с
Инж. Д. В. КУЗНЕЦОВ и инж. Н. Г. ЩЕРБАКОВ
Р/ЦИОНАЛИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ
ЗИМНЕЙ СПЛОТКИ
ПОСОБИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ МИНИМУМУ
ДЛЯ ДЕСЯТНИКОВ И БРИГАДИРОВ
V
Под редакцией директора ВКФ ЦНИИ лесосплава
инж:. А. С. Редькина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА 1937
Стр.1
ного пособия для кружков техминимума
десятников и бригадиров на работах по
зимней сплотке.
Книга предназначается в качестве учебКнига
содержит основные понятия о конструкции
существующих грузоединиц зимней
сплотки; требования, предъявляемые
•к выбору мест для плотбищ; рациональные
способы ручной и механизированной сплотки
(тракторами, лебедками, дерриками) и
вопросы техники бгзопасност-и при зимней
сплотке.
1. ВВЕДЕНИЕ
обратить серьезное внимание на более полное использование
весеннего паводка, так как на многих сплавных реках в
меженний период уже невозможно пропустить все заготовляемое
количество древесины. Кроме того сплав с весенним
паводком имеет ряд неоспоримых преимуществ. Пленум
Совета при наркоме лесной промышленности отметил, что
сплав нуждается в решительной технической реконструкции,
и запретил молевой сплав по судоходным рекам, предложив
обратить максимальное внимание на развитие зимней
и ранне-весенней сплотки.
Из года в год возрастающий объем сплава заставляет
Древесина, сплоченная зимой, с весенним паводком с
меньшими потерями и в более короткие сроки доставляется'
до потребителя.
Повышение скорости проплава видно из следующего
сравнения: средняя скорость весеннего сплава вольницей —
1 м/сек; средняя скорость весеннего сплава плотов под
управлением — 0,7 м/сек; средняя скорость движения однорядок
в межень—0,6 м/сек; скорость движения моли —
0,2 м/сек.
Благодаря удобству работ на суше челена зимней сплотки
строятся более прочно и потому менее разрушаются при
авариях в пути. Аварийность на транзитном сплаве в весенний
период не превышает 10—12°/о от 'Общего количества
сплавляемой в этот период древесины, между тем как а
меженнее время аварийность на транзитном сплаве зн-ачительно
увеличивается.
ды навигации видна из табл. 1 (по данным треста Горьлесосплав).
Сравнительная
себестоимость сплава (в о/0
г. Москва, Уполномоченный Главлита № Б-5358
Отв. редактор А. А. Коробицы н
Сдано в набор 10/XI 1935 г
Объем пч. 7, уч. авт. 6 3
Тираж 5500 экз.
Зн. в печ. л. 39 600
Технич. редактор И. А. Петро в
Подписано к печати 8/И 1937 г.
Формат бумаги 55Х86(У16
Индекс 5122
Калужская типография Мособлполиграфа. Зак. 2886.
)
Местный
сплав
Себестоимость плотового сплава (зимняя
сплотка и весенний сплав)
Себестоимость смешанного сплава (сгон мо- |
лью и летняя погрузка) на 1 пл. м3
. . i
100
154
) в разные периоТаблиц
а 1
Транзитный
сплав
100
242
Стр.2
другое соотношение, но во всех случаях сплав с весенним
паводком будет дешевле.
По наблюдениям Волжско-Камского филиала ЦентральПо
другим трестам такое сравнение может дать несколько
ного научно-исследовательского института лесосплава, стсямость
сплава транзитных плотов возрастает по мере приближения
меженнего периода. Так, если в Волжско-Камском
бассейне стоимость сплава в первый период навигации принять
за 100, то во второй она будет составлять 137 и и
третий — 195.
Зимняя сплотка древесины, увеличивая объем весеннего
сплава, повышает оборачиваемость такелажа и тем самым
уменьшает общую потребность в нем.
Некоторые сортименты древесины, как авиалес, поигенняк
ками сплава, и очень часто зимняя сплотка оттягивается
JK концу сезона, что приводит к невыполнению •программы.
Многих руководителей сплава пугают сложность и необмежень,
затягивают отправку древесины до глубокой осени,
замораживают древесину в пути, не успевая доставить ее
до потребителей. Такие явления на сплаве должны быть
искоренены самым решительным образом.
зимних работ, они переносят сплотку на
и лр., необходимо заготовлять лишь в зимнее время и
сплавлять в многорядных плотах, иначе будет неизбежен
большой процент отхода в брак высокосортной древесины,
так как в летнее время на воде и особенно на берегах
она может дать трещины и синеву, что не допускается
в этих сортиментах.
Объем зимней сплотки ежегодно повышается и будгг
особенно интенсивно расти с широким внедрением механизации.
Плановый
объем зимней сплотки по Наркомлесу за два
последние года и ее рост приведены в табл. 2.
Таблица 2
Наименование главных
управлений
Главсевлес
Главвостлес
Главснблес *
Главдальлеспром
Главзападолес
Главлесоэкспорт . .
Главбумпром
Объем зимней
сплотки в тыс.
пл. м3
| 1935 г.
2 224
6 624
.
.. .
.
Итого по Наркомлесулесу
2 890
ПО
15
137
12 000
• Главсиблес в 1935 г. выделен из Главвостлеса.
1936 г.
2 750
7 935
805
300
25
\ 32
3 350
150
30
15 320
) 219
16
36
100
28,3
о/о
увеличения
и
широкая механизация зимних сплоточных работ.
Рост работ по зимней сплотке рационализированными и
механизированными способами требует от низовых руководителей—
десятников и бригадиров знания этих способов.
пл.
м3План зимней сплотки уже теперь превышает 15 млн.
, и для его выполнения необходимы рационализация
Техника выполнения большинства работ почти ежегодно
меняется, совершенствуется в связи с применением новых
способов механизации. Каждый бригадир и десятник должен
быть в курсе всех последних достижений и уметь использовать
на своих участках достижения других районов. Лишь
при активном участии всех работников можно будет внедрить
механизацию зимней сплотки.
оплата с точным учетом работы,
4) древесина бесперебойно поступает к механизмам, наские
бригады показали, что принятые нормы могут перевыполняться
в 2—3 и .более раз.
Каждый руководитель и особенно низовой командир —
десятник должен знать, что стахановские методы работ
возможны там, где: •
1) широко используются, все последние технические достижения,
2)
хорошо поставлено культурно-бытовое обслуживание
рабочих,
3) установлена
правильная прогрессивно - премиальная
можно достичь при организации работ стахановскими методами.
Уже
в 1935—1936 гг. отдельные стахановцы и стахановПовышения
производительности сплоточных механизмов
но и в значительной мере гарантирует успешное завершение
всей сплавной навигации. Там, где возможно сплавлять
транзитные челена, всю древесину следует сплачивать
зимой и отправлять в сплав с весенним! паводком.
Эта неоспоримая истина усвоена еще не всеми работниходимая
четкость в проведении весенних рейдовых работ.
Сокращая объем1
Зимняя сплотка решает не только успех весеннего сплава,
Стр.3
бочих, повышающее их квалификацию, что дает возможность
лучше освоить технику сплотки.
Все работы должны производиться по |3аранее выработанному
плану, на основе норм, выработанных с учетом
достижений стахановцев.
лажена правильная подача реквизита и имеется хороший
инструмент,
5) имеется живое и повседневное оперативное руководство,
6) проводится систематическое техническое обучение раДесятник
— технический работник, непосредственный организатор
и руководитель технологического процесса — должен
быть и организатором, застрельщиком стахановских
методов работы. Только при непосредственном его участии
стахановцы и стахановские бригады могут дать обра: цы
высокой .производительности труда. Поэтому каждый десятник
должен в совершенстве знать все технические приемы
выполнения отдельных операций и технологический процесс
в целом.
ную работу; по его данным участковая контора производит
оплату рабочих; поэтему учет работы и порядок оформления
документов должны' быть особенно хорошо ему известны.
Десятник дает бригадам наряды и принимает выполненВыполнение
перечисленных общих требований еще недостаточно
для достижения бригадами стахановских показателей.
При организации бригад должны быть учтены
следующие основные требования:
1. Каждая бригада должна состоять из строго определенвысокой
производственной дисциплины.
7. Все рабочие должны получить технические знания в
необходимом объеме (техминимум). Лишь квалифицированный
рабочий может дать образцы высокой производительности.
бокого
знания техники выполняемых работ. Табл. 3 содержит
сводные данные о производительности труда по
отдельным бригадам, собранные Волжско-Камским филиаТ
а б л и ц а 3
бригады по рабочим местам, их инструктаж и увязка работ
отдельных звеньев. Он следит за соблюдением правил техники
безопасности, ведет учет работы бригады и отвечает
за качественное и количественное выполнение бригадой производственного
задания.
Эта ответственная роль бригадира требует от него глуБригадир
— организатор и руководитель бригады.
На обязанности бригадира лежит расстановка членов
Фактическая
2
Место раооты
ного количества рабочих. В бригаде не должно быть ни
одного лишнего рабочего, а имеющееся количество рабочих
должно обеспечивать выполнение раоот с наименьшими затратами
труда.
й. Бригада должна быть разбита на отдельные звенья
(прирубщики, грузчики, подкатчики и т. .д.), а звено —
на определенное количество рабочих мест.
Работа отдельных звеньев должна быть строго увязана.
Выполнение работ каждого предыдущего звена должно
обеспечивать бесперебойную работу последующего. Количество
рабочих в звене зависит от типа челена, дальности
подкатки, сортимента и некоторых других условий.
3. Рабочие места должны содержаться в образцовом пошими
техническими приемами и в совершенстве владеть
инструментами, которые должны содержаться в хорошем
состоянии.
рядке.
4. Каждый рабочий должен выполнять работу наилучВыполняемая
работа
Пристань
Axмат
Кирлеса
Пристань Непряха
Сарапульского
леспромхоза
треста Удмуртлес
То
же
Чердынского
ский
Могильниковзатон
леспромхоза
треста
УралзападолесТо
же
Конная повен
в морские
плоты
Погрузка
морских плотов
Погрузка
безбабочных
обрубов
Устройство
огородков
к обрубам
грузка маток
Подкатка бреБригада
о
со
II
§1
?Хм
ОБердникова
Киселева
Тимкияа
Рубцова
Кирьянова
То
же
Велькова
Вешка
Войтенко
Куликова
]
:
29
28
10
8
в
8
3
3
—
20
20
и
о о
3,1
3,1
—
6
6
выработка
на 1 рабочего
1
= х
Ж
t={
CJ
u
'Т О
s и -б с•£>
5-
: SS
4.8:
32,5 —
41.0 52,0
2.9
52,3
26,6
5,2
7,4
1,14
1,14
1
2,7
1,3
6,5
10,9
отдыха и перерывов в работе должно быть установлено
определенное время.
6. Бригада может быть стахановской лишь при наличии
5. Рабочий день бригады должен быть уплотнен; для
11,8
6,5
—
ырапл.
Стр.4