Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Тезисы о духе // Вопр. методики обуч. нар. дек.-прикл. искусству. Тез. докл. науч.-практ. конф. – Краснодар: КГУКИ, 2008. – С. 75-81. (80,00 руб.)

0   0
АвторыШабалин Дмитрий Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID149168
АннотацияРассмотрена экзистенция духа в человеке.
Кому рекомендованостудентам, преподавателям, аспирантам
УДК78.03(09) (47)
ББК85.313 (2)
Тезисы о духе // Вопр. методики обуч. нар. дек.-прикл. искусству. Тез. докл. науч.-практ. конф. – Краснодар: КГУКИ, 2008. – С. 75-81. / Д.С. Шабалин .— : [Б.и.], 2008 .— 7 с. — URL: https://rucont.ru/efd/149168 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Д. С. Шабалин ТЕЗИСЫ О ДУХЕ Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и администрации Краснодарского края (проект № 08-04-38402а/Ю). <...> Дух, если и принимался во внимание в гуманитарных исследованиях последнего столетия, то как бы неохотно, когда обойтись без этого было невозможно. <...> Дает о себе знать и трудность его рассмотрения – в силу физической «неосязаемости». <...> Хотя классики диамата и снисходили до рассмотрения духа, но явно с дискриминационных позиций – помещая в кавычки, ср. известное выражение Маркса и Энгельса: «На «духе» с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей» (Маркс К. и Энгельс Ф. <...> Но материя – не проклятье для духа, а единственная возможность его посюстороннего существования. <...> Но, занимаясь гуманитарными проблемами, мы так или иначе обязаны вовлекать его в свои исследования, учитывать его воздействия. <...> О рассмотрении роли духа в его взаимодействии с материей с позиций современного знания речь в предложенных тезисах. <...> В чистом виде – в отдельности от материи и вне связи с материейдух, как известно, непознаваем: он лишен каких бы то ни было внешних, фиксируемых органами чувств, определенностей, которые только и могут доставлять знанию данные. <...> Ни пространственно-временных, ни качественно-количественных, ни гравитационных, ни любых других свойств, включая и такие, для обнаружения которых у человека «не предусмотрено» органов чувств и им не разработано какого-либо физического инструментария, дух не имеет. <...> Возможно, что чистого, вне материи духа вообще не существует, но порождается он только с материей и через материю, которую оживотворяет и одухотворяет. <...> Пребывая в живой или в одухотворенной материи, он проявляет себя, тем не менее, не как ее физическое свойство: мы знаем и уверены в том, что дух существует в нас, но не знаем, в каком месте. <...> В одухотворенной материи, к каковой относятся, например, произведения культуры и искусства, он так же физически отсутствует. <...> По этим <...>
Тезисы_о_духе__Вопр._методики_обуч._нар._дек.-прикл._искусству._Тез._докл._науч.-практ._конф._–_Краснодар_КГУКИ,_2008._–_С._75-81..pdf
Опубликовано в сб. Вопросы методики обучения народному декоративно-прикладному искусству. Тез. докл. науч.-практ. конф. – Краснодар: КГУКИ, 2008. – С. 75-81. Д. С. Шабалин ТЕЗИСЫ О ДУХЕ Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и администрации Краснодарского края (проект № 08-04-38402а/Ю). Дух, если и принимался во внимание в гуманитарных исследованиях последнего столетия, то как бы неохотно, когда обойтись без этого было невозможно. Дух, вероятно, вообще отнесли бы к богословию, но отказывать ему в естественном существова75
Стр.1
нии, это отрицать самого себя. Дает о себе знать и трудность его рассмотрения – в силу физической «неосязаемости». Сказываются и последствия многолетнего господства государственной идеологии материализма. Хотя классики диамата и снисходили до рассмотрения духа, но явно с дискриминационных позиций – помещая в кавычки, ср. известное выражение Маркса и Энгельса: «На «духе» с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – Изд. 2, т. 3. – С. 29). Но материя – не проклятье для духа, а единственная возможность его посюстороннего существования. Материализм не мог не досадовать на дух – как лиса на виноград: за него непосредственно не ухватишься. Но, занимаясь гуманитарными проблемами, мы так или иначе обязаны вовлекать его в свои исследования, учитывать его воздействия. О рассмотрении роли духа в его взаимодействии с материей с позиций современного знания речь в предложенных тезисах. В чистом виде – в отдельности от материи и вне связи с материей – дух, как известно, непознаваем: он лишен каких бы то ни было внешних, фиксируемых органами чувств, определенностей, которые только и могут доставлять знанию данные. Ни пространственно-временных, ни качественно-количественных, ни гравитационных, ни любых других свойств, включая и такие, для обнаружения которых у человека «не предусмотрено» органов чувств и им не разработано какого-либо физического инструментария, дух не имеет. Возможно, что чистого, вне материи духа вообще не существует, но порождается он только с материей и через материю, которую оживотворяет и одухотворяет. Пребывая в живой или в одухотворенной материи, он проявляет себя, тем не менее, не как ее физическое свойство: мы знаем и уверены в том, что дух существует в нас, но не знаем, в каком месте. В одухотворенной материи, к каковой относятся, например, произведения культуры и искусства, он так же физически отсутствует. Однако же его действия сказываются на материи и наблюдаются в ней как результаты его влияния на материю. По этим продуктам деятельности в материи, по отражениям в ней или «отпечаткам» дух и познается. Служить устойчивым физическим носителем духа – в этом состоит основная функция живой или одухотворенной материи. Дух подчиняет физические свойства материальных носителей сво76
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ