Вопросы филологических наук, № 4, 2012
Литературоведение
Русская литература
Щербакова Н.С., аспирант Московского
педагогического университета
ОТ ДЕЙСТВЕННОЙ ДРАМЫ – К ДРАМЕ_ TALK. ФЕНОМЕН ТРАНСФОРМАЦИИ
ДРАМАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ.
Вопрос о форме более чем актуален в современной драматургии. Вопрос сложный,
многое уже написано по этому поводу, споры продолжаются. Что же такое новая драма?
А новая ли она? Или это просто новые пьесы, актуальное искусство? Имеет ли она связи с
«новой драмой» Чехова, Гауптмана, Стриндберга, драматургами «новой волны» – Петрушевской,
Галина, Злотникова или это явление, исключительно насаждённое сверху миссионерами
Лондонского театра «Ройял Корт» в 1999 году, не имеющего никаких органических
причин? Термин «новой драмы» прочно закрепляется в вузовских учебниках, серьёзных
журналах. То ли по одноименному фестивалю «Новая драма», то ли это параллели с
«новой драмой» рубежа XIX-XX веков. Сами участники этого движения не вполне могут
это разъяснить. В интервью с драматургом Иваном Вырыпаевым (« Я не Чацкий») театральный
критик Марина Дмитриевская задала ему вопрос, почему именно «новая драма», а
не как-то по другому?
Иван Вырыпаев:〈…〉 Назвали «Новая драма», потому что критики не смогли подобрать
во избежание лишних вопросов.
В чем трансформация? В форме. И отсюда, все вытекающие последствия.
От формы действенной коллизии ( само слово драма от греческого drama- действие) драма
переходит в чисто словесно план, асценичность; по названию одного из фестивалей современной
драматургии – Драма_talk (драма слова, драма разговора). «Фиксация речи и ситуации
дает начало почти любой «новой драме», иногда ею же и исчерпывается»2. Театральный
критик Григорий Заславский дал этому явлению термин «бумажная драматургия»: «Нынешнее
поколение драматургов, особенно поколение тридцати-сорокалетних, работает, если
можно так сказать, на «бумажную перспективу»3.
Само новое движении характеризуется отрицанием: нет сюжета, нет действия, конструкции,
системы завязка-развяка, конфликт. Режиссер К. Серебренников: «Они все обладают
очень странной, дискретной, разорванной структурой. И видимо, в этом и есть их формат.
У них шесть финалов, у них не конец, а многоточие в конце… Мы видим практически полное
отсутствие так называемой «хорошо сделанной пьесы»4.
Григорий Заславский отмечает, что движение приобрело массовый характер. Писать
драму стали многие, вследствие тотального упрощения: «Судя по текстам, которые можно
прочесть на странице конкурса «Евразия» или www.newdrama.ru,... сегодня пьесы часто пи1
Вырыпаев И. Я не Чацкий: Интервью с Мариной Дмитриевской // Рос. газ.2003. 4 авг.
2 Заславский Г. Современная пьеса: на полпути между жизнью и сценой // PRO SCENIUM. Вопросы
театра. 2007.
3 Заславский Г. «Бумажная драматургия; авангард, арьергард или андеграунд современного театра? //
Знамя.1999. №9.
4 Максимова В., Серебренников К. Новая драма, «Мещане» и другие… // Страстной бульвар. 10, 2003.
№3. С.63.
6
слов1. «Новые драматурги» уходят от вопроса, кто их учителя, где их корни.
В последнее время прослеживается тенденция употреблять термин «новая новая» драма,
Стр.1
Вопросы филологических наук, № 4, 2012
шутся людьми, не знающими элементарных законов сюжетосложения, не бывающими в театрах…»1.
Возникает
вопрос. А драма ли это? Или это уже что-то другое, какой-то новый жанр, под
который ещё не содана терминологическая база? Пример жанровой системы современной
драматургии: «квартира в двух действиях», «альбом», «опера первого дня», «колониальная
драма», «жизнь без антракта», «драматическое путешествие во времени», «правдивые зарисовки
с натуры в городе, который есть…». Иногда жанр никак не обозначается, просто пьеса
в одной иди двух частях.
Последнее время массовое явление приобретает явление читок, которая во многих случаях
становится популярнее спектакля и идёт «новой драме» куда больше, чем постановка. Новые
пьесы больше открыты для чтения, чем для сцены. Читка в данном случае – не как ремесленный
процесс, «обратка» театральной жизни, но как некий перформанс. Филолог Марк
Липовецкий выпустит в 2012 году книгу, которая так и называется: «Новая драма. Перформансы
насилия». Идет попытка переосмысления жанра. Театральный критик Олег Лоевский
обозначает этот феномен как «расширенные этюды с элементами драматургии натуральной
школы»2. Это не жизнь целиком, в полном объёме; это картинки, зарисовки, «срочное фото»,
фиксирующие жизнь в сию минутных моментах. Отсюда и отсутствие сюжета, потому что
эти разрозненные, пестрые картинки жизни не обязательно должны монтироваться друг с
другом. Сюжеты ограничиваются описанием одной-нескольких ситуаций, «авторы сводят
героев к функциям»3, сравнение со считалочкой, стремление к схематичности, «диалоги в
«новой драме» даны вместо поступков, разговоры заменяют необходимость что-то делать,
предпринимать»4. Драматурги объясняют это тем, что они ничего не сочиняют, а просто
описывают, хотят показать «сырую реальность» времени. «Стало возможным и даже модным
быть драматургом и ничего при этом не придумывать» 5. «Особого мастерства сочинение такой
«дословной» пьесы не требует, творчество оказывается доступным»6. То ли это действительно
так, то ли это действительно просто удобно: незнакомство, незнание законов и правил
сцены. Горький неоднократно говорил о том, что драма – самая трудная форма литературы,
«каждая действующая единица в ней характеризуется и словом и делом самосильно,
без подсказывания со стороны автора»7. Горький не скрывал, что его постигло много неудач
на этом поприще: ни одна, ни две и не три неудачных пьесы, прежде чем понять саму суть
этого явления. Об этом говорил и Гоголь. Толстой не раз признавался в своей
опрометчивости, думая, что написать пьесу не так сложно. Но: наталкивался на железные
законы драмы и долго учился им.
Отсюда сравнение «новой драмы» с « одноразовым шприцем» 8 по причине сию минутного
выхваченного момента, констатации факта. Горький: «Факт – ещё не вся правда, он –
только сырье, из которого следует выплавливать, извлечь настоящую правду искусства…
Литература не подчиняется частному факту, она – выше его. Нужно научиться выщипывать
несущественное оперение факта, нужно уметь извлекать из факта смысл…»9.
1 Заславский Г. Современная пьеса: на полпути между жизнью и сценой // PRO SCENIUM. Вопросы
театра. 2007.
2 Заславский Г. Современная пьеса: на полпути между жизнью и сценой // PRO SCENIUM. Вопросы
театра. 2007.
3 Там же.
4Там же. С.39.
5 Там же. С. 47.
6 Там же. С. 47.
7 Мастерство писателя. Антология журнала «Литературная учеба». 2005.
8 Формы новые нужны, драмы всякие важны // Указ. соч.
9 Мастерство писателя. Антология журнала «Литературная учеба». 2005.
7
Стр.2
Вопросы филологических наук, № 4, 2012
Человеческое восприятие работает тоже по определённым законам. После двадцати минут
внимание будет ослабевать. А когда в пьесе нет действия, а весь сюжет построен на словесном
плане, понятно, что сама длительность пьес будет сокращаться. Отсюда – привязанность
к малым формам, коротким историям, минимум персонажей, истории на двоих-троих,
моно-истории . Пьесы в основном в одном действии. Драматурги объясняют это тем, что сама
жизнь сконцентрировалась, сузилась, всё ускорилось, стало более динамичным и компактным.
Объяснить можно что угодно и как угодно. Но опять же, на то есть и чисто рациональные
причины; нужно знать законы, и не будет дистанций на короткие расстояния. Театральный
обозреватель газеты «Время новостей» Александр Соколянский пишет так: «Они
эффектно конструируют ситуацию, но совершенно не знают, что делать с сюжетом: в лучшем
случает предлагают ритмический сюжет с минимумом вариаций. Должно быть поэтому
театральные представления за последние годы заметно укоротились»1.
Также Заславский сравнивает это с анекдотом, случаем, рассказом из жизни, драму не
как жанра, а драма в понимании истории. Говоря о «новой драме», водит термин « клубной
культуры». «Театр-живые картинки», театр- казус, театр-анекдот, театр-клуб»2. «Завсегдатаи
не театров, а клубов, они тянутся друг к другу»3.
И тут дело не только в том, что «новая драма» стремится к маргинальности, рассматривает
людей «дна». Обозреватель журнала «Театр» Алла Шендерова: «Если на сцене вам рассказывают
про инцест, изнасилование, убийство или однополую любовь, чередуя действия с
разговорами о смысле жизни, пересыпанными обильным матом, знайте: это Новая Драма»4.
Дело ещё и в форме. О тех же людях «дна» можно рассказать по-другому: с сюжетом,
конфликтом, действием, а не только театром слова; характерами, а не схемами; синтезом,
обобщением, а не дословными фактами, сырой реальностью, описанием; рассмотреть не отдельные
локальные ситуации, а жизнь целиком, отжатую до квинтэссенции. Пример этого
мы знаем. Но это трудный путь, на который не каждый хочет вставать. Отсюда – массовость
явления «новой драмы» в силу отработанной, даже можно сказать конвейерной формы. Герои
говорят, а не действуют. А говорить они должны о чем-то остром, эпатирующем, зритель
иначе уйдет с представления, так и не дождавшись финала. «Говорящую голову» слушать
долго невозможно. Но случае если эта голова говорит что-то такое, о чего люди приходят в
ужас, они могут и задержаться.
Горький в своей статье «О пьесах» писал: «Творчество» большинства драматургов наших
сводится к механическому, часто непродуманному и произвольному сочетанию фактов в
рамках «заранее обдуманного намерения… Основное значение искусства – возвыситься над
действительностью».5
На Западе мода на «новую драму» угасает. Руководитель Международной ассоциации
театральных критиков Ян Херберт в интервью радиостанции «Маяк» признался, что в «Ройял
Корт «устали от густого социального реализма… Когда следующий наркоман выходит на
сцену, в зале раздаётся усталый вздох»6.
Драма – непрерывно развивающийся процесс, поэтому трансформация в ней шла всегда,
со времён её появления и по сей день, и на всех уровнях: структура, форма, тематика, конфликт,
сюжет, жанр, язык. Теоретик драмы Чистюхин в работе «О драме и драматургии»
1 Соколянский А. О Свежей крови // Профиль. 2003. № 43. 17 ноября.
2 Заславский Г. Современная пьеса: на полпути между жизнью и сценой // PRO SCENIUM. Вопросы
театра. 2007.
3 Заславский Г. Современная пьеса: на полпути между жизнью и сценой // PRO SCENIUM. Вопросы
театра. 2007.
4 Шендерова А. Драма времен Интернета и мобильника // Итоги. 2003. № 14. 8 апреля.
5 Мастерство писателя. Антология журнала «Литературная учеба». 2005.
6 Заславский Г. Современная пьеса: на полпути между жизнью и сценой // PRO SCENIUM. Вопросы
театра. 2007.
8
Стр.3