ЛАНЕТА ОБРАЗОВАНИЯ О реформах, которых не было Олег Волков профессор МГОУ, кандидат химических наук volgamgou@mail.ru В последние годы все чаще обращаюсь к системному изучению явлений через философскую позицию «антиномия». <...> Для себя и студентов вывел следующее, слегка упрощенное определение этого понятия: «В любой системе, которую для простоты понятия можно рассматривать как шкалу, имеются две противоположности, находящиеся в крайнем противоречии». <...> Как, например, черное и белое, смерть и жизнь, покой и движение, нет и да, ноль и единица и т. д. <...> Поэтому стараюсь, чтобы при обсуждении любой проблемы участники подходили к ее рассмотрению системно, охватывая всю шкалу возможностей. <...> Чтобы могли видеть, как влияют на состояние и динамику возможных изменений системы условия среды, внешние факторы и внутренние особенности. <...> Такой подход быстро отрезвляет даже самых ярых пессимистов, радикально настроенных против «реформ», направленных на разрушение лучшей в мире советско-российской системы образования, потому как быстро выясняется, что реальных стратегических реформ в образовании, кроме каких-то надуманных методических шагов, типа 11-летнего обучения, ЕГЭ 40 и бакалавриата, в новой стране, рожденной на излете 1991 года, даже не планировалось. <...> Но принять и признать, что сегодняшнее состояние российского образования — это доведенное до крайности государственным бездействием любимое советское образование, очень тяжело. <...> Прошло 25 лет после горбачевских перемен, появилось новое поколение, Россия теперь, как и все «демократические» страны, рыночное государство. <...> При этом успеха можно достичь, только опираясь на собственный стандарт развития личности, не благодаря, а скорее вопреки общему стандарту образования. <...> Единый стандарт образования — один из фундаментов централизованной системы хозяйствования авторитарного государства, закрытого от внешнего мира. <...> Но Страны Советов нет, а советские образовательные <...>