Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Развитие творческих способностей у малышей от полутора до четырех лет. Первый год обучения (1,5 – 2 года): методическое пособие и разработка уроков для педагогов и родителей (220,00 руб.)

1   0
Первый авторШафоростова Ольга Васильевна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц68
ID279209
АннотацияДанное методическое пособие и разработка уроков «Развитие творческих способностей у малышей. Первый год обучения (1,5 – 2 года)» создано в помощь педагогам, работающим на подготовительных отделениях детских музыкальных школ и школ искусств.
Шафоростова, О.В. Развитие творческих способностей у малышей от полутора до четырех лет. Первый год обучения (1,5 – 2 года): методическое пособие и разработка уроков для педагогов и родителей / О.В. Шафоростова .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2006 .— 68 с. — URL: https://rucont.ru/efd/279209 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ШАФОРОСТОВА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МАЛЫШЕЙ ОТ ПОЛУТОРА ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (1,5 – 2 ГОДА) МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И РАЗРАБОТКА УРОКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ЧЕЛЯБИНСК 2006 Щ 310.70 Ш 30 Шафоростова О.В. <...> Развитие творческих способностей у малышей Текст: метод. пособие / О.В. Шафоростова. <...> Данное методическое пособие и разработка уроков «Развитие творческих способностей у малышей. <...> Рецензент - И.Г. Вершинина, преподаватель теоретических дисциплин Центральной музыкальной школы г. Челябинска Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧИМ © Шафоростова О.В., 2006 © Челябинский институт музыки им. <...> А родители на уроках обязательно должны присутствовать, так как они дают малышу чувство психологической защищенности, кроме того, не пассивно созерцают, а являются активными участниками урока: поют, танцуют, играют на шумовых инструментах, помогают детям в играх и являются для них примером. <...> Обязательной формой работы на уроке с малышами являются пальчиковые игры, ведь тренировка пальцев также развивает интеллект. <...> Театральные сценки (изображаем животных, их походку или трудовые движения, например, «Медведь и заяц» или «Танец ткачей»). <...> Танцы с простейшими хореографическими элементами: притопы, прихлопы, движение по кругу, в парах с мамами, с подскоками и т.д. <...> Это могут быть фонограммы танцев народов мира (например, французский танец «Ковер», еврейский танец «Верблюд», румынский танец с лентами, немецкий танец «Ножка» и т.д.) <...> Развитие творческих навыков (пение, движение под музыку, рисование, лепка, аппликация, театральные игры, импровизация на шумовых инструментах). <...> Развитие речи (звуковые стихи, стихи с жестами, пальчиковые игры и стихи, упражнения на осязание, упражнения с мелкими предметами для развития общей и мелкой моторики). <...> Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры и упражнения с мелкими предметами). <...> Для работы необходимы легкие шифоновые платки, ленты, мячи, свечи <...>
Развитие_творческих_способностей_у_малышей_от_полутора_до_четырех_лет._Первый_год_обучения_(1,5_–_2_года)_методическое_п_особие_и_разработка_уроков__для_педагогов_и_родителей.pdf
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ ИМ. П.И.ЧАЙКОВСКОГО О.В.ШАФОРОСТОВА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МАЛЫШЕЙ ОТ ПОЛУТОРА ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (1,5 – 2 ГОДА) МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И РАЗРАБОТКА УРОКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ЧЕЛЯБИНСК 2006
Стр.1
Щ 310.70 Ш 30 Шафоростова О.В. Развитие творческих способностей у малышей Текст: метод. пособие / О.В. Шафоростова. – Челябинск: ЧИМ, 2006.- 78с. Данное методическое пособие и разработка уроков «Развитие творческих способностей у малышей. Первый год обучения (1,5 – 2 года)» создано в помощь педагогам, работающим на подготовительных отделениях детских музыкальных школ и школ искусств. Рецензент - И.Г. Вершинина, преподаватель теоретических дисциплин Центральной музыкальной школы г. Челябинска Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧИМ © Шафоростова О.В., 2006 © Челябинский институт музыки им. П.И.Чайковского, 2006 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Развитие творческих способностей у самых маленьких – это очень интересная область музыкальной педагогики. В последнее время в ДМШ и ДШИ широко используется практика набора дошкольников в группы эстетического развития. В них набирают всех желающих детей, начиная с 4-5 лет. Но опыт последних лет показал, что чем раньше начинается активное развитие творческих способностей ребенка, тем ярче результаты. Уже бесспорным стало утверждение, что развивать детей нужно с самого рождения и даже до него. В литературе 90-х годов многими педагогами и учеными доказано, что раннее развитие детей необходимо. И это нужно не для воспитания гениев, а для развития мозга, структуры которого формируются к трём годам на 80%. В известной работе Масару Ибука «После трех уже поздно» (М., 1992 г.) раскрываются основные методы творческого развития малышей. Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации, «перекормить» его невозможно – он «отключается». Разговоры о том, что мы лишаем маленьких учеников детства, занимаясь с ними разными видами творческой деятельности, - беспочвенны. Для малыша нет понятий «трудно» и «легко», всё для него ново, а значит интересно. И запоминает он только то, что его увлекает. Дети развиваются с потрясающей скоростью. И главная наша задача – «ловить» момент, когда им что-то интересно, ведь тогда это нетрудно выучить. Интерес нуждается в подкреплении, так как быстро пропадает. А любопытство ребенка безгранично, и впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий детей. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Из всех видов человеческой творческой деятельности именно музыкальное воспитание является наиболее предпочтительным в раннем возрасте. Известно, что мозг человека с рождения способен воспринимать музыку, так как это своего рода предъязык. Поэтому раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга и абстрактного мышления. Музыкальная педагогика последних лет показала, что всех детей надо обучать музыке. Главная задача любой методики, приема – помочь каждому ребенку, независимо от его природных данных, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность. Обучение игре на инструменте можно начинать, когда сформированы речевые навыки. До этого погружение в мир музыки лишь пассивное, поэтому предпочтительнее групповые занятия: слуховое развитие, ритмические импровизации, пение, музыкальные игры, гимнастика, свободное сольфеджирование, знакомство с цветными нотами и т.д. Раннее обучение – это не пичканье информацией, а развитие умения оценивать и воспринимать (характер, эмоции, чувствительность). Ученые доказали, что музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на внешности ребёнка (делает лицо красивым). Кроме того, музыка улучшает характер детей, благотворно воздействует на психологическое состояние, 3
Стр.3
способствует общему развитию и обладает целебными свойствами. В книге Т.Б.Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я – детский педагог» (Санкт-Петербург, 1996г.), в главе «Педагог - музыкотерапевт. Музыка и здоровье» этот аспект освещается подробно, что является еще одним важным аргументом в пользу раннего музыкального развития детей. Предлагаемое методическое пособие опирается на программу раннего развития музыкальных способностей (Шафоростова О.В. Программа раннего развития музыкальных способностей/ О.Шафоростова.- Челябинск, ЧИМ, 2005) Основные задачи первого года обучения: умение концентрировать своё внимание на заданиях и слушании музыки, переключаться с одного образа на другой (со сменой характера музыки), эмоциональное развитие. Родителям очень важно как можно раньше приобщить своего ребёнка к систематическим занятиям музыкой, ведь во многих кружках принимают детей только с четырех лет. Кроме того, детям необходимо общение между собой (в садик многие не ходят). На занятиях также есть возможность преодоления застенчивости или гиперактивности ребёнка. Занятия с малышами проходят раз в неделю, каждый урок по 45 минут. Одного раза в неделю достаточно, так как для маленького ребенка посещение школы – это целое событие, и он еще несколько дней после этого находится под сильным впечатлением. У очень эмоциональных детей может даже измениться поведение и нарушиться сон. Поэтому чаще одного раза в неделю встречаться на групповых занятиях нецелесообразно. Кроме того, на наших занятиях даются основные направления и рекомендации родителям для домашней работы. По хрестоматии они вспоминают материал урока и привыкают регулярно заниматься со своим ребенком. Это очень важно с точки зрения педагогики, так как родители должны быть нашими единомышленниками, и постоянное содружество с ними всегда даёт прекрасные результаты. На занятиях с малышами зачастую ведётся работа не с ребенком, а с его родителями. Необходимо подсказывать им, как не навязывать свое мнение детям и не давить на них, как предлагать формы работы и наблюдать, к чему у малыша предрасположенность. В группе должно быть не меньше 3 и не более 6-8 человек, так как вместе с мамами это уже большой коллектив, достаточно шумный, эмоциональный, способный утомить маленького ребенка. А родители на уроках обязательно должны присутствовать, так как они дают малышу чувство психологической защищенности, кроме того, не пассивно созерцают, а являются активными участниками урока: поют, танцуют, играют на шумовых инструментах, помогают детям в играх и являются для них примером. Японский скрипач Синити Судзуки выдвигает обязательное требование к родителям своих учеников: обучаться вместе с ними. Без этого успех невозможен. Мамы и папы должны создать дома тот же образно-эмоциональный настрой, что и на уроке. Дети постарше могут самостоятельно погружаться в этот мир, а у малышей это не получается. Если у родителей нет интереса и желания вместе с ребенком заниматься, то у малыша со временем появляется лень (форма равнодушия и отсутствие интереса). Постоянное содружество детей и родителей влияет на 4
Стр.4
взаимопонимание и взаимоуважение друг к другу. Это очень важный психолого-педагогический прием. Данная книга может быть полезна не только педагогам, но и родителям малышей при домашней работе с ними. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ Работа с малышами требует от педагога огромных душевных затрат и творческого азарта. Это всегда импровизация, она не укладывается в заданные схемы, рамки, границы. Нужно уметь быстро перестраиваться, а точнее подстраиваться под своих учеников в памперсах и с сосками. Педагог должен очень хорошо чувствовать атмосферу в классе и уметь быстро менять формы работы. Для этого надо обладать педагогическим оптимизмом и уметь дозированно «переливать» свою творческую энергию в учеников и их родителей. Не следует торопить педагогический процесс. Очень важно, чтобы на ваших занятиях было всегда интересно, и чтобы интерес развился во что-то серьезное (в способности). Успехи в одном деле дают уверенность в других делах. Поэтому на уроках должны быть разные формы творческой деятельности, чтобы помочь ребенку найти себя. На уроках с малышами 1,5 – 2х лет необходимо заниматься рисованием, лепкой, аппликацией, оригами (бумажное конструирование), так как это развивает творческие задатки учеников (ловкость рук и самовыражение способствуют развитию интеллекта и фантазии). Карандаш нужно дать малышу как можно раньше – это очень важно для его развития. Рисовать следует не только на альбомных листах, но и на старых обоях, на полу, мелом на доске, так как существует мнение, что стандартная бумага для рисования формирует и стандартного человека. Развитие интеллекта стимулируют и физические упражнения. Поэтому на занятиях с малышами должны быть и такие формы работы, как бег, прыжки, упражнения с мячом, со скакалкой, стихи с жестами, игры с использованием крупных движений рук, ног, головы, туловища. Чем раньше начинаются эти занятия, тем лучше результаты. Обязательной формой работы на уроке с малышами являются пальчиковые игры, ведь тренировка пальцев также развивает интеллект. Все стихи, заучиваемые малышами, обязательно сопровождаются мимикой, жестами, движениями туловища и пальчиков. Игры по ролям развивают творческие задатки детей, поэтому на каждом уроке обязательно инсценируется песня, стих или сказка. Кроме того, используются элементы теневого театра, кукольного, рисованного, фольклорного и просмотр диафильмов. Все виды творческой деятельности на уроках проходят под классическую и народную музыку. Это очень важный момент. Научные эксперименты подтвердили предрасположенность новорожденных детей к слушанию и восприятию классической музыки. Необходимо окружать ребенка лучшим, что создало человечество, чтобы в его сознании образовалось представление об 5
Стр.5
истинном искусстве. Это представление будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни. На каждом уроке обязательно разучиваются два – три танца, которые можно разделить на две группы: 1. Театральные сценки (изображаем животных, их походку или трудовые движения, например, «Медведь и заяц» или «Танец ткачей»). К первой группе можно отнести и песни с инсценировкой (например, песня-танец «Цыплята» или «Потанцуй со мной, дружок»). 2. Танцы с простейшими хореографическими элементами: притопы, прихлопы, движение по кругу, в парах с мамами, с подскоками и т.д. Музыка для танцев используется самая разнообразная. Это могут быть фонограммы танцев народов мира (например, французский танец «Ковер», еврейский танец «Верблюд», румынский танец с лентами, немецкий танец «Ножка» и т.д.). Можно использовать классическую музыку (например, Б.Барток. «Весело-грустно», К.Сен-Санс. «Карнавал животных», П.Чайковский. «Вальс цветов» или «Вальс снежных хлопьев», М.Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» или «Баба-Яга»), русские народные песни и пляски или музыку из детских мультфильмов. Главное условие – движения не должны быстро меняться, так как малыши в этом возрасте не успевают быстро переключаться и долго повторяют предыдущие «па» (так называемый «синдром жирафа»). Основная задача этой формы работы: к концу года научиться перевоплощаться в разных животных и освоить такие движения, как энергичная ходьба под музыку, ходьба на носочках, плясовое «пятка, носик, топ-топ-топ», приставной шаг, «руки как крылья», хлопки, шлепки, «пружинки», повороты туловища и т.д. Набор движений, подбираемых педагогом, зависит от уровня и возраста группы. Главное, чтобы в хореографической композиции находила отражение музыкальная форма используемого произведения (например, треехчастная или форма рондо). Это поможет воспитать в малышах навык внимательного слушания музыки, и переключения в зависимости от смены музыкального раздела. У ребенка замечательная образная память (логически он не запоминает), поэтому очень важно, в какой форме проходит урок. Если это маленький спектакль, то ученик с удовольствием включается в творческий процесс и работает с полной отдачей. Ведь для детей работа и игра – одно и то же. Поэтому основная задача педагога: каждый урок – это мини-театр! Обучение музыке и развитие речи должны быть связаны, поэтому в занятиях с малышами большое внимание уделяется звукоречевым играм, логопедическим упражнениям, звуковым стихам, чтению стихов под ритм шагов, скороговоркам (с трёхлетними детьми) и т.д. Повторение – лучший способ стимулирования интереса, поэтому мы предлагаем возвращаться к стихам, танцам и песням предыдущих уроков, но с небольшими изменениями (новые движения или элементы костюмов, театрального реквизита). Ученые доказали, что мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихов, поэтому каждый урок необходимо знакомить малышей с новыми песнями и стихами, повторяя при этом старые. 6
Стр.6