А.А. МЕЛЬНИЧУК
В.В. ПОНОМАРЕВ
_____________________
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В
ВУЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Красноярск, 2013
Стр.1
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный технологический университет»
А.А. МЕЛЬНИЧУК
В.В. ПОНОМАРЕВ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В
ВУЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве
монографии
Стр.2
3
Мельничук А.А.., Пономарев В.В. Физкультурно-спортивная
деятельность студентов в вузе: теоретические и практические основы. –
Красноярск: СибГТУ, 2013. – 173 с.
В монографии раскрыты теоретические и практические основы
формирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности
студентов вузе.
В первой главе монографии раскрывается социально-педагогический
аспект взаимосвязи самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности
и учебного труда студентов вузе. Подробно представлено содержание
состояния физкультурно-спортивной деятельности и физического здоровья
студентов в вузе. Актуализируется необходимость взаимосвязи учебного
труда и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов
в вузе.
Во второй главе показано теоретическое обоснование содержания
вариативной программы формирования основ самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического
воспитания. Подробно раскрывается технология формирования
теоретических и практических основ самостоятельной физкультурноспортивной
деятельности студентов в вузе.
Монография предназначена для научных работников, преподавателей и
специалистов высшей школы. Результаты можно широко использовать в
практике физического воспитания студентов в вузе.
Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Л.К. Сидоров
(Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева);
к-т. пед. наук, доц. А.Н. Савчук
(Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева).
© Мельничук А.А., Пономарев В.В., 2013
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет», 2013.
Стр.3
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ………………………………………...14
1.1. Социально-биологический аспект взаимосвязи самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности и учебного труда студентов в
вузе………………………………………………………………………………..14
1.2. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность
как
необходимое условие поддержания умственной и физической
работоспособности
студентов в современной образовательной
среде………………………………………………………….…………………..34
1.3. Теоретические и практические аспекты состояния физкультурноспортивной
деятельности и физического здоровья студентов в вузе ………61
1.4. Актуализация необходимости взаимосвязи учебного труда и
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов
вуза………………………………………………………………………………74
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ ……………………………………………………100
2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………..100
2.2.Теоретическое обоснование и разработка содержания вариативной
программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной
деятельности у студентов в процессе физического воспитания ……………110
2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования
основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов
вуза………………………………………………………………………………121
Стр.4
5
2.4. Теоретический и математико-статистический анализ полученных
результатов опытно-экспериментальной работы…………………………….136
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………146
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………148
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………..…………………….166
Стр.5
6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Подготовка высококвалифицированных специалистов,
сохранение и укрепление их здоровья в условиях образовательного процесса
высшей школы является составной частью современной стратегии общества
и государственной политики. На это нацелена государственная программа
РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В связи с этим важной
задачей современной практической педагогики становится поиск новых форм
и технологий укрепления и поддержания физического здоровья,
профессионально-прикладной физической готовности, стимулирование
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в
процессе обучения в вузе. Сохранение и укрепление здоровья молодежи,
формирование мотивации на занятия массовой физической культурой
является необходимым условием современного образовательного процесса
студентов в высшей школе (И.В. Манжелей, Е.А. Симонова, Е.А. Короткова,
В.В. Пономарев, В.Г. Шилько, Л.И. Лубышева, С.А. Дорошенко,
Т.В. Василистова и др.).
Характерной особенностью современной студенческой молодежи
является недостаточная ответственность за личностное здоровье,
распространенность различных негативных факторов риска здоровью,
низкий уровень самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и
др. Направленность современного процесса физического воспитания
студентов в вузе должна быть переориентирована на формирование у
молодежи самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на
основе интеграции учебных и внеучебных форм занятий массовыми видами
спорта, а также проектирование различных фитнес-технологий для
индивидуальных и самостоятельных занятий (Т.А. Мартиросова,
А.Ю. Григорьев, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, В.И. Стручков,
В.В. Пономарев, Е.М. Дворкина и др.).
В основе физкультурно-спортивной деятельности молодежи находится
двигательная активность, которая является естественной потребностью
гармоничного развития физиологических показателей организма человека,
Стр.6
7
сохранение и укрепление здоровья во всех периодах жизнедеятельности.
Если человек в детском возрасте ограничен в естественной потребности
двигаться, то его природные умственные и физические задатки не получат
должного поступательного развития (П.Р. Лесгафт, А.А. Ухтомский,
Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, М.Р. Могендович, В.В. Пономарев и др.).
Ограничение двигательной активности человека в любом возрасте приводит
к негативным функциональным и морфологическим изменениям в
организме, снижению умственной и физической работоспособности
индивида.
Особое значение в настоящее время приобретает стимулирование
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза, как
необходимое условие реализации индивидуального двигательного
потенциала и двигательной потребности молодого организма в важный
период получения высшего образования, когда продуктивность учебной
деятельности невозможна без необходимой двигательной активности.
Особенностью формирования основ самостоятельной физкультурноспортивной
деятельности у студентов в вузе является недостаточная
сформированность у молодых людей способности интериоризации
полученных знаний и умений в процессе физического воспитания во
внутренней индивидуальный компонент повседневной деятельности, в том
числе на выполнение самостоятельной физкультурно-спортивной
деятельности в вузе.
Данные теоретические положения обусловили следующие
противоречия:
- между необходимостью обеспечения высокого качества российского
образования на основе единства и взаимосвязи умственного труда с
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельностью студенческой
молодежи и недостаточной разработанностью соответствующим задачам
современных педагогических подходов, технологий и инструментария для
осуществления данной взаимосвязи;
Стр.7
8
- между традиционным физическим воспитанием студентов в вузе и
необходимостью организации данного педагогического процесса на основе
учета и реализации индивидуальной двигательной активности студенческой
молодежи, как гуманитарной составляющей профессионально-личностного
компонента в период получения высшего образования;
- между необходимостью стимулирования самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза как необходимое
условие реализации индивидуального двигательного потенциала молодежи и
поддержанием умственной работоспособности и недостаточной
сформированностью у студентов вуза гуманитарных знаний и умений
перевода
внешне актуализированных ценностей (необходимость
физкультурно-спортивной деятельности в вузе) во внутренний компонент
отдельного индивида (самостоятельную физкультурно-спортивную
деятельность).
На фоне данных противоречий обозначилась проблема, которая
заключается в поиске и разработке современного программно-методического
обеспечения формирования основ самостоятельной физкультурноспортивной
деятельности у студенческой молодежи в процессе обучения в
вузе и в повседневной жизнедеятельности, что и определило тему нашего
исследования: «Физкультурно-спортивная деятельность студентов в вузе:
теоретические и практические основы».
Методологической основой и теоретической базой исследования
стали: современные данные о физическом воспитании и состояния здоровья
студенческой молодежи (Г.Л. Апанасенко, В.А. Ананьев, А.А. Кокшаров,
Г.Н. Гончарова, А.В. Жарова, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская,
О.Н. Московченко, Ж.Б. Сафонова, Г.Н. Светличная и др.); современные
педагогические технологии и формы стимулирования физкультурноспортивной
деятельности студентов вуза (В.К. Бальсевич, И.В. Манжелей,
Л.И. Лубышева, В.В. Пономарев, В.Г. Шилько, С.А. Дорошенко,
А.Ю. Григорьев и др.); современные представления о двигательной
потребности и двигательной активности человека (Н.А. Фомин,
Стр.8
9
Ю.Н. Вавилов, Л.К. Сидоров, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик,
А.В. Царик, П.К. Анохин, В.С. Фарфель, В.К. Бальсевич, М.Р. Могендович,
И.А. Аршавский, Р.М. Баевский и др.).
Научная новизна исследования:
1. Разработано, структурировано и обосновано педагогическое
обеспечение формирования основ самостоятельной физкультурноспортивной
деятельности у студентов вуза: биологические (биологически
обусловленная двигательная потребность человеческого организма,
реализуется через организованную физкультурно-спортивную деятельность);
социальные (формирование мотивации у студентов на самостоятельную
физкультурно-спортивную деятельность, как необходимую гуманитарную
составляющую общепрофессионального становления молодежи в вузе);
образовательные (формирование у студентов в процессе физического
воспитания теоретической и практической готовности выполнения
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности), а также ее
контроль и коррекция.
2. Разработано содержание вариативной программы формирования
основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов
в процессе физического воспитания, включающее следующие разделы:
теоретическое и практическое обеспечение учебного процесса, а также
диагностики сформированности у студентов основ к самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности.
3. Разработана педагогическая технология поэтапного формирования
основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов
в процессе физического воспитания в годичном цикле.
4. Определены и сгруппированы критерии оценки и контроля уровня
сформированности самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности
у студентов в вузе.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в обосновании педагогического обеспечения формирования основ
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза;
Стр.9
10
- в обосновании содержания вариативной программы формирования
основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов
в процессе физического воспитания в вузе;
- в раскрытии сущности и содержания понятий: «самостоятельная
физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза» и «основы
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза»;
- теоретическом обосновании содержания базовых критериев оценки и
контроля самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности
студентов вуза;
- в доказательстве необходимости взаимосвязи самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности и учебного труда у студентов, как
базового условия сохранения и поддержания физического здоровья и
продуктивного учебного труда в процессе профессионального становления в
вузе.
Вышеуказанные, разработанные научно-теоретические положения
расширяют содержание теории и методики физического воспитания
студенческой молодежи, направленных на актуализацию самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузовской среде.
Практическая значимость исследования заключается в разработке:
- вариативной программы формирования основ самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического
воспитания в вузе;
- структуры и содержания педагогической технологии поэтапного
формирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у
студентов в годичном цикле в процессе физического воспитания;
- методики контроля и коррекции самостоятельной физкультурноспортивной
деятельности у студентов в вузе.
Результаты работы также можно активно использовать при разработке
различных программ, учебных пособий и методических рекомендаций,
направленных на активизацию самостоятельной физкультурно-спортивной
деятельности у студентов в вузе.
Стр.10
11
В процессе работы были сформулированы следующие базовые
научно-методические положения:
Современный процесс обучения в вузе предъявляет высокие требования
не только к учебной деятельности, но и готовности студенческой молодежи
выдерживать высокие психофизические нагрузки. Интенсификация учебного
труда за счет новых образовательных технологий постепенно оказывает
негативное психофизическое воздействие на молодой и еще формирующийся
организм студентов, что приводит впоследствии к его перезагрузке,
различным заболеваниям, а значит и снижению продуктивности учебного
труда. Для предупреждения данных негативных последствий, а также
укрепления и поддержания психофизического здоровья и физической
подготовленности необходимо всячески стимулировать самостоятельную
физкультурно-спортивную деятельность молодежи, как необходимого
условия реализации индивидуального двигательного потенциала,
биологической потребности в движении, а также снижения психофизических
перегрузок в важный период социального становления и приобретения
профессионального образования студентов в вузе.
Для формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной
деятельности у студентов вуза необходимо следующее организационнопедагогическое
обеспечение:
1. Вариативная программа, направленная на формирование основ
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в
процессе физического воспитания в вузе, и включающая следующие учебнопрактические
разделы: учебный (программный материал организации
процесса физического воспитания студентов вуза на основе современных
фитнес-технологий в первой половине дня); спортивно-массовый (материал,
направленный на организацию спортивно-массовой и оздоровительной
работы среди молодежи во второй половине дня через различные
организационные формы: спортивные секции, группы «здоровья»,
Универсиады, клубы по спортивным интересам, конкурсы, слеты, фестивали
и др.); индивидуально-самостоятельный (материал, направленный на
Стр.11
12
формирование теоретических знаний и практических умений
самостоятельных занятий и тренировок, направленных на повышение и
поддержание физической подготовленности и общего состояния здоровья в
домашних условиях и на каникулах).
2. Педагогическая технология поэтапного формирования основ
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов,
включающая: образовательно-оздоровительный (первая половина дня);
спортивно-массовый (вторая половина дня) и индивидуальносамостоятельный
(занятия физической культурой и спортом в домашних
условиях, на природе, на каникулах и т.д.). Данная технология позволяет
последовательно и дифференцированно повышать и поддерживать
самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность на первых-третьих
курсах. На первом курсе выявляется общий уровень самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности, по результатам которого
разрабатываются организационно-педагогические мероприятия по
стимулированию самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности
молодежи на последующих старших курсах и способствуют активизации
студентов на индивидуальные и самостоятельные занятия массовыми видами
спорта.
3. Диагностика сформированности самостоятельной физкультурноспортивной
деятельности студентов вуза, включающая следующие блоки
критериев: физический (ФП) - оценка уровня физической подготовленности:
бег на 100 метров (юноши и девушки), бег на 2000 метров (девушки), 3000
метров (юноши), прыжок в длину с места (юноши и девушки), поднимание
туловища из положения лежа за одну минуту (девушки), подтягивание на
высокой перекладине (юноши); участие в
спортивно-массовых
мероприятиях (общее количество участий студентов в различных
соревнованиях, проводимых в вузе, на уровне учебной группы, факультета, а
также общеуниверситетском уровне); количество времени, затрачиваемое на
занятия физической культурой и спортом (академические занятия, занятия в
массовых спортивных секциях, самостоятельные занятия в домашних
Стр.12