психолого-педагогический форум И.А. Караваева, Ижевский государственный технический университет Конструирование смысла содержания обучения Решение задач гуманизации образования, широко обсуждаемых в последнее время в педагогической литературе, по нашему мнению, невозможно без вариативности предъявления содержания образования как в отношении каждого обучающегося в виде так называемых образовательных траекторий, так и применительно к учебной дисциплине в изложении конкретного преподавателя. <...> Если число образовательных траекторий ограничено нормативными актами, то количество вариантов интерпретаций стандарта по учебной дисциплине соотносимо с численностью преподавателей. <...> Отсюда возникает вопрос о пределах возможных вариаций смысла содержания учебной дисциплины и их соответствии стандарту. <...> Введение в стране государственных образовательных стандартов призвано решить достаточно широкий круг проблем, в том числе связанных с сохранением единого образовательного пространства страны. <...> Стандарты служат «ядром», социальной нормой качества образования, предъявляющей минимально необходимые требования к уровню подготовки специалистов. <...> С одной стороны, среди проблем, связанных с введением в образовательный процесс стандартов, выделяется их недиагностичность, декларативность и, как следствие, невозможность, неопределенность в вопросах контроля над качеством результатов обучения [6]. <...> Решения, связанные с обеспечением диагностичности стандартов, отсылают нас к рассмотрению различных способов структурирования государственных образовательных стандартов и, соответственно, структурирования предметного содержания в вариантах, пригодных для контроля. <...> Проблема предъявления смысла содержания обучения рассмотрена как проблема существования субъекта преподавания. <...> Показаны условия предъявления субъектности преподавателя при конструировании содержания преподаваемой дисциплины <...>