Поволжский регион УДК 355.23 А. И. Богомолов, В. Н. Деркаченко, Т. А. Арюткина ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННЫХ УРАВНЕНИЙ Аннотация. <...> Изложен подход к выводу регрессионных уравнений связи между различными дисциплинами. <...> Они позволяют прогнозировать успеваемость обучающихся по любым дисциплинам и на этой основе управлять качеством обучения. <...> Этого требует переход к массовому высшему образованию, рост числа вузов, коммерциализация образования и конкуренция на рынке образовательных услуг, снижение периода обновления информации, ее устаревание еще до завершения образовательного цикла, процесс глобализации, обусловливающий социальную и географическую мобильность, смещение приоритетов рынка труда в сторону востребованности у специалиста не столько самих знаний, сколько пакета компетенций. <...> Помимо внутренних стимулов, этого требует присоединение отечественного академического сообщества к Болонскому процессу. <...> Сказанное позволит привести в соответствие требования национальной системы образования международным стандартам: высокое качество подготовки специалистов, реальное признание российских дипломов, степеней и квалификаций на международном рынке труда и образовательных услуг. <...> Указанные сложные и противоречивые тенденции необходимо учитывать при разработке новых стандартов третьего поколения, а в дальнейшем и при подготовке специалистов высшей квалификации инженерного и гуманитарного профилей. <...> Рассмотрим одно из направлений повышения этого качества за счет прогнозирования успеваемости обучающихся по всем дисциплинам учебного процесса и особенно по специальным дисциплинам на основе решения математических моделей. <...> При этом проводится количественная оценка критерия качества. <...> Критерий качества Заметим, что объективность решения любых математических моделей зависит в значительной степени от достоверности исходной <...>