№ 1 (9), 2009
Гуманитарные науки. Философия
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 1
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОСОФИЯ
Рябова М. Э. Социально-философское осмысление динамики
социокультурных процессов в контексте цивилизационного развития........... 3
Шукшина Л. В. Социальные иллюзии как предмет философского анализа......... 13
Кошарный В. П. Л. П. Карсавин: историко-философские предпосылки
и метафизические основания трактовки русской революции......................... 21
Маслянка Ю. В. Онтология «смысла жизни» в ракурсе
конкретно-всеобщего философского подхода.................................................. 34
Тихонов А. С. Идеальность и действенность психики............................................. 43
ФИЛОЛОГИЯ
Осьмухина О. Ю. Автор в поисках себя: формы функционирования
авторской маски в отечественной прозе ........................................................... 52
Чернин В. К., Жаткин Д. Н. Элегия Альфреда Теннисона «Умирающая
лебедь» в русских переводах XIX в.: опыт сопоставительного анализа........ 58
Конкина Л. С., Подмарев Е. А. И. А. Ильин об истоках
творчества И. А. Бунина..................................................................................... 70
Напцок М. Р. Словотворчество как уникальный
компонент дискурса В. Набокова ...................................................................... 76
Кезина С. В. Микросистема красного цвета в истории
русского языка (семантический аспект)............................................................ 83
ПЕДАГОГИКА
Кутняк С. В. Исследование возможностей
карьерного роста современного учителя .......................................................... 92
Боликова Л. Ю., Суворова В. О. Влияние ценностных ориентаций
на формирование профессионального самоопределения
старшеклассников ............................................................................................. 101
Яремко Н. Н. Дидактический анализ некорректной задачи.................................. 109
Дубовый Л. М., Ручкова Н. А. Инновационные технологии
подготовки педагогов-психологов................................................................... 118
1
2009
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Богомолов А. И., Деркаченко В. Н., Арюткина Т. А. Прогнозирование
успеваемости обучающихся по специальным дисциплинам
на основе регрессионных уравнений ...............................................................124
Акутина С. П. Формирование осознанного родительства
у старшеклассников как духовно-нравственный императив.........................133
Яковлева Е. В. Логические методы как средство формирования
логической культуры студентов.......................................................................143
2
Стр.2
№ 1 (9), 2009
Гуманитарные науки. Философия
ФИЛОСОФИЯ
УДК 161.2
М. Э. Рябова
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДИНАМИКИ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ
ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Исследована динамика социокультурных процессов, которая рассмотрена
через призму цивилизационного развития общества. Сделан вывод о
важности осмысления реалий современности методами социальной философии,
что требует расширения задач самой социальной философии.
Ключевые слова: социокультурная методология, динамика изменений, цивилизационное
развитие, субъект исторического действия, двойственность культуры,
программирующие свойства языка, комплекс амбивалентностей, новые задачи
социальной философии.
Abstract. The dynamics of sociocultural processes was studied in the light of civilization
development of the society. The conclusion about the importance of the realias’
understanding through the contemporary methods of social philosophy was
made, that requires enlargement of the number of objects studied by social philosophy.
Keywords: sociocultural methodology, dynamics of changes, civilization development,
the subject of historical process, the ambiguity of culture, program language
characteristics, the complex of ambivalences, new objects of social philosophy.
Введение
Бесспорный постулат, что, с одной стороны, общественные процессы
воспроизводятся деятельностью людей, реализующих исторически сложившуюся
культуру, ее накопленное содержание, а с другой – культура рождается
этими отношениями, их деятельным характером, осмысляется обычно через
призму специфики конкретной цивилизации. Например, применительно к
российскому обществу эту задачу решает известный философ А. С. Ахиезер
на основе разработанной им социокультурной методологии [1]. Однако концепция
динамичного общества, требующего для обеспечения выживаемости
развития массовой способности принимать все более эффективные решения,
выходит за рамки изучения России, она касается любого общества, любой
цивилизации, хотя и в разных формах и масштабах.
В усложняющемся мире нарастает динамика тонких изменений в социокультурных
процессах. При этом, как подчеркивают И. И. Ионов и
В. М. Хачатурян, появление современных форм цивилизационного самосознания
«было подготовлено длительным развитием западноевропейской философской
и исторической мысли, связавшей особым образом представления о
разуме, природе человека, естественном праве и гуманном обществе, отличном
от церковного общества, каким являлась средневековая Европа, что позволило
создать секуляризованный, практически не зависимый от религии
3
Стр.3