Пунктуация»; III блок «Культура речи» и демонстрационный тест ЕГЭ 2007 года. <...> ОРФОГРАФИЯ 1 МОДУЛЬ 2 МОДУЛЬ 3 МОДУЛЬ МОРФЕМИКА И СЛОВОБРАЗОВАНИЕ (по материалам заданий А 13, В 1) МОРФОЛОГИЯ (по материалам заданий А 11, В 2) ОРФОГРАФИЯ (по материалам заданий А 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20) Принципы современной русской орфографии Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. <...> Например, суффикс –тель- - морфема со значением лица или предмета (читатель, выключатель), приставка раз- - морфема со значением высокой степени качества или значения разъединения ( распрекрасный, развести). <...> По функции аффиксы делятся на - словообразовательные и словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс); - формообразующие (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс). <...> Первое же слово содержит уменьшительный суффикс – ЧИК-. <...> Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому неизвестно. <...> 3)Определите способ словообразования выделенных слов: а) Легкие облака плывут по весеннему небу. б) Солнце светит по-весеннему. <...> Проведем словообразовательный анализ омофонов: прилагательного с предлогом по весеннему и наречия по-весеннему: • ставим прилагательное в начальную форму весенний, находим ближайшее по составу слово – весна, определяем способ словообразования – суффиксальный (весенний – весна, с помощью суффикса –н-; гласный е – чередующийся, в расчет не берем). • наречие по-весеннему – неизменяемая часть речи, значит, окончания не имеет. <...> Выполняя это задание, нужно помнить, что причастие образуется от глагола по строго определённой модели: • действительные причастия настоящего времени — от основы глагола настоящего времени с помощью суффиксов –ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-); • страдательные — от основы глагола настоящего времени (переходного, то есть <...>
Русский_язык._Учебно-методическое_пособие.pdf
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Казанский государственный технологический
университет
РУССКИЙ ЯЗЫК
Учебно-методическое пособие
для подготовки к ЕГЭ и поступлению в вузы
Казань
2008
КГТУ
Стр.1
УДК
И.А. Вяткина
Русский язык: учебно-методическое пособие для подготовки к ЕГЭ и
поступлению в вузы / И.А. Вяткина, Н.К. Гарифуллина, С.Г. Краснова – Казань,
2008. – 132 с. ISBN 978-5-7882-0651-6
Составители:
И.А. Вяткина, Н.К. Гарифуллина, С.Г. Краснова
Предназначено для подготовки к сдаче Единого государственного экзамена,
олимпиадам и к поступлению в высшие учебные заведения.
Рецензенты:
канд.филол.наук Л.Р.Ахмерова (КГУ)
канд.филол.наук Г.Р.Ахметзянова (КЮИ МВД РФ)
Печатается по решению Ученого совета
факультета социальных и гуманитарных технологий КГТУ
ISBN 978-5-7882-0651-6
© И.А. Вяткина,
Н.К. Гарифуллина,
С.Г. Краснова , 2008
© Казанский государственный
технологический университет, 2008
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
БЛОК 1. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ.
ОРФОГРАФИЯ............................................................................................................6
1 модуль. Морфемика и словобразование.............................................................6
2 модуль. Морфология ............................................................................................9
3 модуль. Орфография...........................................................................................13
БЛОК II. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ...........................................................35
1 модуль. Словосочетание ....................................................................................35
2 модуль. Союзы в предложении. Однородные члены предложения. .............42
3 модуль. Обособленные члены предложения ..................................................58
4 модуль. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. .......68
БЛОК III «КУЛЬТУРА РЕЧИ» ...............................................................................75
1 модуль. Орфоэпические нормы.........................................................................75
2 модуль. Лексические нормы..............................................................................83
3 модуль. Грамматическая правильность речи...................................................86
4 модуль. Функциональные стили речи современного литературного языка и
их взаимодействие ...............................................................................................103
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ..........................................110
Демонстрационный тест ЕГЭ................................................................................120
Список использованной литературы:....................................................................129
О Казанском государственном технологическом университете........................130
3
Стр.3