И.В. Жуланова, Волгоградский государственный педагогический университет А.М. Медведев, Волгоградская академия государственной службы Гуманитарный вектор высшего образования сегодня: намерения и возможности В настоящее время бесспорным стало утверждение о необходимости изменения ориентации высшего образования с учетом приоритета гуманистических ценностей. <...> На языке психологии это означает выбор в качестве целевых установок формирование субъекта будущей профессиональной деятельности и свободно самоопределяющейся личности. <...> На чем основаны такие представления и насколько они реалистичны и операционализируемы (оснащены пси хо ло го-педа го ги чес кими средствами)? <...> Во-пер вых, это представления о прогрессе в социальной, экономической, на уч но-тех ни чес кой, культурной, гуманитарной областях. <...> И в случае признания прогресса, и в случае фиксации распада социальных и образовательных институтов дальнейшая логика размышлений так или иначе приводит к пониманию неадекватности прежних концепций образования и необходимости выработки новых подходов. <...> При всех различиях в понимании развития оно представляется как несомненный факт. <...> Предполагается, что в вузовПСИХОЛОГИЯ ском образовании осуществляются «общеобразовательная подготовка и общее умственное развитие» [2, с. <...> В-третьих, это представления о переходе к субъектно ориентированной и личностно ориентированной парадигмам. <...> «Личностно ориентированное образование – это не формирование личности с заданными свойствами, – пишет В.В. Сериков, – а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса» (выделено. <...> «Как при этом соблюсти необходимую меру, – пишет В.В. Сериков, – равновесность между социальноэтической необходимостью и свободой развития, без чего не может быть подлинно личностного начала в человеке, не вернуться к уже показавшим свою несостоятельность <...>