УДК 371.90 (05) ISSN 1999-6993
ББК Ч-430
С71
Учредители:
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
Институт специального образования
50 лет
Институту специального
образования
Научно-методический журнал «Специальное
образование» включен в «Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов и
изданий, в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней
доктора и кандидата наук», Высшей аттестационной
комиссии Министерства образования
и науки Российской Федерации.
Главный редактор: кандидат педагогических наук, профессор И. А. ФИЛАТОВА
Заместитель главного редактора:
доктор филологических наук, профессор А. В. КУБАСОВ
Члены редакционной коллегии:
кандидат педагогических наук, профессор О. В. АЛМАЗОВА
доктор психологических наук, профессор Н. С. ГЛУХАНЮК
доктор педагогических наук, профессор А. А. ДМИТРИЕВ
доктор педагогических наук, профессор М. Н. ДУДИНА
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
профессор Т. ОЧИАИ
кандидат педагогических наук, профессор З. А. РЕПИНА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
Технические редакторы: Т. Р. ТЕНКАЧЕВА, Н. С. ИСАКОВА
Выпускающий редактор: доктор филологических наук,
профессор А. В. КУБАСОВ
Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО
С71 «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2014. —
№ 3. — 153 c.
ISSN 1999-6993
Журнал зарегистрирован в Париже в Международном регистрационном каталоге
Журнал зарегистрирован Министерством по делам печати, телевидения и средств массовой
коммуникации Российской Федерации
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫПУСК 3 (35)
Гарнитура «Times». Печать на ризографе. Усл. печ. л. 9,0. Уч.-изд. л. 8,9. Тираж 500 экз. Заказ 4443.
© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2014
© Специальное образование, 2014
Подписано в печать 29.09.2014. Формат 60×84 1/16. Бумага для множ. аппаратов.
Стр.1
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
Институт специального образования
50 лет
Институту специального
образования
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
SPECIAL EDUCATION
3 (35) ` 2014
Chief Editor:
I. A. FILATOVA, Ph.D., Prof.
Deputy Editor:
A. V. KUBASOV, Dr., Prof.
Editorial board:
O. V. ALMAZOVA, Ph.D., Prof.
N. S. GLUHANYUK, Dr. of Psychology, Prof.
A. A. DMITRIEV, Ed.D., Prof.
M. N. DUDINA, Ed.D., Prof.
B. M. IGOSHEV, Ed.D., Prof.
T. OCHIAI, Prof.
Z. A. REPINA, Ph.D., Prof.
A. P. CHUDINOV, Dr., Prof.
Technical Editor: T. R. TENKACHEVA, N. S. ISAKOVA
Executive: A. V. KUBASOV, Dr., Prof.
Ekaterinburg 2014
Стр.2
Номер журнала посвящается 50-летию
Института специального образования
Уральского государственного
педагогического университета
СОДЕРЖАНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Белявский Б. В., Кокшунова Л. Е.
Москва, Россия
Содержание и организация
конкурса профессионального мастерства
для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида .............. 6
Дмитриев А. А.
Тюмень, Россия
Структурные характеристики
социально-личностных компетенций детей
с ограниченными возможностями здоровья
как оценочные критерии качества специального образования ............. 12
Зак Г. Г., Кубасов А. В.
Екатеринбург, Россия
Сергеева Н. В.
Карпинск, Россия
Индивидуальный маршрут развития
графомоторных навыков у учащихся с синдромом Дауна ..................... 21
Зволейко Е. В.
Чита, Россия
Характеристика условий получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
(на примере задержки психического развития) ........................................ 31
Калашникова Т. П., Анисимов Г. В., Терво С. О., Ястребова А. В.
Пермь, Россия
Влияние аденотонзиллярной патологии
на когнитивные процессы
и структуру сна у детей дошкольного возраста......................................... 43
Специальное образование. 2014. № 3
3
Стр.3
Коробкова О. Ф.
Екатеринбург, Россия
Этикетно-речевые навыки как составная часть
коммуникативной и «жизненной» компетенции
младших школьников с нарушением интеллекта .................................... 51
Мухина А. А., Дроздов А. З., Коган Б. М.
Москва, Россия
Использование приемов сенсомоторной коррекции
при реабилитации детей с синдромом Дауна ............................................. 63
Панина В. С.
Москва, Россия
Роль речи в становлении произвольной регуляции
деятельности детей младшего школьного возраста
с нарушениями слуха...................................................................................... 71
Приходько О. Г., Кондрашова А. А.
Москва, Россия
Социальное развитие детей
с ограниченными возможностями здоровья .............................................. 83
Репина З. А.
Екатеринбург, Россия
Теоретические представления о роли речевых кинестезий
для развития фонематических процессов
(звукоразличения и фонематического анализа) ........................................ 94
Трубникова Н. М.
Екатеринбург, Россия
Коррекционная работа
по преодолению трудностей освоения чтения
у младших школьников
с детским церебральным параличом
и умственной отсталостью ............................................................................ 99
Христолюбова Л. В., Цыганкова А. В.
Екатеринбург, Россия
Лингвистический компонент в специальном (коррекционном)
образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.......... 108
Чарыкова А. А., Павлова Н. Н., Лазуренко С. Б.
Москва, Россия
Особенности становления предметных действий
у детей первого года жизни
с функциональными нарушениями здоровья ......................................... 115
4
Специальное образование. 2014. № 3
Стр.4
Шарипова Н. Ю., Орлова О. С.
Москва, Россия
Словообразовательный анализ как отражение
метаязыкового потенциала школьников с дизорфографией ............... 130
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Быстров А. Е.
Киев, Украина
Психологические факторы
возникновения виктимного поведения
у подростков c ограниченными
интеллектуальными возможностями ........................................................ 139
ПРИГЛАШАЕМ НА УЧЕБУ ................................................................................. 150
Специальное образование. 2014. № 3
5
Стр.5