ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2014. № 4
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
доктор педагогических наук, профессор Е. А. КАЗАЕВА
ответственный редактор
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2014. № 4
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Doctor of Pedagogy, Professor E. A. KAZAEVA
Executive Editor
Candidate of Philology, Associate Professor M. B. VOROSHILOVA
Managing Editor
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
E. F. ZEER
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Давидович Н., Демьянов Е. И., Лобова Е. В., Прямикова Е. В.
Стратегии вузов в обеспечении качества высшего образования ....................................... 7
Исхаков Р. Х.
Практика как основа формирования
профессиональной мобильности студентов вуза ............................................................... 17
Казаева Е. А.
Использование в образовательном процессе вуза партисипативных методов развития
гражданской позиции будущих педагогов .......................................................................... 22
Камышева О. С.
Проблемы систематизации и анализа музыкальных метафор на занятиях
по интерпретации текста в педагогическом вузе ............................................................... 27
Каретко М. И.
Теоретические предпосылки создания методики формирования вокально-слуховых
навыков будущего педагога-музыканта ............................................................................... 32
Лидак Л. В., Мухортова Т. А.
Педагогическая модель формирования социальной компетентности муниципальных
служащих .................................................................................................................................. 36
Янченко И. В.
Диагностика сформированности карьерной компетентности студентов
в профессиональном образовании ....................................................................................... 42
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Буркова Е. М.
Внедрение технологии модульного обучения в практику школы ................................... 47
Королева С. В.
Мониторинг качества образовательных услуг как механизм оценки качества
дошкольного образования ..................................................................................................... 53
Костоусов Н. С., Терентьев В. В.
Теоретические положения концепции кадетского образования .................................... 57
Кулакова Н. О.
Педагогические условия формирования информационно-образовательной среды
современного колледжа ......................................................................................................... 63
Красильникова Н. А., Тиханова К. Д.
Полилог культур в обучении иностранному языку как средство формирования
толерантности .......................................................................................................................... 66
Майоров А. Б.
Системообразующие факторы менеджмента обучения и воспитания студентов
учреждения среднего профессионального образования .................................................. 77
Никитина Е. Ю., Рюб В. Ю.
Методические аспекты применения системы дифференцированных языковых задач
при формировании учебно-научной речи младших школьников ................................. 80
Петрова Л. В.
Воспитание у старших школьников стремления к здоровому образу жизни ................ 86
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Байлук В. В.
Устноречевая коммуникативная самореализация личности ...........................................90
Беляева М. А.
Трансляция репродуктивной культуры в современном российском обществе ............ 97
Стр.4
5
Богдан Е. С., Гузич М. Э.
Мониторинг качества психологического сопровождения профессионального
самоопределения в учебных заведениях города Сургута ................................................ 105
Бреева М. В., Вылегжанина И. А.
Риски психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного
процесса в вузе ....................................................................................................................... 110
Водяха С. А.
Внутренняя мотивация как предиктор психологического благополучия современных
подростков ............................................................................................................................... 114
Дорохова Т. С.
К вопросу о профессиональной самореализации социальных педагогов .................... 120
Иванищева А. С., Сыманюк Э. Э.
Сравнительный анализ стратегий преодолевающего поведения студентов ............... 124
Красильникова Н. А., Упорова Д. С.
Взаимообучение и самообразование как средства реализации требований новых
ФГОС в процессе изучения языка ....................................................................................... 129
Левит Л. З.
Что же такое счастье: опыт трех исследований ................................................................ 139
Леоненко Н. О.
Смысловая регуляция в психологической структуре жизнестойкости студентов
педагогического вуза ............................................................................................................. 149
Лихачева Е. В.
Билингвизм как условие успешной самореализации личности в современном мире
коммуникаций ....................................................................................................................... 155
Онучина А. В.
Развитие субъектности обучающихся в условиях формального и неформального
образования ............................................................................................................................ 159
Шлюндт С. А.
Эколого-аксиологические основания развития личности в современном обществе ...... 164
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Анохина Г. М.
Модернизация модели образовательного процесса в школе и педвузе в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ............ 167
Оспенников А. А., Оспенникова Е. В.
Система методов обучения в контексте современных представлений о структуре
образовательной среды......................................................................................................... 172
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Газейкина А. И., Кувина А. С.
Обучение информатике в школе на основе познавательного сотрудничества
средствами облачных технологий ...................................................................................... 180
Грибан О. Н.
Использование новых информационных технологий в процессе обучения:
опыт и перспективы .............................................................................................................. 185
Гридин С. В.
Подготовка старшеклассников к межкультурному взаимодействию в электронной
информационно-образовательной среде........................................................................... 190
Коробов Д. В.
Инновационные информационные технологии в образовательном процессе ........... 195
Роберт И. В.
Перспективные научные исследования, определяющие развитие информатизации
образования ............................................................................................................................ 199
Стр.5
6
ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Галагузова М. А.
Социальная педагогика в России: история и современность .........................................205
Герт В. А.
Индивидуальность и индивидуализация человека ........................................................ 209
Франц С. В.
Позитивная теория искусства в изложении А. В. Луначарского ................................... 215
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конюхова Е. Ю., Ларионова И. А.
Воспитание и раннее развитие нормально видящих детей незрячими родителями:
проблемы и пути решения ................................................................................................... 222
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Леонгардт В. А., Усачева Н. В.
Финансово-экономическое обеспечение управления деятельностью университета ....... 226
Новодворская Н. Б.
Особенности развития управленческой культуры менеджеров неправительственных
организаций ........................................................................................................................... 233
ДИСКУССИИ
Бадьина Т. А., Хорошавин Л. Б.
Воспитание инженерных кадров в России ........................................................................ 237
Лобут А. А., Морозов Г. Б., Тулянкина И. Н.
Концепция «поддержки» развития педагогического образования как фактор
его ускоренной ликвидации ............................................................................................... 240
РЕЦЕНЗИИ
Дуранов М. Е., Литвак Р. А.
Понятийный аспект методологии педагогического исследования ............................... 249
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ................................................................................. 252
Стр.6
252
Информация для авторов
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к рассмотрению статьи,
соответствующие тематике журнала и ранее не публиковавшиеся. Все статьи рецензируются
независимыми экспертами. Окончательное решение о публикации принимает редколлегия
журнала. В случае отказа в публикации редакция направляет автору мотивированный отказ.
Плата за публикацию с аспирантов не взимается.
С 2012 г. все присылаемые материалы обрабатываются в системе «АНТИПЛАГИАТ». В случае
заимствования чужих идей без указания источника цитирования в соответствии с принятыми в
научном сообществе нормами статьи возвращаются авторам.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен быть
выполнен в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем текста
— 8-12 страниц (≈ 20 000 знаков с пробелами); формат страницы — А4; гарнитура — Times
New Roman; размер кегля — 14; межстрочный интервал — 1,5. Допустимые выделения — курсив,
полужирный.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных
форматах — AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не менее
300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п. вместе с
исходным файлом, содержащим данные.
Статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т. е. помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках:
1) фамилия, имя, отчество автора (авторов) полностью;
2) ученая степень, звание, должность;
полное и точное место работы; подразделение организации;
контактная информация (e-mail, почтовый домашний адрес с указанием индекса, почтовый
адрес организации с указанием индекса);
3) название статьи;
4) аннотация (250—300 знаков с пробелами);
5) ключевые слова (5—7 слов).
К статье прилагаются также индекс УДК, рубрика ГСНТИ и код ВАК.
Пронумерованный список литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки
на работы заключаются в квадратные скобки с указанием страницы при цитировании, например:
«Текст цитаты…» [24, с. 56]. Библиографическое описание оформляется по ГОСТ
Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Образцы
оформления представлены на сайте научных журналов УрГПУ journals.uspu.ru
(343) 235-76-03
Ворошилова Мария Борисовна
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 221
Стр.252
253
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2014. № 4
Редактор: кандидат филологических наук А. А. Баранова
Компьютерная верстка кандидата филологических наук А. А. Барановой
Подписано в печать 30.04.14. Формат 60×84/8.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Уч.-изд. л. 24,28. Усл. п. л. 31,63. Тираж 500 экз. Заказ №4369.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.253