Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Стопами святых апостолов

Стопами святых апостолов Стопами святых апостолов. Египет 2010. 2010 (449,00 руб.)

0   0
Авторы
Страниц54
ID256569
АннотацияС 2009 года в Смоленской православной духовной семинарии издается церковно-исторический альманах «Стопами святых апостолов», материалы для которого собираются и анализируются в ходе паломнических и археологических поездок преподавателей и студентов семинарии в Малую Азию, Египет, Грецию и Тунис. Работая над различными темами альманаха, участники проекта отмечали, что описывать только апостольскую деятельность во всех выпусках не представляется возможным. Если в Малой Азии и Греции апостольская миссия очевидна, то относительно Египта и тем более Туниса можно объективно говорить лишь о миссии раннехристианской, которую осуществляли ближайшие последователи святых апостолов. С целью продолжения работы над проектом, который является одним из основных направлений научно-исследовательской деятельности семинарии и объединяющей силой для преподавателей и студентов, было решено, не изменяя общей концепции изложения материала, познакомить читателя с особенностями распространения христианства на обширных пространствах Средиземноморья в римский и византийский периоды.
Кому рекомендованоШирокому кругу читателей
Стопами святых апостолов : Церковно-исторический альманах Смоленской Православной Духовной семинарии .— : Смоленская православная духовная семинария .— 2010 .— Стопами святых апостолов. Египет 2010. — 54 с. — URL: https://rucont.ru/efd/256569 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Стопами святых апостолов Церковно-исторический альманах Смоленской Православной Духовной Семинарии Издается по благословению Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Смоленского и Вяземского Учредитель: Смоленская Православная Духовная Семинария Главный редактор: протоиерей Георгий Урбанович Выпускающий редактор: Ребизов О.Г. Коллектив авторов: Ребизов О.Г., игумен Тарасий (Ланге), Кулаков К.Ю. <...> ЕГИПЕТ • 2010 ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ СМОЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Содержание: 1. <...> Стовратные Фивы • Восточный берег Нила – «город живых» • Фиванский некрополь 32 34 39 10. <...> Синай – место встречи Бога и человека 96 6. <...> Столица Египта: от Гелиополя к КаируГелиополь – древнейшее поселение на территории современного Каира • Вавилон Египетский – форпост римлян • Арабский Египет: города Фустат и Каир Александрия – культурная столица Восточного СредиземноморьяАлександрия – центр эллинизма • Культурное наследие Александрии 46 46 48 54 58 58 60 • Александрия как центр христианства в Африке 62 • Современная Александрия 66 Христианство в Африке • Коптская церковь: современное положение Родина монашества • Монастыри Аравийской пустыни • Монастыри Западной пустыни 70 76 82 83 90 Многоликий Египет Вместе с тем Египет теснейшим образом связан с Библией и историей Церкви. <...> Когда Рим был ещё небольшим поселением, история Египта насчитывала уже три тысячи лет. шествий в Египте было посещение мест, связанных с жизнью великих святых – пророков Моисея и Илии, пребыванием здесь Святого Семейства и проповедью апостола Марка, деятельностью основателей монашества Антония Великого, Павла Фивейского и их последователей. <...> В поездках осуществилась возможность увидеть своими глазами церкви и храмы египетских христиан, ознакомиться с древними египетскими и античными городами: Луксором, Мемфисом, Александрией и другими. <...> Изучение сокровищ Египетского национального музея в Каире, величественных пирамид <...>
Альманах_Стопами_святых_апостолов_Стопами_святых_апостолов._Египет_2010._2010.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Альманах_Стопами_святых_апостолов_Стопами_святых_апостолов._Египет_2010._2010.pdf
Стопами святых апостолов Церковно-исторический альманах Смоленской Православной Духовной Семинарии Издается по благословению Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Смоленского и Вяземского Учредитель: Смоленская Православная Духовная Семинария Главный редактор: протоиерей Георгий Урбанович Выпускающий редактор: Ребизов О.Г. Коллектив авторов: Ребизов О.Г., игумен Тарасий (Ланге), Кулаков К.Ю. Редакционный совет: прот. Г.Урбанович, Ребизов О.Г., Урбанович Л.Н., Казаков М.М. Фото: Ребизов О.Г., игумен Тарасий (Ланге Ю.И.), Кулаков К.Ю. Вёрстка, дизайн: Филиппенков В.А. Корректоры: Ильина А.М., Жуков Г.В. Адрес редакции: 214 000, Смоленск, Тимирязева, 5, Смоленская Православная Духовная Семинария. Тел.: (4812) 394276, 382654. E-mail: seminary@sci.smolensk.ru www.smolensk-seminaria.ru Тираж 500 экз. Отпечатано в типографии «Август Борг». Перепечатка любых материалов без письменного согласия издателя запрещена. ЕГИПЕТ • 2010 ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ СМОЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Содержание: 1. 2. 3. 4. 5. Многоликий Египет 4 7. Страна, рождённая Нилом 6 Египет: путь сквозь тысячелетия 10 Религиозные представления древних египтян: жизнь после смерти 20 8. 9. Стовратные Фивы • Восточный берег Нила – «город живых» • Фиванский некрополь 32 34 39 10. Синай – место встречи Бога и человека 96 6. Столица Египта: от Гелиополя к Каиру • Гелиополь – древнейшее поселение на территории современного Каира • Вавилон Египетский – форпост римлян • Арабский Египет: города Фустат и Каир Александрия – культурная столица Восточного Средиземноморья • Александрия – центр эллинизма • Культурное наследие Александрии 46 46 48 54 58 58 60 • Александрия как центр христианства в Африке 62 • Современная Александрия 66 Христианство в Африке • Коптская церковь: современное положение Родина монашества • Монастыри Аравийской пустыни • Монастыри Западной пустыни 70 76 82 83 90
Стр.1
Многоликий Египет Вместе с тем Египет теснейшим образом связан с Библией и историей Церкви. О важности и даже необходимости знакомства с данным государством свидетельствует тот факт, что в Библии слово «Египет» упоминается около 450 раз, а в истории христианской Церкви эта страна считается родиной монашества и местом подвигов многих известных святых. События, описанные в четырёх библейских книгах (Исход, Левит, Числа и Второзаконие), происходят на территории современного Египта, где было даровано древнему человечеству Синайское законодательство, здесь же появился древнейший перевод Библии – Септуагинта. В древней столице страны – Александрии – были написаны некоторые неканонические библейские книги, действовала знаменитая богословская школа, а местный епископ имел, наряду с предстоятелями Римской и Антиохийской Церквей, высочайший авторитет в ранней Церкви. Главной целью церковно-археологических путеСмоленской семинарии является проект «Стопами святых апостолов». Он включает в себя организацию церковно-археологических поездок в страны, связанные с Библейской и раннехристианской историей. Его осуществление не только открывает новые страницы в изучении Священного Писания и Церковной истории, но и создает прочную мотивационную базу для дальнейшей научной работы преподавателей и студентов. Начало проекта было связано с изучением Малой Азии – региона, имеющего непосредственное отношение к Новому Завету и истории Христианской Церкви. Следующим шагом в научно-исследовательской рабоМноголикий Египет О дним из важных направлений научной, образовательной и просветительской деятельности те явилось исследование североафриканских стран – Египта и Туниса. Произнося слово «Египет», всякий человек в своем воображении рисует далекую и таинственную африканскую землю, страну пирамид, колоссов и обелисков, чудес света и чудес природы, – «мекку» для современных туристов. Образы, всплывающие в сознании, приводят к пониманию того, что эта страна всегда занимала исключительное место в истории мировой цивилизации. Ещё задолго до начала нашей эры египтяне строили прекрасные архитектурные сооружения, поражающие своим величием даже современного человека. Когда Рим был ещё небольшим поселением, история Египта насчитывала уже три тысячи лет. шествий в Египте было посещение мест, связанных с жизнью великих святых – пророков Моисея и Илии, пребыванием здесь Святого Семейства и проповедью апостола Марка, деятельностью основателей монашества Антония Великого, Павла Фивейского и их последователей. В поездках осуществилась возможность увидеть своими глазами церкви и храмы египетских христиан, ознакомиться с древними египетскими и античными городами: Луксором, Мемфисом, Александрией и другими. С этой целью в течение 2010 года преподаватели и студенты Смоленской семинарии совершили две церковно-археологические поездки к древним памятникам истории и культуры Египта. Для знакомства с этой страной необходимо было исследовать историю, религию и культуру Древнего доэллинистического Египта. Изучение сокровищ Египетского национального музея в Каире, величественных пирамид Гизы и Дахшура, памятников древней столицы Египта Фив способствовало исполнению намеченной задачи. История христианской Церкви в стране тесно связана с известнейшим городом древности, столицей эллинизма, Александрией. История мегаполиса, основанного Александром Великим, явилась своеобразным мостом между двумя цивилизациями – древнеегипетской и христианской. В Александрию новая религия пришла из Иерусалима и быстро распространилась по всему Египту, сформировав две национальные церкви – Коптскую и Греческую, – существующие и поныне в мусульманском окружении. Одним из важнейших наследий христианской цивилизации Египта явилось монашество, получившее начало в бескрайних пустынях страны. Изучение культурного и религиозного наследия и традиций христианского Египта было одним из главных направлений научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей Смоленской духовной семинарии. 4 5
Стр.2
Страна, рождённая Нилом Страна, рождённая Нилом Карта Древнего Египта Карта Древнего Египта Е гипет с глубокой древности и до настоящего дня представляет собой бескрайние пустыни и узкую полосу земли, где только и возможна жизнь (долина Нила, самой протяженной реки в мире — 6671 км). Далеко не случайно древние израильтяне называли Египет «мицраим», т.е. «узкое место», и, действительно, долина Нила имеет ширину от одного до двадцати километров. Севернее Каира Нил делится на рукава, которые расходятся к северо-востоку и северо-западу. Между рукавами Нила долина у побережья расширяется до 250 км. Эту часть Египта греки по внешнему сходству с одноименной буквой древнегреческого алфавита назвали Дельтой. На протяжении всего года Нил предоставлял людям не только питьевую воду, но также облегчал перевозку грузов и снабжал птицей и рыбой. Важнейшее значение до недавнего времени имели ежегодные разливы великой реки. Таяние снегов в горах Эфиопии, где берёт свои истоки Голубой Нил, и тропические ливни в районе Великих озер Центральной Африки, откуда вытекает Белый Нил, вызывали увеличение уровня воды. Начало разлива обычно приходилось на 19 июля и считалось Нил в районе Луксора 6 7 первым днём нового года. Разлив реки проходил в период с июля по октябрь включительно. Начиная с древнейших времён и вплоть до современной эпохи, заселение Египта ограничивалось прирусловыми валами или низменными пустынными районами, где семена можно было сеять в жирном влажном иле, оставляемом ежегодными разливами Нила, и где скот мог питаться изобильной травянистой или кустарниковой растительностью. Египет занимал и занимает выгодное географическое положение. Средиземное море соединяет его с Израилем, Ливаном, Малой Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Неслучайно именно на территории современного Египта находится знаменитый Суэцкий канал, значительно облегчающий перевозки грузов по морю из Европы в Южную Азию и Восточную Африку. На севере границу страны повторяет береговая линия Средиземного моря, а на юге — первый порог Нила. Египет образно сравнивают со змеей, голова которой направлена к Средиземному морю (пьющей воду из Средиземного моря), или с цветком лотоса, весьма почитаемого в долине Нила. Деление страны на Верхний (Южный) и Нижний
Стр.3
Страна, рождённая Нилом (Северный) Египет всегда было присуще сознанию египтян. Верхний Египет — это часть территории от первых порогов Нила до Дельты, а Нижний Египет — это собственно Дельта реки. Несмотря на то, что земля фараонов почти всегда являлась цельным государством с единым языком общения, её жители применяли по отношению к своей стране специфическое название «Две Земли». Великое царство древности Египет возникло на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, произведения которой вошли в сокровищницу мирового наследия человечества. Ещё пять тысяч лет назад египтяне стали изготавливать папирусную бумагу, предназначенную для письма. Её изобретение имело исключительное значение. Способствуя широкому распространению письменности, она надолго пережила древнеегипетскую цивилиХрам Рамсеса II, вырубленный в скале в Абу-Симбеле зацию, оказав влияние на культуру более поздних эпох и став известной в греко-римском мире и в средневековой Европе. Иероглифическое письмо через древнефиникийский алфавит послужило основой для создания всех современных европейских алфавитов. Египет можно назвать страной чудес и тайн — великие пирамиды, большой сфинкс, огромные храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре, величественные монолитные обелиски, колоссы Рамсеса II и вырубленный в скале храм в Абу-Симбеле поражали как древних, так и современных путешественников. Как египтяне строили эти величественные сооружения, как мумифицировали умерших, как они достигли обширных знаний в математике, астрономии, медицине и многих других отраслях знаний, является загадкой. На сегодняшний день в Египте работают около 150 археологических экспедиций, шаг за шагом открывающих тайны этой удивительной североафриканской страны. Сфинкс – чудовище с туловищем льва и головой фараона Хефрена, охраняющее великие пирамиды на плато Гизы. Это самая большая статуя в мире, вырубленная из камня Литература 1. Библейская энциклопедия – изд. 2-е, исправл. – М.: РБО, 2002. 2. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989. 3. Вентура Р. Египет. История и цивилизация / Р. Вентура. – Каир: Осирис, б/г. 4. Евсевий Памфил. Церковная история / Евсевий Памфил. – СПб.: Александрийская библиотека, 1998. 5. Египет // Православная энциклопедия. Т. 17. – М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. – С. 703 – 745. 6. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2003. 7. История Востока: в 6-ти т. Т.1. / Отв. ред. В.А.Якобсон. – М.: Восточная литература, 1997. 8. Кузнецов Д.В. Эллинистический Египет: основные тенденции развития в конце IV – второй трети I вв. до н.э.: Учебное пособие /Д.В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. 9. Ламберг-Карловски К. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика: Пер. с англ. / К. Ламберг-Карловски, Д. Саблов. – М.: Наука, 1992. 10. Левек П. Эллинистический мир: Пер. с франц. / П. Левек. – М.: Наука, 1989. 11. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта / Ю.Я. Перепелкин. – СПб.: Летний Сад, журнал «Нева», 2000. 12. Петровский Н., Матвеев В. Египет – сын тысячелетий / Н. Петровский, В. Матвеев. – М.: Детская литература, 1959. 13. Соколова М.И. Египет древний // Православная энциклопедия. Т. 18. – М.: Православная энциклопедия, 2008. – С. 8 – 28. 14. Тилдесли Д. Египет. Возвращение утерянной цивилизации: Пер. с англ. / Д. Тилдесли. – М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. 8 9
Стр.4
Египет: путь сквозь тысячелетия Египет: путь азвание «Египет» страна получила от греков, которые произвели его от наименования города Мемфиса — Хет-ка-Птах («Владение души Птаха»). По словам древнегреческого историка Геродота (484-425 гг. до н.э.), Египет — «дар Нила», ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой всей хозяйственной деятельности населения. Фундамент изучения истории Древнего Египта заложил жрец Манефон, описавший историю страны по просьбе первого греческого правителя Египта Птолемея I (323-283 гг. до н.э.) на рубеже IV-III вв. до н.э. Всю историю государства он разделил на время правления тридцати династий фараонов — властителей Египта. Такой принцип деления истории страны на царства и на династии до сих пор лежит в основе изучения хронологии Древнего Египта. Каждый период истории государства можно охарактеризовать знаменательными событиями. Додинастическая эпоха начинается много тысяч лет назад, когда первые люди пришли в долину Нила, а заканчивается около 3100 г. до н.э. объединени10 сквозь тысячелетия Н Пирамиды на плато Гизы близ Каира ем Верхнего и Нижнего Египта под властью первого фараона Менеса, южного царя. В то же время появляется и первая иероглифическая надпись. Эпоха Раннего царства (3100-2635 гг. до н.э.) примечательна тем, что уже тогда возникли тесные торговые связи с ливанским городом Библом, откуда египтяне привозили кедр, а жители Библа, в свою очередь, получали папирус, также известный в Древней Греции под названием «библос» (греч. βύβλος), откуда происходит слово «библия» — книги. Во времена Древнего (Старого) царства (26352215 гг. до н.э.) начали возводить гигантские пирамиды. Фараону Джосеру (2630-2611 гг. до н.э.) принадлежит ступенчатая пирамида в Саккаре — первая пирамида в Египте и, вероятно, древнейшее монументальное каменное сооружение в мировой истории. На плато Гизы построили всемирно известные пирамиды фараона Хуфу (греч. Хеопс, 2551-2528 гг. до н.э.) высотой 146,6 м, его сына Хафра (греч. Хефрен, 2520-2494 гг. до н.э.), высотой 143 м и внука Менкаура (греч. Микерин, 2490-2472 гг. до н.э.) высотой 68 м, до сих поражающие своим величием Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри в окрестностях г. Луксора многочисленных туристов и путешественников. Эпоха Среднего царства (2050—1652 гг. до н.э.) интересна тем, что в это время на историческую арену выходит город Фивы, известный своими монументальными храмами и гробницами фараонов. Так называемый Второй переходный период (1715-1570 гг. до н.э.) тесно связан с повествованием книги Бытия о патриархах Иакове и Иосифе. В это время Египет находился в состоянии раздробленности и поэтому оказался легкой добычей для гиксосов, вторгшихся из Азии в восточную Дельту. Период их владычества в долине Нила длился 100150 лет, в это время израильтяне во главе с патриархом Иаковом переселились в Египет, а Иосиф стал приближенным фараона и спас страну от голода и гибели. Славный период истории Древнего Египта — Новое царство (1570-1070 гг. до н.э.) — эпоха великих фараонов ХVIII-ХХ династий (Тутмос II, Хатшепсут, Тутмос III, Эхнатон, Рамсес II, Мернептах). При Тутмосе III Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Границы империи простирались от Эфиопии на юге до Евфрата на севере. Фараон Рамсес II (1290-1224 гг. до н.э.) является, пожалуй, самым известным правителем Древнего Египта. Память о нем сохранилась в постройках его эпохи, которые можно встретить по всей стране. К числу крупнейших сооружений Рамсеса II относятся входной пилон и новый открытый двор в Луксоре, завершение гипостильного зала в Карнаке, Рамессеум и примыкавший к нему царский дворец на западном берегу Фив, храм Осириса в Абидосе, скальные храмы в Абу-Симбеле. Именно в эпоху этого великого фараона, как считают многие ученые, и совершился знаменитый исход израильтян из Египта, описанный в Библии. Великое событие ухода израильтян из Долины Нила, где они находились на положении государственных 11
Стр.5
Египет: путь сквозь тысячелетия городом античности. Удобное положение на берегу Средиземного моря сделало Александрию центром хозяйственной жизни всего эллинистического периода. Как культурный центр город Александра Великого явился средоточием всех достижений науки Востока и Запада. Здесь была собрана богатейшая библиотека, насчитывавшая сотни тысяч папирусных свитков, работало большое число таких известных греческих поэтов, писателей, ученых и философов, как Эвклид, Архимед, Плотин, Клавдий Птолемей и др. Примечательно, что деятельность всех ученых была строго организована: при дворах царей эллинистического Египта было создано специальное учреждение, так называемый мусейон — фактически крупнейший в эпоху эллинизма центр науки всего Средиземноморья. Мусейон (храм муз) был основан Птолемеем I Сотером (323/305-283 гг. до н.э.) после Фрагмент античной Александрии 297 г. до н.э., а организатором его, как предполагается, был философ Деметрий Фалерский. При Птолемее II Филадельфе (283-246 гг. до н.э.) архитектором Состратом Книдским был построен Фаросский маяк высотой около 120 м, обозначавший вход в александрийскую гавань и считавшийся в античном мире одним из семи чудес света (полностью разрушен землетрясением в XIV в. н.э.). При разделе империи Александра Египет был отдан его военачальнику и телохранителю — Птолемею Сотеру (древнегреч. Πτολεμαίος Σωτήρ — рус. Птолемей Спаситель). Он основал династию, которая правила Египтом до завоевания Римом. С 30 года до нашей эры Египет являлся провинцией Римской империи, впоследствии (до сер. VII в.) — Византийской империи. Император Октавиан Август (30 до н.э.-14 гг. н.э.) Гипостильный (т.е. поддерживаемый очень часто поставленными колоннами) зал Рамсеса II в Карнакском храмовом комплексе рабов, завершилось дарованием Десяти заповедей и установлением Ветхого Завета. На базальтовой стеле сына Рамсеса II Мернептаха (1224-1214 гг. до н.э.), находящейся ныне в Египетском национальном музее в Каире, присутствует единственное среди всех древнеегипетских источников упоминание этнического определения «Израиль». Третий переходный период (1070-664 гг. до н.э.) и Позднее царство (664-332 гг. до н.э.) — время заката Древнего Египта. Иноземные завоеватели вторгаются в страну и овладевают ею (ассирийцы — с 671 по 664 гг. до н.э., персы с 525 по 332 гг. до н.э.). Египет несколько раз добивался независимости от персидских царей, пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским. В Египте Александр Великий (356-323 гг. до н.э.) провел всего одну зиму. Однако включение Египта в его державу имело важное значение не только для страны фараонов, но и для всей мировой истории. Египет вместе со странами восточного Средиземноморья, Малой Азии, Причерноморья, Передней 12 Азии, Двуречья вступает в период истории, который называют эллинизмом. В покоренные Александром государства устремились переселенцы из Греции и Македонии. Они несли иную культуру, другие религиозные представления. В свою очередь, древневосточные государства распространяли свое влияние на завоевателей и переселенцев. Египет стал классической страной эллинизма. Недаром весь этот период определяют во времени по событиям в истории Египта: от его завоевания Александром до покорения Римом (332-30 гг. до н.э.). Эллинизм способствовал тому, что великие культурные достижения египетского народа широко распространились по всему цивилизованному миру и обогатили сокровищницу мировой культуры. В Египте Александром был основан одноименный город на месте древнего поселения Ракотэ. Новое поселение росло необычайно быстро и бурно, так что население его во II в. до н.э., возможно, достигало 700 тыс. чел. До тех пор, пока его величие не превзошел Рим, Александрия являлась величайшим 13
Стр.6
Египет: путь сквозь тысячелетия сандрии формируется огласительное училище для христиан, которое занимается подготовкой желающих к вступлению в Церковь, а со временем становится основой Александрийской школы христианского богословия. Наиболее яркими представителями и руководителями огласительного училища, впоследствии преобразованного в школу, были известные церковные учителя Пантен (70-80-е гг. II в.), Климент Александрийский (рубеж II и III вв.) и Ориген (нач. III в.). Именно в это время при постоянной поддержке архиепископа Димитрия Александрийского (189-231 гг.) школа сложилась как постоянно действующее образовательное учреждение, оказавшее огромное влияние на судьбы христианской Церкви. В христианской Церкви авторитет АлександрийРимская крепость в Вавилоне Египетском ввёл в Египте режим своего прямого правления. Существовала должность префекта Египта, в распоряжении которого находилось три легиона (Никополь, Вавилон и Фивы). В эту эпоху в Египте появляется христианство. Предание египетских христиан, основанное на Новом Завете (Мф. 2:13-15, 19-23), сообщает о пребывании основателя новой религии Иисуса Христа в стране фараонов вместе с Пресвятой Богородицей и Иосифом Обручником. Распространение христианства в Египте церковная традиция связывает с именем апостола и евангелиста Марка. Вероятно, св. Марк впервые посетил Египет, сопровождая ап. Петра в поездке в Вавилон (1 Петр 5:13) — город на реке Нил (ныне входящий в состав современного Каира). О миссии ап. Марка в Египте сообщает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (II.16). В «Хронике» Евсевий датирует прибытие ап. Марка в Александрию третьим годом правления имп. Клавдия, т. е. 44 г. н.э. В конце II века в Алек14 ских епископов к IV веку уступал только авторитету Римского епископа. Александрийская кафедра после легализации христианства императором Константином Великим (306-337 гг.) в 313 году возглавлялась известнейшими церковными деятелями и богословами, внесшими значительный вклад в укрепление всей христианской Церкви: Александром, Афанасием Великим, Кириллом. В 451 г. IV Вселенский (Халкидонский) Собор осудил как сторонника ереси монофизитства и низложил архиепископа Диоскора Александрийского. Одновременно был установлен порядок высшей иерархии Вселенской Церкви, в которой Александрия заняла лишь третье место после Рима и Константинополя. И то, и другое было большим ударом для всей Церкви Египта. Большинством египтян-христиан решения Собора были восприняты негативно. Внутри Церкви Александрии и всего Египта началась длительная борьба, приведшая в VI в. к расколу местных христиан на две Церкви: православную, большинство представителей которой было греками, и нехалкидонскую, которую составили копты (так арабы называют египтян). После 451 г. Церкви в Египте так и не удалось восстановить единство паствы и прежний авторитет Александрийского престола, несмотря на отдельные периоды сравнительного согласия и сосуществования Церквей. Императоры Римской империи, начиная с Константина Великого, покровительствовали христианам, так что к середине V века Египет можно было назвать страной, где язычество уже не играло какой-либо значимой роли. Правление христианских императоров в Египте продолжалось до сентября 641 года, когда по мирному договору между Византией и арабами вся страна вместе с Александрией перешла в руки мусульман. В эту эпоху Египет стал одной из многих провинций огромного арабского халифата, простирающегося от Испании до Индии. После арабского завоевания происходила постеХрам св. Георгия Победоносца в Коптском квартале Каира пенная исламизация Египта. В середине VII в. мусульмане составляли очень незначительную часть населения (по различным оценкам, около 40 тыс. человек, в то время как египтяне-копты — от 5 до 7 млн человек). В правление арабской династии Омейядов (656-750 гг.) мусульмане составляли 7-8 % населения Египта; в начале X века — около 30%, а к концу XII в. христиане в стране уже составляли меньшинство. Вместе с исламской религией население заимствовало и арабский язык, ставший в средние века разговорным языком, а в настоящее время и единственным, на котором говорят в Египте. К XIII веку Коптская Церковь полностью утратила влияние в обществе; в XIV-XVIII веках число христиан временами сокращалось до нескольких десятков тысяч человек. Возрождение Коптской Церкви началось лишь в XIX веке — это было связано с укреплением автономного и затем независимого государства в Египте. До середины IX века ключевые посты в Египте занимали представители арабской военной знати, но с ослаблением власти династии Аббасидов (750-868 гг.) управление страной перешло в руки тюркских военачальников, образовавших династии Тулунидов (868-905 гг.) и Ихшидидов (905-969 гг.). Они создали в Египте фактически самостоятельные государства, хотя формально признавали верховенство халифов. В 969 году Египтом овладела династия Фатимидов, которая возводила свое происхождение к дочери пророка Мухаммеда Фатиме и следовала исмаилитскому течению в мусульманстве. Фатимиды объявили себя правителями мусульман — халифами. Именно они в 969 году основали новую столицу Египта — Каир. С 1171 по 1250 гг. Египтом правила тюркская династия Айюбидов, самым известным представителем которой был знаменитый победитель крестоносцев 15
Стр.7
Египет: путь сквозь тысячелетия Мечеть Мухаммеда Али в цитадели Каира Цитадель Каира, построенная при султане Саладдине султан Саладдин. Укрепляя армию для борьбы с крестоносцами, Айюбиды набирали мамлюков (воинов, рекрутировавшихся из рабов), которые в 40-х гг. XIII в. составляли уже значительную часть армии. Мамлюкские военачальники стали диктовать свою волю правителям Египта, а в 1250 г. свергли султана и правили страной до 1517 года. (А 8. Цитадель Каира, построенная при султане Саладдине) Мамлюки состояли главным образом из тюрков и черкесов, славившихся своей храбростью и отвагой. Стоит отметить тот факт, что египетские мамлюки — это первые воины, нанесшие в 1260 году поражение самым страшным завоевателям того времени — монголам, остановив их продвижение в Палестину и Африку. Миссионеры мамлюкского султана Бейбарса (1260-1277 гг.) обратили в ислам хана Золотой Орды Береке, вассалами которого были в то время русские князья. В 1291 году мамлюкам удалось взять последний оплот крестоносцев в Святой Земле — город Акку — и завершить эпоху Крестовых походов. 16 В 1517 г. власть мамлюкских султанов была свергнута правителем турок-османов Селимом I (1512-1520 гг.). Каир перестал быть центром мусульманского мира и превратился в дальний провинциальный город Османской империи. В пятничной молитве вместо имени мамлюкского султана стали упоминать имя правителя османов. В конце XVIII века в истории Египта происходили события, в значительной степени определившие дальнейшую судьбу его народа. 1 июля 1798 года генерал Наполеон Бонапарт высадил в бухте Марабут, в нескольких километрах от Александрии, 36-тысячную армию. В планах Наполеона Египту отводилась роль стратегического плацдарма для утверждения французского господства в Средиземноморье и последующего захвата английских колониальных владений в Азии. Французам удалось овладеть Александрией, Каиром и Северным Египтом, но их поход в Палестину был неудачным. В сентябре 1799 года Наполеон вернулся во Францию, а в сентябре 1801 года последние французы покинули Египет. Поход Наполеона открыл Древний Египет Европе. Вместе с Бонапартом отправились 167 ученых, которым было поручено заниматься на месте исследовательской работой. Благодаря их усилиям французский ученый Жан-Франсуа Шампольон в 1822 году расшифровал египетские иероглифы, а в Европе получила широкое развитие наука египтология. В 1805 г. к власти в Египте пришел знаменитый реформатор Мухаммед Али, употребивший все силы на то, чтобы превратить Египет в мощное и независимое государство. Уже через несколько лет Мухаммед Али чувствовал себя полностью независимым от Османской империи и, хотя признавал над собою верховную власть султана, но не считался с ним совершенно. Он овладел священными городами мусульман — Меккой и Мединой, а также Суданом и Сирией. Реформы Мухаммеда Али привели к тому, что Египет превратился в самую передовую из арабских стран. Потомки Мухаммеда Али правили Египтом как автономией, получив титул «хедив» (вице-султан). В 1859 году началось строительство знаменитого Суэцкого канала, закончившееся 17 ноября 1869 года. Длина канала составила 160 км, ширина — 60100 м. Глубина канала — в среднем 8 м. Канал сократил путь из Европы в Индию, Китай, Австралию приблизительно на 7 000 км. С 1882 года Египтом и Каиром владели англичане, при которых была построена Асуанская плотина — основное сооружение ирригационной системы страны — и плотины у городов Исна, Асиут, НагХаммади. Постройка Асуанской плотины вызвала переворот в сельском хозяйстве Египта. Она удерживала 2 миллиарда кубических метров воды, что позволило использовать плодородную почву долины и дельты Нила круглый год. 28 февраля 1922 г. Великобритания признала Египет независимым государством. 15 марта 1922 г. египетский султан Ахмад Фуад принял титул короля. Суверенитет страны был ограниченным: англичане сохраняли за собой права на оборону Египта, защиту интересов национальных и религиозных меньшинств, контроль над проходившими через страну «имперскими путями». Короли продолжали управлять Египтом до 23 июля 1952 г., когда тайная организация «ад-Дуббат 17
Стр.8
Египет: путь сквозь тысячелетия Современный Каир Асуанская плотина Литература аль-Ахрар» (Свободные офицеры) совершила переворот. 26 июля король Фарук отрекся от престола, власть перешла к Совету руководства революцией. 18 июня 1953 г. Египет был провозглашен республикой. В апреле 1954 г. правительство возглавил Гамаль Абдер Насер, а после принятия на референдуме новой Конституции Египетской республики (23 июня 1956 г.) он был избран президентом страны. Новому правительству Египта удалось добиться согласия на эвакуацию британских войск из зоны Суэцкого канала и признания независимости Судана. В июне 1956 г. последний британский солдат покинул Египет. В 1952 году, сразу же после революции, было решено построить вторую плотину выше Асуанской, возведённой англичанами. В разгар холодной войны в борьбе за страны третьего мира Советский Союз в 1958 году предложил техническую помощь при строительстве дамбы, причём треть стоимости проекта списывалась за счет лояльности режима президента Насера к СССР. Огромная дамба была спроектирована советским институтом «Гидропро18 ект» и построена к 1971 году. Асуанская верхняя дамба имеет 3600 м в длину, 980 м в ширину по основанию, 40 м в ширину по гребню и 111 м в высоту. Водохранилище, названное озером Насера, протянулось на 550 км в длину и 35 км в ширину. Строительство второй Асуанской плотины предотвратило негативные последствия наводнений 1964 и 1973 годов, а также засух 19721973 и 1983-1984 годов. Сегодня Египет — это президентская республика. Глава государства — президент, избираемый с 2005 г. на шесть лет путем всеобщих прямых выборов (до 2005 г. назначался Народным собранием и утверждался на Национальном народном референдуме). Подавляющее большинство жителей Египта (85%) исповедует ислам. Христиане, проживающие преимущественно в Каире, Александрии, Кене и других крупных городах, составляют, по разным данным, от 10 до 18 % населения, в подавляющем большинстве это представители нехалкидонской Коптской Церкви. Православие представлено немногочисленными приходами Александрийского Патриархата. 1. Библейская энциклопедия – изд. 2-е, исправл. – М.: РБО, 2002. 2. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989. 3. Вентура Р. Египет. История и цивилизация / Р. Вентура. – Каир: Осирис, б/г. 4. Евсевий Памфил. Церковная история / Евсевий Памфил. – СПб.: Александрийская библиотека, 1998. 5. Египет // Православная энциклопедия. Т.17. – М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. – С. 703 – 745 6. История Востока: в 6-ти т. Т. 1. / Отв. Ред. В.А. Якобсон. – М.: Восточная литература, 1997. 7. Кузнецов Д.В. Эллинистический Египет: основные тенденции развития в конце IV – второй трети I вв. до н.э.: Учебное пособие /Д.В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. 8. Ламберг-Карловски К. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика: Пер. с англ. / К. Ламберг-Карловски, Д. Саблов. – М.: Наука, 1992. 9. Левек П. Эллинистический мир: Пер. с франц. / П.Левек. – М.: Наука, 1989. 10. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта / Ю.Я. Перепелкин. – СПб.: Летний Сад, журнал «Нева», 2000. 11. Петровский Н. Египет – сын тысячелетий / Н. Петровский, В. Матвеев. – М., 1959. 12. Соколова М.И. Египет древний // Православная энциклопедия. Т. 18. – М.: Православная энциклопедия, 2008. 13. Тилдесли Д. Египет. Возвращение утерянной цивилизации: Пер. с англ. / Д. Тилдесли. – М.:СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. 19
Стр.9
Религиозные представления древних египтян: жизнь после смерти Религиозные представления древних египтян: жизнь после смерти Всё боится времени, но даже время боится пирамид. Египетская поговорка Вид на пирамиды Гизы там, где город вплотную приблизился к пустыне, расположено единственное из семи античных чудес света, сохранившееся до наших дней, – Великие пирамиды. Человек, созерцающий эти огромные горы из каменных блоков, невольно задаётся вопросами о том, кто, когда и как строил пирамиды, для чего они предназначались, откуда появилась такая удивительная архитектурная форма. Главная причина строительства пирамид заклюГ чается в особенностях религиозных представлений древних египтян. Можно сказать, что вера в бессмертие и вечную жизнь произвела на свет громадные каменные горы. Пирамиды строились как гробницы фараонов; они должны были служить «вечным жилищем» для «ка» и «ба» фараонов, существова20 иза («город мёртвых») – район городской агломерации столицы Египта Каира. На окраине Гизы, ние которых зависело от сохранности мумии. Таким образом, эти исполинские крепости-мавзолеи знаменовали не торжество смерти и разложения, но вечную жизнь. Но что же такое «ка» и «ба» фараонов? При знакомстве с египетскими религиозными категориями, которыми описывался человек (а также царь и бог), мы сталкиваемся с понятиями, аналогов которых нет в представлениях современных христиан. В сознании древних египтян человеческая сущность состояла из физического тела и непонятных для нас категорий «ка», «ах» и «ба». «Ка» (двойник, жизненная сила) – это отдельная часть личности. Она рождалась вместе с человеком в качестве тождественного близнеца, сопровождала его на протяжении всей жизни в виде поддерживающей, созидательной силы и предваряла его в смерти для того, чтобы подготовить ему успешное существование в загробном мире. При этом «ка» мыслилась и как божественная сила внутри человека, руководящая его правильной и успешной деятельностью. Можно предположить, что «ка» представлялась как бог человека, иногда – бог вообще, иногда особый бог, подобный домашнему святому или ангелу-хранителю. По смерти египтянин должен был воссоединиться со своим «ка» и стать «ах», «деятельным существом» для загробной жизни. В современной научной литературе «ах» более или менее определенно переводится словом «дух». Из имеющихся многочисленных текстов точное значение этого слова вывести невозможно. «Ба» (душа, проявление) – духовная сущность, придающая уникальный характер личности. Она продолжала существовать и после смерти человека. Обычно «ба» находилась в гробнице, соединившись с телом, однако могла и отделяться от него, выходить из гробницы и подниматься на небо или спускаться в загробный мир, при этом оставаясь в полном единстве с умершим. Поэтому в гробницах часто делали узкие коридоры для посещения «ба». Люди могли иметь по несколько «ах» и «ба» (по крайней мере, тексты говорят так о богах и царях). Также в источниках встречаются упоминания о сущностях, называемых «мощью», «тенью» и пр. Составляя с человеком единый комплекс, его «души» обладали при этом определённой самостоятельностью и иногда вели независимое существование. Так, «ка» человека могла брать его за руку; про умершего иногда говорили, что он отправлялся к «ка» или к «ах». При этом все сущности мыслились вполне материально: «ка» обладала плотью и вкушала пищу. Невозможно определить, чем все эти «души» различались между собой, а также сказать, возникали ли они сами по себе или создавались в результате магических действий, и по каким критериям сам египтянин отличал одну из них от другой. Однако понятно, что житель долины Нила не видел непроходимой пропасти между миром мёртвых и миром живых: со смертью тела жизнь не прекращалась. Смерть для древних египтян являлась сложным переходом в другую действительность, которая могла быть блаженной и длиться настолько долго, насколько покойный оставался невредимым. Для этого проводилась процедура мумификации и строились укреплённые гробницы. Существование после смерти представлялось вполне материальным: по этой причине в гробницы помещали массу вещей, необходимых для человека и за гробом: мебель, сосуды для принятия пищи и другое. Дневной путь Солнца давал надежду на жизнь после смерти. Разве не умирало Солнце каждый вечер, а на следующее утро не вставало вновь, юное и свежее? Фараон, как и Солнце, не мог совершенно исчезнуть после смерти. Придворные, приближённые правителя Египта и простые египтяне верили 21 в существование жизни после смерти. Считалось, что и в загробном мире они будут служить своему господину. Правители Египта к середине I династии (29202770 гг. до н.э.) считались богами-властителями, которые в образе сокола или неба покрывали страну, защищая Египет своими крыльями. Властелин страны при жизни считался воплощением соколинообразного божества Гора (Хора), воплощением даже более великим и могущественным, чем все прочие боги, чьё благополучие в значительной мере зависело от щедрот египетского фараона. Между богами и фараонами как бы существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый «договор», основанный на принципе «do ut des» («даю, чтобы ты дал»), – боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства. Правитель Египта, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и прочее. Статуя фараона из музея г.Луксора
Стр.10