40 Теория и методика спорта высших достижений ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В.Ф. <...> СОПОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК Аннотация Рассмотрена роль методологического обоснования содержания программ психодиагностики и включаемого в них инструментария. <...> Показана роль экзистенциального подхода к рассмотрению личности спортсмена как объекта психологической подготовки. <...> Рассмотрены пути возвращения целостности сознания личности в процедурах психорегуляции. <...> В проблеме изучения психологического обе спечения спортивной деятельности особенно ощутим пробел в системном иссл едовании личнос ти. <...> Имеющиеся работы, как правило, обращены к отдельным сторонам психологической проблематики и слабо увязаны с задачами формирования личности в специфических условия х спортивного соревнования. <...> Вместе с тем данное направление имеет б ольшое практическое значение и теоретич еский и нтерес. <...> Психологическая подготовка спортсменов, ставящая своей задачей формирование всесторонне развитой личности, научного спортивного мышления и мировоззрения, активной жизненной позиции, высокой гражданственности и патриотизма, сознательности и коллективизма, нуждается в углублении познания механизмов психической регуляции личностного уровня. <...> Разработка и совершенствование комплексного плана формирования личности спортсмена на весь период тренировочного процесса предполагает выявление ряда су щественных особенностей личности, опр еделение условий их целенаправленного формирования на разных этапах обучения и воспитания спортсменов [4, 6, 10, 13, 14]. <...> К такого рода психологическим новообр азованиям относятся ценностные ориентации личности, ее направленность, определяемая системой доминирующих мотивов, ведущие нравственные качества, основные особенности самосознания. <...> Для тренера существенное значение <...>