Мнение и оценки студенческой молодежи наиболее подготовленной, думающей, социально активной части российской молодежи «работают» как своеобразный барометр общественного настроения не только в актуальный момент времени, но и в будущем. <...> Проведенный анализ создает теоретические и методические основы для формирования социальных, в том числе образовательных и просветительских, программ, обеспечивающих формирование толерантных установок и взвешенных оценок социальной действительности у студенческой молодежи в условиях социальной поляризации, интенсификации миграционных процессов и межкультурных коммуникаций, глобализации, а также с учетом перспектив интеграции в мировое образовательное пространство. <...> Студенчество начала XXI века: ценностные ориентации и повседневные практики / под общ. ред. <...> Статья поступила в редакцию 25.05.2012 г. УДК 378.115.15 + 37.035 + 331.5.024.5 Л. Н. Банникова ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ: ИТОГИ МОНИТОРИНГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В статье представлен обобщающий анализ результатов мониторинга профессиональных планов студенчества Свердловской области, обозначены новые тенденции в профессиональном самоопределении студенческой молодежи. <...> Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профессиональные планы, социальный ресурс профессии, депрофессионализация. <...> Профессиональное самоопределение как смыслоопределяющая социокультурная практика студенческой молодежи на личностном уровне реализуется через ценностный выбор личностью вариантов своего профессионального развиБАННИКОВА Людмила Николаевна доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления Института фундаментального образования Уральского федерального университета (е-mail: bannikov@planet-a.ru). <...> Процесс формирования профессионала не может быть сведен к передаче и усвоению суммы конкретных знаний и навыков. <...> Подобная технократизация <...>