКОВ Г.Н. Социально значимые аспекты самоопределения личности .............................. 27
БУРОВ К.С. Содержание взаимодействия субъектов профориентационной деятельности ..... 33
ТЯГУНОВА Ю.В. Развитие человеческих ресурсов в образовательно-научном процессе
университета ..................................................................................................................................... 41
ЛОГИНОВСКИЙ А.Н., ХМАРОВА Л.И. Задание «Графическая модель автомобиля» как
средство развития творческих способностей студентов в курсе начертательной геометрии ... 50
КОЗЛОВА Т.В. Интернет-сервисы в профессиональной деятельности преподавателя вуза ... 58
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОТЛЯРОВА И.О., ВОЛОШИНА И.А., АНКУДИНОВ Е.М. Опыт Чехии в реализации программ
дополнительного профессионального образования управленческих и технических
кадров в сфере энергосбережения .................................................................................................. 64
ВОЛЧЕНКОВА К.Н., КАРЕЛИНА Т.А. Педагогическая модель содействия развитию иноязычной
коммуникативной компетентности профессорско-преподавательского состава университета
как ресурса международной деятельности ................................................................... 72
БЕЛКИНА О.В., ДМИТРУСЕНКО И.Н., КРАВЦОВА Е.В. Особенности применения коммуникативного
подхода при обучении иностранному языку взрослых слушателей ................ 79
КУДРЯВЦЕВ Ю.М., КАЗАКОВА У.А. Профессиональная психолого-педагогическая переподготовка
преподавателей вузов как средство развития их личностно-профессиональных
ресурсов ............................................................................................................................................. 85
МЕШКОВ А.Ю. Группы методов формирования корпоративной культуры ............................. 92
ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ МИРА
МЭН С. Использование компетенций нововведений в области менеджмента туризма для
проектирования и оценивания результатов образовательного процесса бакалавриантов ........ 103
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
КОБЗЕВА В.В. Графическая компетенция как составляющая профессиональной компетентности
будущих техников-программистов ...................................................................................... 112
ВАСИЛЕНКО И.Н. Формирование готовности будущих техников-электриков к обеспечению
соблюдения правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных
работ ..................................................................................................................................... 121
2014, том 6, № 4
Издательский центр ЮУрГУ, 2014
3
Стр.3