ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ
ИМ. П.И.ЧАЙКОВСКОГО
О.В.ШАФОРОСТОВА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МАЛЫШЕЙ
ОТ ПОЛУТОРА ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(1,5 – 2 ГОДА)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И РАЗРАБОТКА УРОКОВ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
ЧЕЛЯБИНСК 2006
Стр.1
Щ 310.70
Ш 30
Шафоростова О.В. Развитие творческих способностей у малышей
Текст: метод. пособие / О.В. Шафоростова. – Челябинск:
ЧИМ, 2006.- 78с.
Данное методическое пособие и разработка уроков «Развитие творческих
способностей у малышей. Первый год обучения (1,5 – 2 года)» создано в
помощь педагогам, работающим на подготовительных отделениях детских
музыкальных школ и школ искусств.
Рецензент - И.Г. Вершинина, преподаватель теоретических дисциплин
Центральной музыкальной школы г. Челябинска
Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧИМ
© Шафоростова О.В., 2006
© Челябинский институт музыки им. П.И.Чайковского, 2006
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие творческих способностей у самых маленьких – это очень
интересная область музыкальной педагогики. В последнее время в ДМШ и
ДШИ широко используется практика набора дошкольников в группы
эстетического развития. В них набирают всех желающих детей, начиная с 4-5
лет. Но опыт последних лет показал, что чем раньше начинается активное
развитие творческих способностей ребенка, тем ярче результаты. Уже
бесспорным стало утверждение, что развивать детей нужно с самого рождения и
даже до него. В литературе 90-х годов многими педагогами и учеными
доказано, что раннее развитие детей необходимо. И это нужно не для
воспитания гениев, а для развития мозга, структуры которого формируются к
трём годам на 80%. В известной работе Масару Ибука «После трех уже поздно»
(М., 1992 г.) раскрываются основные методы творческого развития малышей.
Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации, «перекормить»
его невозможно – он «отключается». Разговоры о том, что мы лишаем
маленьких учеников детства, занимаясь с ними разными видами творческой
деятельности, - беспочвенны. Для малыша нет понятий «трудно» и «легко», всё
для него ново, а значит интересно. И запоминает он только то, что его увлекает.
Дети развиваются с потрясающей скоростью. И главная наша задача –
«ловить» момент, когда им что-то интересно, ведь тогда это нетрудно выучить.
Интерес нуждается в подкреплении, так как быстро пропадает. А любопытство
ребенка безгранично, и впечатления раннего детства определяют дальнейший
образ мыслей и действий детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всех видов человеческой творческой деятельности именно музыкальное
воспитание является наиболее предпочтительным в раннем возрасте. Известно,
что мозг человека с рождения способен воспринимать музыку, так как это
своего рода предъязык. Поэтому раннее музыкальное обучение является
эффективным средством активации высших функций мозга и абстрактного
мышления.
Музыкальная педагогика последних лет показала, что всех детей надо
обучать музыке. Главная задача любой методики, приема – помочь каждому
ребенку, независимо от его природных данных, ощутить радость творчества,
разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность. Обучение игре на
инструменте можно начинать, когда сформированы речевые навыки. До этого
погружение в мир музыки лишь пассивное, поэтому предпочтительнее
групповые занятия: слуховое развитие, ритмические импровизации, пение,
музыкальные игры, гимнастика, свободное сольфеджирование, знакомство с
цветными нотами и т.д.
Раннее обучение – это не пичканье информацией, а развитие умения
оценивать и воспринимать (характер, эмоции, чувствительность). Ученые
доказали, что музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на
внешности ребёнка (делает лицо красивым). Кроме того, музыка улучшает
характер детей, благотворно воздействует на психологическое состояние,
3
Стр.3
способствует общему развитию и обладает целебными свойствами. В книге
Т.Б.Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я – детский педагог»
(Санкт-Петербург, 1996г.), в главе «Педагог - музыкотерапевт. Музыка и
здоровье» этот аспект освещается подробно, что является еще одним важным
аргументом в пользу раннего музыкального развития детей.
Предлагаемое методическое пособие опирается на программу раннего
развития музыкальных способностей (Шафоростова О.В. Программа раннего
развития музыкальных способностей/ О.Шафоростова.- Челябинск, ЧИМ, 2005)
Основные задачи первого года обучения: умение концентрировать своё
внимание на заданиях и слушании музыки, переключаться с одного образа на
другой (со сменой характера музыки), эмоциональное развитие.
Родителям очень важно как можно раньше приобщить своего ребёнка к
систематическим занятиям музыкой, ведь во многих кружках принимают детей
только с четырех лет. Кроме того, детям необходимо общение между собой (в
садик многие не ходят). На занятиях также есть возможность преодоления
застенчивости или гиперактивности ребёнка.
Занятия с малышами проходят раз в неделю, каждый урок по 45 минут.
Одного раза в неделю достаточно, так как для маленького ребенка посещение
школы – это целое событие, и он еще несколько дней после этого находится под
сильным впечатлением. У очень эмоциональных детей может даже измениться
поведение и нарушиться сон. Поэтому чаще одного раза в неделю встречаться
на групповых занятиях нецелесообразно. Кроме того, на наших занятиях
даются основные направления и рекомендации родителям для домашней
работы. По хрестоматии они вспоминают материал урока и привыкают
регулярно заниматься со своим ребенком. Это очень важно с точки зрения
педагогики, так как родители должны быть нашими единомышленниками, и
постоянное содружество с ними всегда даёт прекрасные результаты. На
занятиях с малышами зачастую ведётся работа не с ребенком, а с его
родителями. Необходимо подсказывать им, как не навязывать свое мнение
детям и не давить на них, как предлагать формы работы и наблюдать, к чему у
малыша предрасположенность.
В группе должно быть не меньше 3 и не более 6-8 человек, так как вместе с
мамами это уже большой коллектив, достаточно шумный, эмоциональный,
способный утомить маленького ребенка. А родители на уроках обязательно
должны присутствовать, так как они дают малышу чувство психологической
защищенности, кроме того, не пассивно созерцают, а являются активными
участниками урока: поют, танцуют, играют на шумовых инструментах,
помогают детям в играх и являются для них примером. Японский скрипач
Синити Судзуки выдвигает обязательное требование к родителям своих
учеников: обучаться вместе с ними. Без этого успех невозможен. Мамы и папы
должны создать дома тот же образно-эмоциональный настрой, что и на уроке.
Дети постарше могут самостоятельно погружаться в этот мир, а у малышей это
не получается. Если у родителей нет интереса и желания вместе с ребенком
заниматься, то у малыша со временем появляется лень (форма равнодушия и
отсутствие интереса). Постоянное содружество детей и родителей влияет на
4
Стр.4
взаимопонимание и взаимоуважение друг к другу. Это очень важный
психолого-педагогический прием.
Данная книга может быть полезна не только педагогам, но и родителям
малышей при домашней работе с ними.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Работа с малышами требует от педагога огромных душевных затрат и
творческого азарта. Это всегда импровизация, она не укладывается в заданные
схемы, рамки, границы. Нужно уметь быстро перестраиваться, а точнее
подстраиваться под своих учеников в памперсах и с сосками. Педагог должен
очень хорошо чувствовать атмосферу в классе и уметь быстро менять формы
работы. Для этого надо обладать педагогическим оптимизмом и уметь
дозированно «переливать» свою творческую энергию в учеников и их
родителей. Не следует торопить педагогический процесс.
Очень важно, чтобы на ваших занятиях было всегда интересно, и чтобы
интерес развился во что-то серьезное (в способности).
Успехи в одном деле дают уверенность в других делах. Поэтому на уроках
должны быть разные формы творческой деятельности, чтобы помочь ребенку
найти себя.
На уроках с малышами 1,5 – 2х лет необходимо заниматься рисованием,
лепкой, аппликацией, оригами (бумажное конструирование), так как это
развивает творческие задатки учеников (ловкость рук и самовыражение
способствуют развитию интеллекта и фантазии). Карандаш нужно дать малышу
как можно раньше – это очень важно для его развития. Рисовать следует не
только на альбомных листах, но и на старых обоях, на полу, мелом на доске, так
как существует мнение, что стандартная бумага для рисования формирует и
стандартного человека.
Развитие интеллекта стимулируют и физические упражнения. Поэтому на
занятиях с малышами должны быть и такие формы работы, как бег, прыжки,
упражнения с мячом, со скакалкой, стихи с жестами, игры с использованием
крупных движений рук, ног, головы, туловища. Чем раньше начинаются эти
занятия, тем лучше результаты.
Обязательной формой работы на уроке с малышами являются пальчиковые
игры, ведь тренировка пальцев также развивает интеллект. Все стихи,
заучиваемые малышами, обязательно сопровождаются мимикой, жестами,
движениями туловища и пальчиков.
Игры по ролям развивают творческие задатки детей, поэтому на каждом
уроке обязательно инсценируется песня, стих или сказка. Кроме того,
используются элементы теневого театра, кукольного, рисованного,
фольклорного и просмотр диафильмов.
Все виды творческой деятельности на уроках проходят под классическую и
народную музыку. Это очень важный момент. Научные эксперименты
подтвердили предрасположенность новорожденных детей к слушанию и
восприятию классической музыки. Необходимо окружать ребенка лучшим, что
создало человечество, чтобы в его сознании образовалось представление об
5
Стр.5
истинном искусстве. Это представление будет основанием для оценки
произведений искусства в последующей жизни.
На каждом уроке обязательно разучиваются два – три танца, которые можно
разделить на две группы:
1. Театральные сценки (изображаем животных, их походку или трудовые
движения, например, «Медведь и заяц» или «Танец ткачей»). К первой группе
можно отнести и песни с инсценировкой (например, песня-танец «Цыплята»
или «Потанцуй со мной, дружок»).
2. Танцы с простейшими хореографическими элементами: притопы,
прихлопы, движение по кругу, в парах с мамами, с подскоками и т.д.
Музыка для танцев используется самая разнообразная. Это могут быть
фонограммы танцев народов мира (например, французский танец «Ковер»,
еврейский танец «Верблюд», румынский танец с лентами, немецкий танец
«Ножка» и т.д.). Можно использовать классическую музыку (например,
Б.Барток. «Весело-грустно», К.Сен-Санс. «Карнавал животных», П.Чайковский.
«Вальс цветов» или «Вальс снежных хлопьев», М.Мусоргский. «Балет
невылупившихся птенцов» или «Баба-Яга»), русские народные песни и пляски
или музыку из детских мультфильмов. Главное условие – движения не должны
быстро меняться, так как малыши в этом возрасте не успевают быстро
переключаться и долго повторяют предыдущие «па» (так называемый «синдром
жирафа»). Основная задача этой формы работы: к концу года научиться
перевоплощаться в разных животных и освоить такие движения, как энергичная
ходьба под музыку, ходьба на носочках, плясовое «пятка, носик, топ-топ-топ»,
приставной шаг, «руки как крылья», хлопки, шлепки, «пружинки», повороты
туловища и т.д. Набор движений, подбираемых педагогом, зависит от уровня и
возраста группы. Главное, чтобы в хореографической композиции находила
отражение музыкальная форма используемого произведения (например,
треехчастная или форма рондо). Это поможет воспитать в малышах навык
внимательного слушания музыки, и переключения в зависимости от смены
музыкального раздела.
У ребенка замечательная образная память (логически он не запоминает),
поэтому очень важно, в какой форме проходит урок. Если это маленький
спектакль, то ученик с удовольствием включается в творческий процесс и
работает с полной отдачей. Ведь для детей работа и игра – одно и то же.
Поэтому основная задача педагога: каждый урок – это мини-театр!
Обучение музыке и развитие речи должны быть связаны, поэтому в
занятиях с малышами большое внимание уделяется звукоречевым играм,
логопедическим упражнениям, звуковым стихам, чтению стихов под ритм
шагов, скороговоркам (с трёхлетними детьми) и т.д.
Повторение – лучший способ стимулирования интереса, поэтому мы
предлагаем возвращаться к стихам, танцам и песням предыдущих уроков, но с
небольшими изменениями (новые движения или элементы костюмов,
театрального реквизита). Ученые доказали, что мозг ребенка способен удержать
в памяти от 100 до 200 коротких стихов, поэтому каждый урок необходимо
знакомить малышей с новыми песнями и стихами, повторяя при этом старые.
6
Стр.6