В.В.Гребнева, Белгородский государственный национальный университет ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК КОЛЛЕКТИВНОГО СУБЪЕКТА ТРУДА исследование идентичности и процессов идентификации субъектов социально-психологического взаимодействия, основанных на человеческих ценностях, нуждается в адекватных подходах. <...> Для нас такими подходами явились концептуальные психоаналитические (З. Фрейд <...> процессы идентификации, лежащие в основе становления социальной идентичности, рассматри42 ваются как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом [2]. опыт ранней идентификации накладывает отпечаток на дальнейшие процессы социализации человека, его идентичность. <...> Эриксон использовал термин «идентичность» в разнообразных смыслах. в одном случае он относит данное понятие к сознательному чувству уникальности индивида, в другом – к бессознательному стремлению к непрерывности жизненного опыта, в третьем – к солидаризации с идеалами группы [6]. взгляды Эриксона на природу идентичности нам особенно интересны, так как он подвергает анализу идентичность в структуре Я человека в период юношества, в котором находятся студенты, составляющие наряду с преподавателями вуза коллективный субъект труда. <...> Юнг рассматривает идентичность через понятие персоны как сложной системы отношений между индивидуальным сознанием и социальностью. идентифицируя себя с обв социальном контексте ществом, человек вынужден использовать «персону» как удобный вид маски, рассчитанный на то, чтобы производить на других определенное впечатление, а также скрывать истинную природу индивидуума. <...> По мнению Юнга, социум ожидает от каждого человека, что тот как можно лучше будет играть отведенную ему (обществом, семьей, коллективом, группой) роль [8]. в гуманистической психологии социальной идентичности противопоставляется самоидентичность, обладающая личностными диспозициями как объяснением <...>