И.И. Портнягин, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета Интеллектуальное развитие учащихся – спортсменов Задача полноценного развития личности, проявления ее индивидуальности на благо общества – центральная проблема педагогической науки. <...> Полноценным развитием человека можно заниматься начиная уже с детского возраста. <...> В определенной мере синонимом понятия «полноценное развитие» может являться «разностороннее развитие» личности. <...> Существует реальная проблема реализации этой цели воспитания при одностороннем проявлении способностей и мотиваций человека. <...> В этой связи требуются специальные психолого-педагогические исследования компенсаторных механизмов и педагогических потенциалов, позволяющих избежать деформации личности и стимулирующих ее к адаптации в многообразном социальном мире. <...> Их реализация находит выражение в изменении содержания образования, повышении требований к обшекультурному развитию учащихся. <...> В полной мере это относится и к физической культуре – сфере образования и воспитания учащихся. <...> Однако в физическом воспитании учащихся еще наблюдаются кризисные явления, характеризующиеся преобладанием старого над новым в освоении ценностей физической культуры, массового репродуктивного подхода над личностно ориентированным. <...> Это диктует необходимость внесения научно обоснованных изменений в физическое воспитание учащихся, а в его содержание – процесРассматриваются социальные, психолого-педагогические и профессиональные аспекты интеллектуального развития учащихся в процессе физического воспитания. <...> Анализируются теоретико-методологические основы развития интеллектуальных сил и возможностей учащихся в процессе физического воспитания и дается обоснование педагогических условий его осуществления. интеллектуальное развитие, спортивная деятельность, юные спортсмены. <...> In this work the possible ways of the development of a population of theoretical <...>