20, № 2, 2014 О нормировке в курсе общей физики 25 УДК 531.8; 539.1; 537; 535 О нормировке в курсе общей физики Владимир Иванович Николаев, Татьяна Андреевна Бушина Московский Государственный Университет им. <...> М.В. Ломоносова, физический факультет; email: bushina@rambler.ru Обсуждаются примеры применения процедуры нормировки из различных разделов курса общей физики. <...> Показано, что во всех случаях нормировка – это устранение неоднозначности в количественном выражении физической величины. <...> Ключевые слова: нормировка, курс общей физики, потенциальная энергия, гравитационный потенциал, вероятность, энтропия, температура, электростатический потенциал, векторный потенциал, шкала твердости, музыкальная шкала. <...> Одно из главнейших требований к физической терминологии – ее удобство для пользователя, в роли которого выступают школьник или студент. <...> Есть, однако, надежда на то, что одновременное рассмотрение сразу нескольких основных случаев нормировки поможет пониманию каждого из них. <...> Следует различать цель нормировки и способ достижения этой цели. <...> Как будет видно из дальнейшего, цель нормировки – устранение имеющейся неоднозначности в количественном выражении той или иной величины. <...> В ходе обсуждения будем всякий раз обращать внимание на то, в чем проявляется устраняемая неоднозначность и в чем состоит так называемый выбор. <...> Начнем с определения этого понятия в механике: потенциальная энергия системы – это величина, измеряемая той работой, которую система может совершить, изменяя свою конфигурацию. <...> Нормировка потенциальной энергии системы – это выбор ее конфигурации, при которой потенциальная энергия 26 В.И. Николаев, Т.А. Бушина принимается равной нулю. <...> Можно: нормировка потенциальной энергии системы – это выбор ее конфигурации. <...> Обратим внимание на то, что в данном примере нормировка – это устранение неоднозначности (в количественном определении потенциальной энергии). <...> Гравитационным потенциалом данной точки пространства <...>