1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2010. № 2
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ГОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте Уральского государственного
педагогического университета:
www.journal.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной
научной электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом
почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81955
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты
диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата
наук, Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства
образования и науки РФ
Педагогическое образование в России. 2010. № 2
E-mail: pedobraz@uspu.ru
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
доктор педагогических наук, профессор А. С. БЕЛКИН
заместители главного редактора
кандидат педагогических наук, профессор Т. А. СУТЫРИНА
ответственный редактор
Л. Н. ЛЕКСИНА
доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор философии, профессор
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор
выпускающий редактор
В. Г. БОЧАРОВА
ДЖ. ДАНН
Э. Ф. ЗЕЕР
(Москва, Россия)
(Глазго, Великобритания)
(Екатеринбург, Россия)
Е. В. КОРОТАЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
доктор философии, профессор
доктор философских наук, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
Э. ЛАССАН
Л. Я. РУБИНА
О. САНТА АНА
П. СЕРИО
Л. СТЕЙНОВ
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии, профессор
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Вильнюс, Литва)
(Екатеринбург, Россия)
(Лос-Анджелес, США)
(Лозанна, Швейцария)
(Копенгаген, Дания)
(Екатеринбург, Россия)
П. ЧЕРВИНЬСКИ (Катовице, Польша)
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
Педагогическое образование в России. 2010. № 2
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.2
3
Содержание
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Днепров С. А., Максяшин А. С.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА УРАЛА КАК ЗЕРКАЛО МОДЕРНИЗАЦИЙ XVIII—XX ВЕКОВ____6
Зорина Т. М.
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ XIX В. — «ЗА» И «ПРОТИВ»_______ 16
Мазурчук Н. И.
О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ УЧИТЕЛЯ
В КОНТЕКСТЕ МИССИОННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ __________ 23
Дорохова Т. С.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПЕРИОД XVIII — XIX ВВ. _____________ 29
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Бодряков В. Ю., Нигматуллина Е. Н., Фомина Н. Г.
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-МАТЕМАТИКОВ:
ПРОБЛЕМАТИКА УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ______________________ 36
Ложкова Г. М., Маняпова Е. В.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ___________________________ 43
Темина С. Ю.
ТРАКТОВКА И СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПРОБЛЕМНЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ _______________________________ 51
Луткин С. С.
ОСМЫСЛЕНИЕ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ________________________________________ 57
Рубина Л. Я., Айрапетова С. Н., Пацук А. С.
СОВРЕМЕННАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
И ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТЫ _____________________________________ 64
Зимина И. С.
СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ ИНИЦИАЦИИ
В ПРОЦЕССЕ ВЗРОСЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ_________________________ 75
Педагогическое образование в России. 2010. № 2
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.3
4
Мурзина И. Я.
ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА___________________ 83
Днепрова Т. П.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ»,
«ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
И «МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ» _____________________88
Галагузов А. Н.
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ _______________________________99
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Сигнаевская О. Р.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
(ПО МАТЕРИАЛАМ V РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО КОНГРЕССА.
НОВОСИБИРСК, 2009) _______________________________________ 104
Деньгина М. В.
ПРИНЦИП САМОВЫРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ:
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ______________________ 112
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Роголев А. Л.
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
В СИСТЕМЕ ЕГО ОТНОШЕНИЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ И ИНТОЛЕРАНТНОСТИ _______________________ 119
Фролова С. Л.
ИННОВАЦИОННОЕ ПОНИМАНИЕ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА
КАК ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА ____________________ 122
Бодряков В. Ю., Торопов А. П., Фомина Н. Г.
АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ КАК ПРОГНОЗ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА___________________________ 130
Педагогическое образование в России. 2010. № 2
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.4
5
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Ермолова Е. А., Зверева Ю. Н., Морозов Г. Б.
НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ
КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ_________________________ 141
Морозов Г. Б.
КОРРУПЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: МИФЫ И РЕАЛИИ НОРМАТИВНОГО
ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА _____________________________________ 149
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Маняпова Е. В.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ______________________ 160
Знайкина К. Л.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРВЬЮ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
ПСИХОЛОГИИ_____________________________________________ 168
Чиркина Д. В.
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЕВОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ _______________________________________________ 173
Бунаков С. М., Сутырина Т. А.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ___ 179
Рецензии________________________________________________ 186
Белкин А. С.
РЕЦЕНЗИЯ на учебное пособие М. Н. Дудиной
«История педагогики: диалог парадигм» ________________________________187
Левитан К. М.
РЕЦЕНЗИЯ на книгу М. Н. Дудиной, Т. Б. Загоруля
«Андрагогика и педагогика: проблемы преемственности и взаимосвязи» _________190
Сведения об авторах _______________________________________ 192
Information about the authors_________________________________ 196
Педагогическое образование в России. 2010. № 2
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.5
200
Информация для авторов
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к публикации статьи, соответствующие
тематике журнала. Все статьи рецензируются независимыми экспертами. Полученные рецензии
высылаются авторам статей. Окончательное решение о публикации принимает редколлегия журнала.
В случае отказа в публикации редакция направляет автору мотивированный отказ. Плата за публикацию
рукописей не взимается.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен быть выполнен
в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем текста — не более
12 страниц; формат страницы — А4; гарнитура — Times New Roman; размер кегля — 14; межстрочный
интервал — 1,5.
Допустимые выделения — курсив, полужирный.
Пронумерованный список литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки на работы
заключаются в квадратные скобки с указанием страницы при цитировании (например: «Текст цитаты…»
[24. С. 56]).
Библиографические описания в списке литературы составляются по стандартам:
ГОСТ 7.1—2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
— М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.
ГОСТ 7.80—2000. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. — М. : ИПК Издательство
стандартов, 2001.
На первой странице перед названием статьи указывается индекс УДК. Текст статьи предваряется списком
ключевых слов и аннотацией (объемом не более 500 печатных знаков).
На отдельной странице прилагаются сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое
звание, место работы и должность, электронный адрес для переписки, контактные телефоны, домашний
адрес.
Аннотация, ключевые слова, информация об авторе и пристатейный список литературы даются также в
переводе на английский язык.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных форматах
— AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не менее
300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п. вместе с исходным
файлом, содержащим данные.
(343) 336-14-13
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 401
Педагогическое образование в России. 2010. № 2
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.200
201
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2010. № 2
Компьютерная верстка Л. Н. Лексиной
Подписано в печать 21.06.10. Формат 70×108/16.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Усл. печ. л. 12,6. Уч.-изд. л. 13,2. Тираж 500 экз. Заказ № 3347.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017 Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Педагогическое образование в России. 2010. № 2
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.201