Д. С. Шабалин
ТЕЗИСЫ О ДУХЕ
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и администрации Краснодарского края (проект № 08-04-38402а/Ю). <...> Дух, если и принимался во внимание в гуманитарных исследованиях последнего
столетия, то как бы неохотно, когда обойтись без этого было невозможно. <...> Дает о себе знать и трудность его рассмотрения – в силу
физической «неосязаемости». <...> Хотя классики диамата и снисходили до
рассмотрения духа, но явно с дискриминационных позиций – помещая в кавычки, ср.
известное выражение Маркса и Энгельса: «На «духе» с самого начала лежит проклятие
– быть «отягощенным» материей» (Маркс К. и Энгельс Ф. <...> Но материя – не проклятье для духа, а единственная возможность его посюстороннего
существования. <...> Но, занимаясь гуманитарными проблемами, мы
так или иначе обязаны вовлекать его в свои исследования, учитывать его воздействия. <...> О рассмотрении роли духа в его взаимодействии с материей с позиций современного
знания речь в предложенных тезисах. <...> В чистом виде – в отдельности от материи и вне связи с материей – дух, как известно, непознаваем: он лишен каких бы то ни было внешних, фиксируемых органами
чувств, определенностей, которые только и могут доставлять знанию данные. <...> Ни пространственно-временных, ни качественно-количественных, ни гравитационных, ни любых других свойств, включая и такие, для обнаружения которых у человека «не предусмотрено» органов чувств и им не разработано какого-либо физического инструментария, дух не имеет. <...> Возможно, что чистого, вне материи духа вообще не существует, но
порождается он только с материей и через материю, которую оживотворяет и одухотворяет. <...> Пребывая в живой или в одухотворенной материи, он проявляет себя, тем не
менее, не как ее физическое свойство: мы знаем и уверены в том, что дух существует в
нас, но не знаем, в каком месте. <...> В одухотворенной материи, к каковой относятся,
например, произведения культуры и искусства, он так же физически отсутствует. <...> По этим <...>
Тезисы_о_духе__Вопр._методики_обуч._нар._дек.-прикл._искусству._Тез._докл._науч.-практ._конф._–_Краснодар_КГУКИ,_2008._–_С._75-81..pdf
Опубликовано в сб. Вопросы методики обучения народному декоративно-прикладному
искусству. Тез. докл. науч.-практ. конф. – Краснодар: КГУКИ, 2008. – С. 75-81.
Д. С. Шабалин
ТЕЗИСЫ О ДУХЕ
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и администрации Краснодарского
края (проект № 08-04-38402а/Ю).
Дух, если и принимался во внимание в гуманитарных исследованиях последнего
столетия, то как бы неохотно, когда обойтись без этого было невозможно. Дух, вероятно,
вообще отнесли бы к богословию, но отказывать ему в естественном существова75
Стр.1
нии, это отрицать самого себя. Дает о себе знать и трудность его рассмотрения – в силу
физической «неосязаемости». Сказываются и последствия многолетнего господства
государственной идеологии материализма. Хотя классики диамата и снисходили до
рассмотрения духа, но явно с дискриминационных позиций – помещая в кавычки, ср.
известное выражение Маркса и Энгельса: «На «духе» с самого начала лежит проклятие
– быть «отягощенным» материей» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – Изд. 2, т. 3. – С. 29).
Но материя – не проклятье для духа, а единственная возможность его посюстороннего
существования. Материализм не мог не досадовать на дух – как лиса на виноград: за
него непосредственно не ухватишься. Но, занимаясь гуманитарными проблемами, мы
так или иначе обязаны вовлекать его в свои исследования, учитывать его воздействия.
О рассмотрении роли духа в его взаимодействии с материей с позиций современного
знания речь в предложенных тезисах.
В чистом виде – в отдельности от материи и вне связи с материей – дух, как известно,
непознаваем: он лишен каких бы то ни было внешних, фиксируемых органами
чувств, определенностей, которые только и могут доставлять знанию данные. Ни пространственно-временных,
ни качественно-количественных, ни гравитационных, ни любых
других свойств, включая и такие, для обнаружения которых у человека «не предусмотрено»
органов чувств и им не разработано какого-либо физического инструментария,
дух не имеет. Возможно, что чистого, вне материи духа вообще не существует, но
порождается он только с материей и через материю, которую оживотворяет и одухотворяет.
Пребывая в живой или в одухотворенной материи, он проявляет себя, тем не
менее, не как ее физическое свойство: мы знаем и уверены в том, что дух существует в
нас, но не знаем, в каком месте. В одухотворенной материи, к каковой относятся,
например, произведения культуры и искусства, он так же физически отсутствует. Однако
же его действия сказываются на материи и наблюдаются в ней как результаты его
влияния на материю. По этим продуктам деятельности в материи, по отражениям в ней
или «отпечаткам» дух и познается.
Служить устойчивым физическим носителем духа – в этом состоит основная
функция живой или одухотворенной материи. Дух подчиняет физические свойства материальных
носителей сво76
Стр.2