И.В. Рыжкова, Мурманский государственный педагогический университет Международный проект как инструмент трансграничного сотрудничества в Баренцрегионе Из опыта работы Мурманского государственного педагогического университета 12 МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ нерства сопровождается совместной разработкой международных проектов и программ, созданием новых технологий, инструментов и методов научно-исследовательской работы» [5, c. <...> Современный этап интернационализации высшего образования «связан с тенденцией глобализации образования и науки и характеризуется переходом от эпизодических международных контактов в научно-об разо вательной области между отдельными странами к содержательной научной кооперации и всестороннему партнерству. <...> Углубление такого партТенденцией, определяющей международную деятельность современного университета, становится движение к стратегическому партнерству, углубляющему базу знаний вузов и повышающему их конкурентоспособность на рынке научно-образовательных услуг. <...> Разграничивая понятия «кооперация» и «партнерство» как различные уровни интернационализации вузовской науки, М.Н. Певзнер и А.Г. Ширин отмечают, что «партнерство включает в себя развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, процесс поиска новых альтернативных решений задач стратегического развития, содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества научно-образовательных услуг, которую изучают и развивают все партнеры». <...> Создание международной сети вузов-партнеров, договорные отношения между вузами, а также проектно-грантовая деятельность наряду с другими характеристиками рассматриваются учеными в качестве базовых признаков стратегического партнерства в области развития вузовской науки [5, с. <...> На сегодняшний день в образовательноисследовательском про странстве нашего университета доминируют проекты так называемого смешанного или интегративного типа, т.е. проекты <...>