Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Физкультурно-спортивная деятельность студентов в вузе: теоретические и практические основы (220,00 руб.)

0   0
АвторыПономарев Василий Викторович
Издательство[Б.и.]
Страниц173
ID261081
АннотацияВ монографии раскрыты теоретические и практические основы формирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вузе.
Физкультурно-спортивная деятельность студентов в вузе: теоретические и практические основы / В.В. Пономарев .— : [Б.и.] .— 173 с. — URL: https://rucont.ru/efd/261081 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОНОМАРЕВ _____________________ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Красноярск, 2013 2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» А.А. МЕЛЬНИЧУК В.В. <...> ПОНОМАРЕВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии 3 Мельничук А.А., Пономарев В.В. <...> Физкультурно-спортивная деятельность студентов в вузе: теоретические и практические основы. <...> В первой главе монографии раскрывается социально-педагогический аспект взаимосвязи самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и учебного труда студентов вузе. <...> Подробно представлено содержание состояния физкультурно-спортивной деятельности и физического здоровья студентов в вузе. <...> Актуализируется необходимость взаимосвязи учебного труда и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузе. <...> Во второй главе показано теоретическое обоснование содержания вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания. <...> Подробно раскрывается технология формирования теоретических и практических основ самостоятельной физкультурноспортивной деятельности студентов в вузе. <...> Социально-биологический аспект взаимосвязи самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и учебного труда студентов в вузе………………………………………………………………………………. <...> Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как необходимое условие поддержания умственной и физической работоспособности студентов в современной образовательной среде…………………………………………………………. <...> Теоретические и практические аспекты <...>
Физкультурно-спортивная_деятельность_студентов_в_вузе_теоретические_и_практические_основы.pdf
А.А. МЕЛЬНИЧУК В.В. ПОНОМАРЕВ _____________________ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Красноярск, 2013
Стр.1
2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» А.А. МЕЛЬНИЧУК В.В. ПОНОМАРЕВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии
Стр.2
3 Мельничук А.А.., Пономарев В.В. Физкультурно-спортивная деятельность студентов в вузе: теоретические и практические основы. – Красноярск: СибГТУ, 2013. – 173 с. В монографии раскрыты теоретические и практические основы формирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вузе. В первой главе монографии раскрывается социально-педагогический аспект взаимосвязи самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и учебного труда студентов вузе. Подробно представлено содержание состояния физкультурно-спортивной деятельности и физического здоровья студентов в вузе. Актуализируется необходимость взаимосвязи учебного труда и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузе. Во второй главе показано теоретическое обоснование содержания вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания. Подробно раскрывается технология формирования теоретических и практических основ самостоятельной физкультурноспортивной деятельности студентов в вузе. Монография предназначена для научных работников, преподавателей и специалистов высшей школы. Результаты можно широко использовать в практике физического воспитания студентов в вузе. Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева); к-т. пед. наук, доц. А.Н. Савчук (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева). © Мельничук А.А., Пономарев В.В., 2013 © ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2013.
Стр.3
4 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ………………………………………...14 1.1. Социально-биологический аспект взаимосвязи самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и учебного труда студентов в вузе………………………………………………………………………………..14 1.2. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как необходимое условие поддержания умственной и физической работоспособности студентов в современной образовательной среде………………………………………………………….…………………..34 1.3. Теоретические и практические аспекты состояния физкультурноспортивной деятельности и физического здоровья студентов в вузе ………61 1.4. Актуализация необходимости взаимосвязи учебного труда и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза………………………………………………………………………………74 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ ……………………………………………………100 2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………..100 2.2.Теоретическое обоснование и разработка содержания вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания ……………110 2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза………………………………………………………………………………121
Стр.4
5 2.4. Теоретический и математико-статистический анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы…………………………….136 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………146 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………148 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………..…………………….166
Стр.5
6 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Подготовка высококвалифицированных специалистов, сохранение и укрепление их здоровья в условиях образовательного процесса высшей школы является составной частью современной стратегии общества и государственной политики. На это нацелена государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В связи с этим важной задачей современной практической педагогики становится поиск новых форм и технологий укрепления и поддержания физического здоровья, профессионально-прикладной физической готовности, стимулирование самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в процессе обучения в вузе. Сохранение и укрепление здоровья молодежи, формирование мотивации на занятия массовой физической культурой является необходимым условием современного образовательного процесса студентов в высшей школе (И.В. Манжелей, Е.А. Симонова, Е.А. Короткова, В.В. Пономарев, В.Г. Шилько, Л.И. Лубышева, С.А. Дорошенко, Т.В. Василистова и др.). Характерной особенностью современной студенческой молодежи является недостаточная ответственность за личностное здоровье, распространенность различных негативных факторов риска здоровью, низкий уровень самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и др. Направленность современного процесса физического воспитания студентов в вузе должна быть переориентирована на формирование у молодежи самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на основе интеграции учебных и внеучебных форм занятий массовыми видами спорта, а также проектирование различных фитнес-технологий для индивидуальных и самостоятельных занятий (Т.А. Мартиросова, А.Ю. Григорьев, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, В.И. Стручков, В.В. Пономарев, Е.М. Дворкина и др.). В основе физкультурно-спортивной деятельности молодежи находится двигательная активность, которая является естественной потребностью гармоничного развития физиологических показателей организма человека,
Стр.6
7 сохранение и укрепление здоровья во всех периодах жизнедеятельности. Если человек в детском возрасте ограничен в естественной потребности двигаться, то его природные умственные и физические задатки не получат должного поступательного развития (П.Р. Лесгафт, А.А. Ухтомский, Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, М.Р. Могендович, В.В. Пономарев и др.). Ограничение двигательной активности человека в любом возрасте приводит к негативным функциональным и морфологическим изменениям в организме, снижению умственной и физической работоспособности индивида. Особое значение в настоящее время приобретает стимулирование самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза, как необходимое условие реализации индивидуального двигательного потенциала и двигательной потребности молодого организма в важный период получения высшего образования, когда продуктивность учебной деятельности невозможна без необходимой двигательной активности. Особенностью формирования основ самостоятельной физкультурноспортивной деятельности у студентов в вузе является недостаточная сформированность у молодых людей способности интериоризации полученных знаний и умений в процессе физического воспитания во внутренней индивидуальный компонент повседневной деятельности, в том числе на выполнение самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в вузе. Данные теоретические положения обусловили следующие противоречия: - между необходимостью обеспечения высокого качества российского образования на основе единства и взаимосвязи умственного труда с самостоятельной физкультурно-спортивной деятельностью студенческой молодежи и недостаточной разработанностью соответствующим задачам современных педагогических подходов, технологий и инструментария для осуществления данной взаимосвязи;
Стр.7
8 - между традиционным физическим воспитанием студентов в вузе и необходимостью организации данного педагогического процесса на основе учета и реализации индивидуальной двигательной активности студенческой молодежи, как гуманитарной составляющей профессионально-личностного компонента в период получения высшего образования; - между необходимостью стимулирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза как необходимое условие реализации индивидуального двигательного потенциала молодежи и поддержанием умственной работоспособности и недостаточной сформированностью у студентов вуза гуманитарных знаний и умений перевода внешне актуализированных ценностей (необходимость физкультурно-спортивной деятельности в вузе) во внутренний компонент отдельного индивида (самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность). На фоне данных противоречий обозначилась проблема, которая заключается в поиске и разработке современного программно-методического обеспечения формирования основ самостоятельной физкультурноспортивной деятельности у студенческой молодежи в процессе обучения в вузе и в повседневной жизнедеятельности, что и определило тему нашего исследования: «Физкультурно-спортивная деятельность студентов в вузе: теоретические и практические основы». Методологической основой и теоретической базой исследования стали: современные данные о физическом воспитании и состояния здоровья студенческой молодежи (Г.Л. Апанасенко, В.А. Ананьев, А.А. Кокшаров, Г.Н. Гончарова, А.В. Жарова, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская, О.Н. Московченко, Ж.Б. Сафонова, Г.Н. Светличная и др.); современные педагогические технологии и формы стимулирования физкультурноспортивной деятельности студентов вуза (В.К. Бальсевич, И.В. Манжелей, Л.И. Лубышева, В.В. Пономарев, В.Г. Шилько, С.А. Дорошенко, А.Ю. Григорьев и др.); современные представления о двигательной потребности и двигательной активности человека (Н.А. Фомин,
Стр.8
9 Ю.Н. Вавилов, Л.К. Сидоров, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, А.В. Царик, П.К. Анохин, В.С. Фарфель, В.К. Бальсевич, М.Р. Могендович, И.А. Аршавский, Р.М. Баевский и др.). Научная новизна исследования: 1. Разработано, структурировано и обосновано педагогическое обеспечение формирования основ самостоятельной физкультурноспортивной деятельности у студентов вуза: биологические (биологически обусловленная двигательная потребность человеческого организма, реализуется через организованную физкультурно-спортивную деятельность); социальные (формирование мотивации у студентов на самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, как необходимую гуманитарную составляющую общепрофессионального становления молодежи в вузе); образовательные (формирование у студентов в процессе физического воспитания теоретической и практической готовности выполнения самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности), а также ее контроль и коррекция. 2. Разработано содержание вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания, включающее следующие разделы: теоретическое и практическое обеспечение учебного процесса, а также диагностики сформированности у студентов основ к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. 3. Разработана педагогическая технология поэтапного формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в годичном цикле. 4. Определены и сгруппированы критерии оценки и контроля уровня сформированности самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в вузе. Теоретическая значимость исследования заключается: - в обосновании педагогического обеспечения формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза;
Стр.9
10 - в обосновании содержания вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе; - в раскрытии сущности и содержания понятий: «самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза» и «основы самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза»; - теоретическом обосновании содержания базовых критериев оценки и контроля самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза; - в доказательстве необходимости взаимосвязи самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и учебного труда у студентов, как базового условия сохранения и поддержания физического здоровья и продуктивного учебного труда в процессе профессионального становления в вузе. Вышеуказанные, разработанные научно-теоретические положения расширяют содержание теории и методики физического воспитания студенческой молодежи, направленных на актуализацию самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузовской среде. Практическая значимость исследования заключается в разработке: - вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе; - структуры и содержания педагогической технологии поэтапного формирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в годичном цикле в процессе физического воспитания; - методики контроля и коррекции самостоятельной физкультурноспортивной деятельности у студентов в вузе. Результаты работы также можно активно использовать при разработке различных программ, учебных пособий и методических рекомендаций, направленных на активизацию самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в вузе.
Стр.10
11 В процессе работы были сформулированы следующие базовые научно-методические положения: Современный процесс обучения в вузе предъявляет высокие требования не только к учебной деятельности, но и готовности студенческой молодежи выдерживать высокие психофизические нагрузки. Интенсификация учебного труда за счет новых образовательных технологий постепенно оказывает негативное психофизическое воздействие на молодой и еще формирующийся организм студентов, что приводит впоследствии к его перезагрузке, различным заболеваниям, а значит и снижению продуктивности учебного труда. Для предупреждения данных негативных последствий, а также укрепления и поддержания психофизического здоровья и физической подготовленности необходимо всячески стимулировать самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность молодежи, как необходимого условия реализации индивидуального двигательного потенциала, биологической потребности в движении, а также снижения психофизических перегрузок в важный период социального становления и приобретения профессионального образования студентов в вузе. Для формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза необходимо следующее организационнопедагогическое обеспечение: 1. Вариативная программа, направленная на формирование основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе, и включающая следующие учебнопрактические разделы: учебный (программный материал организации процесса физического воспитания студентов вуза на основе современных фитнес-технологий в первой половине дня); спортивно-массовый (материал, направленный на организацию спортивно-массовой и оздоровительной работы среди молодежи во второй половине дня через различные организационные формы: спортивные секции, группы «здоровья», Универсиады, клубы по спортивным интересам, конкурсы, слеты, фестивали и др.); индивидуально-самостоятельный (материал, направленный на
Стр.11
12 формирование теоретических знаний и практических умений самостоятельных занятий и тренировок, направленных на повышение и поддержание физической подготовленности и общего состояния здоровья в домашних условиях и на каникулах). 2. Педагогическая технология поэтапного формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов, включающая: образовательно-оздоровительный (первая половина дня); спортивно-массовый (вторая половина дня) и индивидуальносамостоятельный (занятия физической культурой и спортом в домашних условиях, на природе, на каникулах и т.д.). Данная технология позволяет последовательно и дифференцированно повышать и поддерживать самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность на первых-третьих курсах. На первом курсе выявляется общий уровень самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, по результатам которого разрабатываются организационно-педагогические мероприятия по стимулированию самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности молодежи на последующих старших курсах и способствуют активизации студентов на индивидуальные и самостоятельные занятия массовыми видами спорта. 3. Диагностика сформированности самостоятельной физкультурноспортивной деятельности студентов вуза, включающая следующие блоки критериев: физический (ФП) - оценка уровня физической подготовленности: бег на 100 метров (юноши и девушки), бег на 2000 метров (девушки), 3000 метров (юноши), прыжок в длину с места (юноши и девушки), поднимание туловища из положения лежа за одну минуту (девушки), подтягивание на высокой перекладине (юноши); участие в спортивно-массовых мероприятиях (общее количество участий студентов в различных соревнованиях, проводимых в вузе, на уровне учебной группы, факультета, а также общеуниверситетском уровне); количество времени, затрачиваемое на занятия физической культурой и спортом (академические занятия, занятия в массовых спортивных секциях, самостоятельные занятия в домашних
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.