Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Проектирование технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза (220,00 руб.)

0   0
АвторыПономарев Василий Викторович
Издательство[Б.и.]
Страниц165
ID261053
АннотацияВ монографии раскрыты теоретические и практические аспекты проектирования технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза.
Проектирование технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза / В.В. Пономарев .— : [Б.и.] .— 165 с. — URL: https://rucont.ru/efd/261053 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОНОМАРЕВ _____________________ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Красноярск, 2013 2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» Е.М. ДВОРКИНА В.В. <...> ПОНОМАРЕВ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии 3 УДК 796.035:378.172.037.1 Дворкина Е.М., Пономарев В.В. <...> Проектирование технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза. <...> В первой главе монографии представлен социально-педагогический анализ состояния здоровья и физической подготовленности современных студенток вуза, абстрагируются понятие «здоровье» в системе ценностносмысловых ориентаций студенток вуза. <...> Во второй главе представлено теоретическое обоснование педагогических условий проектирования технологии спортивнооздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза. <...> Монография имеет большую практическую значимость в формировании профессионально-прикладной физической культуры студенток медицинского вуза. <...> Социально-педагогический анализ состояния здоровья и физической подготовленности современных студенток вуза. <...> ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА. <...> В законе об образовании также подчеркивается необходимость развития содержания высшего образования, ориентированного, прежде всего на интеграцию и взаимосвязь двигательной и умственной деятельности студентов вуза, как необходимого условия продуктивности учебного <...>
Проектирование_технологии_спортивно-оздоровительной_направленности_в_физическом_воспитании_студенток_медицинского_вуза.pdf
Е.М. ДВОРКИНА В.В. ПОНОМАРЕВ _____________________ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Красноярск, 2013
Стр.1
2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» Е.М. ДВОРКИНА В.В. ПОНОМАРЕВ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии
Стр.2
3 УДК 796.035:378.172.037.1 Дворкина Е.М., Пономарев В.В. Проектирование технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза. – Красноярск: СибГТУ, 2013. – 165 с. В монографии раскрыты теоретические и практические аспекты проектирования технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза. В первой главе монографии представлен социально-педагогический анализ состояния здоровья и физической подготовленности современных студенток вуза, абстрагируются понятие «здоровье» в системе ценностносмысловых ориентаций студенток вуза. Во второй главе представлено теоретическое обоснование педагогических условий проектирования технологии спортивнооздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза. Научно-теоретические и практические результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию физического воспитания студентов в вузе. Монография имеет большую практическую значимость в формировании профессионально-прикладной физической культуры студенток медицинского вуза. Монография предназначена для научных работников, преподавателей физического воспитания, аспирантов и специалистов. Результаты работы можно широко использовать в практике физического воспитания студенток вуза. Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева); д-р пед. наук, проф. В.С. Близневская (Сибирский федеральный университет). © Дворкина Е.М., Пономарев В.В., 2013 © ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2013.
Стр.3
4 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЛЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА...............................................................................10 1.1. Социально-педагогический анализ состояния здоровья и физической подготовленности современных студенток вуза............................................10 1.2. Здоровье в системе ценностно-смысловых ориентаций студенток вуза………………………………………………………………………………..24 1.3. Культивируемые педагогические технологии оздоровительнопрофилактической направленности в физическом воспитании студенток вуза……………………………………………………………………………….37 ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА.…………...56 2.1. Задачи, методы и организация исследования……………………………..56 2.2. Теоретическое обоснование содержания технологии спортивнооздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза………………………………………………………..……71 2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности проектирования технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза…………………………………….96 2.4.Теоретический анализ полученных результатов опытноэкспериментальной работы……………………………………………………117 2.5. Математико-статистический анализ полученных результатов опытноэкспериментальной работы………………………………………………….. 121 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………127 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………..............................130 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………144
Стр.4
5 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В стране формируется общество, основанное, прежде всего, на социальной ответственности к своему здоровью во взаимосвязи с профессиональной компетенцией, что определено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В законе об образовании также подчеркивается необходимость развития содержания высшего образования, ориентированного, прежде всего на интеграцию и взаимосвязь двигательной и умственной деятельности студентов вуза, как необходимого условия продуктивности учебного процесса, подготовки компетентных специалистов, обладающих крепким здоровьем, хорошей профессионально-прикладной подготовленностью и сформированной спортивной культурой [21, 22, 23, 83, 84, 85]. В этом видится социальный заказ государства, направленный на формирование профессиональной ответственности студенческой молодежи, на повышение эффективности и качества учебной деятельности во взаимосвязи с активными занятиями физической культурой и спортом в вузе. Такая направленность современного учебного процесса студентов вуза будет способствовать укреплению физического здоровья студентов, активизации учебного труда молодежи, конечным результатом которого будут физически активные и компетентные специалисты для экономики страны. В «стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации» говорится, что от позиции студенческой молодёжи в процессе профессионального обучения, в том числе студентов медицинского вуза, будет зависеть в дальнейшем социально-экономическое развитие государства и прежде всего состояние здоровья всех граждан России [59, 123, 124, 125,126]. Современная учебная деятельность студентов и особенно студенток медицинского вуза носит интенсивный характер учебного труда. Все это приводит к значительным психофизическим перегрузкам студенток, что в конечном итоге сказывается на качестве усвоения учебного материала. Данное положение ещё усугубляется тем, что студентки медицинского вуза
Стр.5
6 нерационально используют режим учебного труда и активного отдыха, у них не сформирована культура поддержания и укрепления психофизического состояния здоровья средствами физической культуры и спорта. Действующий учебный процесс по физическому воспитанию студенток медицинского вуза имеет низкую эффективность и продуктивность формирования мотивации девушек на занятия физической культурой и спортом, как необходимого условия успешного учебного труда [4, 12, 13, 14, 15, 39, 40, 41]. В то же время несоблюдение рационального режима учебного труда и активного отдыха студенток медицинского вуза может привести к снижению качества профессиональной подготовки, что в целом в дальнейшем скажется на уровне профессиональной готовности будущих врачей, и нанесет непоправимый вред здоровью населения, сохранению и приумножению генофонда нации [83, 84, 85]. Особую роль в стимулировании и мотивации студенток на активные и системные занятия физической культурой и спортом в вузе играют современные спортивно-оздоровительные технологии. Под современными спортивно-оздоровительными технологиями подразумевается комплексный педагогический процесс, включающий содержание, средства и методы проектирования разновидностей и направлений блоков физических упражнений (шейпинг, аэробика, стретчинг, бодифитнес, калланетик, гимнастика йога, акваэробика и т.д.), способствующих формированию мотивации молодежи на физическое совершенствование, профилактику и укрепления психофизического здоровья в условиях вузовского учебного курса по дисциплине «Физическая культура». В ходе анализа учебно-методической и научно-исследовательской литературы были выделены следующие противоречия по разрабатываемой теме исследования между: - требованием государства к подготовке высококвалифицированных и в то же время физически крепких и здоровых специалистов и недостаточным уровнем спортивной и прикладной физической подготовленности
Стр.6
7 современной студенческой молодежи и особенно девушек для продуктивного учебного труда в вузе; - необходимостью мотивации студенческой молодежи и особенно девушек на укрепление и поддержание физического здоровья, формирование профессионально-прикладной физической подготовленности и неэффективным использованием современных спортивно-оздоровительных технологий поддержания и укрепления физического потенциала студенток в процессе учебной и внеучебной деятельности в вузе; - необходимостью внедрения современных спортивнооздоровительных технологий в процесс физического воспитания студенток медицинского вуза и недостаточным научно-методическим обеспечением педагогических условий проектирования данных продуктивных спортивнооздоровительных технологий в учебном курсе дисциплины «Физическая культура» в медицинском вузе. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки структуры и содержания технологии спортивно-оздоровительных направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза. Обозначенная проблема определила цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании структуры и содержания спортивно-оздоровительной технологии в физическом воспитании студенток медицинского вуза и проверке ее экспериментальной работе. Необходимость достижения поставленной цели обусловила выбор темы исследования: «Проектирование технологии спортивнооздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза». Основные положения научной работы, теоретическипредвосхищенные и апробируемые в практическом эксперименте: Физическое воспитание студенток медицинского вуза необходимо эффективности в опытно
Стр.7
8 осуществлять на основе проектирования технологии спортивнооздоровительной направленности, содержащей современные фитнесстренинги, включающие блоки разновидностей физических упражнений: силовой тренинг, аэробный тренинг, стретчинг, медитация и др. Всё это в целом способствует активизации мотивации студенток на современные и модные занятия физическими упражнениями спортивно-оздоровительной направленности, повышению продуктивности и значимости учебного курса дисциплины «Физическая культура» в вузе, поддержанию и укреплению учебного труда студенток в процессе профессионального обучения в вузе. Для проектирования современной технологии спортивно-оздоровительной направленности в содержание физического воспитания студенток медицинского вуза необходимо следующее организационно-педагогическое сопровождение: 1. Педагогические этапы проектирования технологии в процесс физического воспитания студенток медицинского вуза: – диагностическо-оценочный: комплексное обследование исходного общего состояния здоровья студенток, физической подготовленности (сентябрь месяц); – организационно-формирующий: на основании медицинского обследования и педагогического тестирования формировались содержание, средства, методы и организационные формы технологии спортивнооздоровительной направленности для коррекции и поддержания психофизического состояния здоровья студенток медицинского вуза в учебном году; – спортивно-оздоровительный: использовались последовательно и комплексно современные фитнесс-упражнения для поддержания общего состояния здоровья и формирования психофизической готовности студенток медицинского вуза; –коррекционно-контрольный (май месяц): оценка и корректировка результатов физического воспитания студенток медицинского вуза.
Стр.8
9 2. Программно-методическое обеспечение технологии спортивнооздоровительной направленности в физическом воспитании студенток медицинского вуза, включающее следующие разделы: - теоретический – здоровый образ жизни студенток вуза, репродуктивное здоровье, двигательная активность, спортивно-оздоровительная технология, фитнесс-упражнения, индивидуальные занятия, индивидуальный контроль, здоровое питание, профилактика заболевания ОРЗ, физическая подготовленность и др.; - практический – общая физическая подготовка, самомассаж, фитнесстренировки, силовой тренинг, аэробный тренинг, стретчинг, медитация и др. 3. Методика реализации современных блоков физических упражнений: аэробные комплексы физических упражнений (аэробный тренинг), силовые комплексы упражнений (силовой тренинг), стретчинг (специализированная гимнастика на гибкость), аутотренинг (самовнушение), гимнастика йога (обучение релаксации психомышечной системы), слэклайн (ходьба по канату), где в первой половине учебного года до 80% на учебных занятиях со студентками медицинского вуза применяется аэробный и силовой тренинги и до 20% упражнений из стретчинга. Во второй половине учебного года до 50% времени на учебных занятиях необходимо культивировать комплексы упражнений из гимнастики йога, слэклайна, а также в заключительной части занятия практиковать аутотренинг. 4. Дневник коррекции и контроля общего психофизического состояния здоровья студенток медицинского вуза, включающий следующие разделы: протоколы сбора информации физического развития, физической подготовленности, репродуктивного здоровья; косвенная оценка состояния иммунной системы (частота заболеваний ОРЗ за учебный год); должные нормы физической готовности, комплексы фитнесс-упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях и на каникулах.
Стр.9
10 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЛЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА 1.1. Социально-педагогический анализ состояния здоровья и физической подготовленности современных студенток вуза В данном параграфе проводится системный анализ и обобщение учебно-методической и научно-исследовательской литературы о проблемах и современных тенденциях физического воспитания и состояния здоровья студенческой молодежи. В этом направлении плодотворно работают следующие известные педагоги и специалисты: Г.Л. Апанасенко, А.Г. Щедрина, Н.П. Абаскалова, В.П. Казначеев, Л.Г. Харитонова, А.П. Исаев, Л.Г. Татарникова, З.И. Цуканова, В.Ф. Базарный и др. В течение десятилетий проблема здоровья студентов и особенно девушек казалась относительно обособленной и спокойной областью. Сегодня она стала злободневной темой, так как за последние пять-десять лет резко ухудшилось физическое здоровье студенток вуза. Общеизвестно, что многие болезни взрослых закладываются ещё в утробе матери. Женщина – продолжательница рода человеческого. Здоровая женщина – здоровые дети, то есть от репродуктивного состояния здоровья студенток зависит будущее любой нации. Согласно определению ВОЗ, репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, её функции и процессов, включая воспроизводство и гармонию психоэмоциональных отношений в семье. Более 20 % семей россиян страдают бесплодием, 50% студенток не считают себя здоровыми, только 3,5% студенток в свободное время занимаются физической культурой и спортом, более 45% студенток курят и 3-4 раза в месяц употребляют спиртные напитки. Данную негативную статистику можно продолжать бесконечно. Необходимы
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ